Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию и повышению уровня эстетической культуры младших школьников во внеурочной деятельности средствами искусства, необходимо разработать программу направленную на воспитание чувств человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой, при этом учитывать те условия, которые должны выполняться для повышения уровня эстетической культуры во внеклассных занятиях. Такую возможность нам предоставляет Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (ФГОС НОО) согласно ФГОС НОО у каждого класса есть часы внеурочной деятельности, которые дают возможность осуществлять программу воспитания и социализации школьников. Эстетическое воспитание детей является очень важным этапом на пути формирования общества и личности в целом. На развитие эстетического начала большое влияние оказывает характер общественных отношений, а также уровень развития и духовное состояние общества, а главное развитие его культуры. Эстетическая культура является главной частью культуры, которая в свою очередь является многогранной. В ее основе лежат: эстетическое сознание и эстетические ценности людей, определенные эстетические моменты в различных видах деятельности, и конечно, эстетическое воспитание. Народное искусство занимает особое место в эстетической культуре и эстетическом воспитании. Эстетическая культура человека - это в первую очередь чувственное понимание и осознание мира культуры.
Формировать личность и эстетическую культуру, как отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Цель исследования: охарактеизовать процесс формирования эстетической культуры младшего школьника.
Объект исследования: Эстетическая культура младшего школьника.
Предмет исследования: условия формирования эстетической культуры младшего школьника во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: условия формирования эстетической культуры детей включают:
• Правильную организацию внеурочной деятельности художественно-эстетического направления.
• использование потенциала достижений разнообразных форм культуры и искусства.
Цель и гипотеза данной работы были реализованы посредством решения следующих задач:
1.Изучить теоретические аспекты формирования эстетической культуры и выделить условия повышения эстетической культуры младшего школьника во внеурочной деятельности.
2. Провести опытно-педагогическую работу по формированию эстетической культуры младшего школьника во внеурочной деятельности.
3.Проанализировать опытно-педагогическую работу и дать методические рекомендации учителям начальных классов по организации формирования эстетической культуры младшего школьника во внеурочной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили взгляды зарубежных и отечественных педагогов и психологов на проблему эстетической культуры. (Б.М Неменский, М. Каган, Л.П. Печко, Д.Б. Лихачев);
современные подходы к пониманию проблемы формирования эстетической культуры младшего школьника (Т.С. Комарова, Л.И. Божович, и другие);
методические разработки современных авторов по проблеме формирования эстетической культуры младшего школьника. (Т.Н.Волкова, О.С.Богданова, О.А. Соломенникова)
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- наблюдение
- беседа
- анкетирование
- анализ продуктов деятельности учащихся
- математические и статистические методы
База исследования: (указать)
Практическая значимость исследования: состоит в выявлении условий повышения уровня эстетической культуры младшего школьника: разработана программа по внеурочной деятельности с учетом условий повышения уровня эстетической культуры младшего школьника. Разработаны методические рекомендации по формированию эстетической культуры младших школьников в процессе внеурочной деятельности учителям начальных классов.
Глава 1.Теоретические положения организации эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
1.1.Эстетическое воспитание: понятие, факторы и условия, методы и средства
Эстетическое воспитание - это воспитание способности воспринимать и понимать прекрасное в искусстве и окружающей действительности, формирование чувств в области прекрасного.
Задача эстетического воспитания - формировать эстетический идеал. Прекрасное, по своей сути есть жизнь в наших понятиях. Эстетический идеал - это образ совершенства. Для эстетического освоения мира необходима практика и творческая деятельность. Виды этой деятельности могут быть достаточно разные: создание красоты через труд, эстетическое поведения, эстетическо-познавательная деятельность, творчество. Формирование эстетического сознания и эстетическая деятельность - это две взаимосвязанных направления педагогического процесса. Посредством творческой деятельности растущий человек удовлетворяет свою потребность в самовыражении. При этом формируется его эстетическое отношение к действительности. Методами эстетического воспитания являются: разъяснение; анализ произведений искусства, предметов и явлений; решение эстетических задач; упражнения в искусстве; положительный пример; поощрение и т.д. [11, с.42]
Формы эстетического воспитания: беседы; лекции на эстетические темы; кинолектории; вечера поэзии; встречи за круглым столом; дискотеки и танцевальные вечера. Средства эстетического воспитания в разнообразной эстетической деятельности применяется комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются: познание, труд, игра, общение, природа, искусство, литература, бытовая обстановка. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания. Научно-познавательный процесс обладает большими возможностями для эстетического воспитания школьников. Проникая в сущность познаваемых предметов, процессов и явлений, воспитанник вместе с тем воспринимает присущие им эстетические свойства. Сам процесс познания объективной реальности начинается с чувственного восприятия, так называемого живого созерцания. Труд активно влияет на эстетическое развитие следующими путями: процессом труда, содержанием работы, результатами труда, отношениями в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный труд сопровождается чувством удовлетворения и наслаждения. Человека радует результат его труда. Эстетически- воспитательные возможности игр очень богаты. [14, с.60]
В нынешней литературе термин «эстетическое отношение к миру» определяется, как способность человека оценивать явления действительности через понимание прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Это - способность отразить собственное мироощущение, духовный мир в поведении и образе жизни.
Философский словарь устанавливает понятие эстетического как отношение человека к миру, в коем в концентрированном виде заключена суть человека как свободного и осмысленного создания.
В философии эстетическое отношение изучается как феномен, обеспечивающий гармоническое единство внешнего мира и сокровенного мира личности. Видят необходимость рассматривать эстетическое отношение к миру как универсальный способ взаимодействия человека с окружающей действительностью в целях решения проблемы самореализации М.С.Каган, Б.Т.Лихачев, А.Г.Столович и другие.
Сегодня эстетическое воспитание подвергается анализу как существенный фактор развития личности. Устанавливается его место и роль в воспитании личности, цель коего зависит от периода и конкретных социальных экономических отношений, степени формирования эстетической, педагогической мысли. Подчёркивается великое воздействие искусства на эстетическое формирование личности.
Эстетическое воспитание определяется как социокультурно обусловленный процесс целенаправленного взаимодействия воспитателей и воспитанников, в котором создаются условия для их самовоспитания, развития способности воспринимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве, совершенствовать окружающий мир на основе гуманистических идеалов, общечеловеческих ценностей и норм морального поведения. [17, с.61]
При этом под эстетической воспитанностью школьников понимается система воспитательно-значимых критериев:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. 382 с.
2. Аркушенко А., Ларина О. Психология развития и возрастная психология. М.: Эксмо, 2008. 70 с.
3. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 2011 142 с.
4. Библер В.С. Мышление как творчество. М.: Наука, 2010. 215 с.
5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов/ Д., 2016. 173с.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2013. 320 с.
7. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 2012. 315с.
8. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 2014. 96 с.
9. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. М.: Академический проект, 2014. 98 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2015. 534 с.
11. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2008. 128 с.
12. Гафиатулина Н.Х., Роженко А.В. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки. Ростов-на- Дону: Феникс, 2009. 283 с.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2014. 384 с.
14. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 252 с.
15. Комарова, Т.С. Школа творческого воспитания. М.: Зимородок: Карапуз, 2014. 415 с.
16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: УРАО, 2012
17. Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания. М.: Просвещение. 2013. 240 с.
18. Люблинская А.А. Детская психология: учебное пособие. М.: Владос, 2013. 268 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 200. 688 с.
20. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. М., 2008., 591 с.
21. Титов В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций. М.: Приор-издат, 2008. 224 с.