Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Конституционные поправки являются важнейшим событием в общественно-политической жизни государства и в принципе определяют направление развития всех правовых институтов.
Особая процедура принятия и внесения поправок в Конституцию является юридической особенностью Конституции.
Они зачастую сложнее обычных законодательных процедур и в некоторых случаях требуют создания специальных государственных органов, наделенных полномочиями по разработке конституции, или использования институтов прямой демократии.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании порядка внесения изменений и поправок в Конституцию РФ.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы конституционного права, регулирующие порядок внесения изменений и поправок в Конституцию РФ.
Целью исследования является порядок внесения изменений и поправок в Конституцию РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть особенности закрепления основ Конституционного строя в Конституции РФ;
2.определить понятие сущности Конституции;
3.проанализировать особенности стабильности Конституции и гарантии её обеспечения;
4.дать понятие и определить значение принятия поправок к Конституции РФ;
5.рссмотреть процедуру внесения поправок.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство в сфере конституционного права; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по конституционному праву, такие как: Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е., Нудненко Л.А., Хабриева Т.Я. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем порядка внесения изменений и поправок в Конституцию РФ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании порядка внесения изменений и поправок в Конституцию РФ.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1.Правовые основы пересмотра и изменения Конституции РФ
1.1.Закрепление основ Конституционного строя в Конституции РФ
Основы конституционного строя РФ - это закрепленные в Конституции РФ основные принципы государственного и общественного устройства, в которых находят юридическое выражение фундаментальные ценности этой системы. Это: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство" (статья 1, пункт 1); "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (пункт 2); "Носителем суверенитета РФ и единственным источником власти являются ее многонациональные граждане" (статья 3, пункт 1); "Никто не может присваивать власть в РФ никто не может узурпировать власть РФ" (пункт 4 той же статьи) и другие демократические ценности. Это ценности государственности, такие как "суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию" (статья 4, часть 1), "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (статья 4, часть 3). Это ценности социального мира и "запрещается разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни" (часть 5, статья 13) и т.д .
Конституция РФ перевела эти и другие фундаментальные ценности на язык права и конкретно выразила их в принципах конституционного строя. Это: государственный суверенитет; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; федерализм; республиканизм; разделение властей; верховенство закона; демократическое государство; социальное государство; светское государство; политический плюрализм; социальная рыночная экономика; многообразие и равенство форм собственности; признание и гарантия местной автономии.
Конституционный строй - это система правоотношений, устанавливающая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина и при котором государство подчиняется закону, в частности демократической конституции.
Концепция конституционного строя имеет две основные черты:
-совокупность признаков, отличающих одно государство от другого (например, форма государственного устройства, форма правления, политическая система и т.д.);
-способ организации государства, который подчиняет его интересам человека, естественным правам и свободам, регулируя его деятельность с помощью правовых ограничений и рамок, за которые государство не может выходить. Важнейшую роль среди этих ограничений играет Конституция РФ.
Конституционный строй - это сложное понятие, более широкое, чем государственный порядок, но более специфическое, чем общественный порядок. В целом, его можно определить как правовой порядок, при котором соблюдается демократическая конституция государства. Следует отметить, что глава 1 Конституции РФ закрепляет лишь основы конституционного строя России. Все аспекты конституционного строя государства (имущественные, земельные, экологические, административные, процессуальные, трудовые, уголовные, семейные и иные правоотношения) не могут быть предусмотрены ни в одном нормативном акте, включая Основной закон государства. Эти правоотношения подробно регулируются специальными и отраслевыми законами. В целом, основы - это наиболее важные, фундаментальные принципы, определяющие сущность того или иного явления. Так, конституционный строй - это совокупность взаимосвязанных общественных отношений, а его основы - это основополагающие, системообразующие принципы, которые их регулируют. Эти принципы лежат в основе (или, наоборот, находятся на вершине) всей пирамиды правовой системы государства и служат ориентиром для многомерных правоотношений в обществе .
Глава 1 Конституции РФ (а также главы 2 и 9) является более "твердой" по сравнению с другими главами и может быть изменена только путем внесения поправок в Конституцию. Таким образом, изменение основных конституционных положений может быть достигнуто только путем замены предыдущей конституции новой (даже если изменения незначительны и новая конституция во многом дублирует предыдущую).
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 04.03.1998 № 33-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 10. - Ст. 1146
3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Собрание законодательства РФ. – 2020. - № 11. - Ст. 1416
Научная и учебная литература
4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.
5. Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.
6. Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н.А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.
7. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
8. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 264 с.
9. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. Москва: Норма, ИНФРА-М, 2020.
10. Чертков А.Н. Публичная власть: состав, единство и сущность взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2020. №10. С.19 - 23.
11. Шустров Д.Г. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 7. Разделение властей и система государственных органов. М.: Едиториал УРСС, 2019. 568 с.