Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Проблема развития детского мышления уже много лет является предметом научных исследований психологов и педагогов. Современная концепция общего образования акцентирует внимание на идее развития личности ребенка, формировании его творческих способностей, воспитании важных личностных качеств. Если до недавнего времени основное внимание ученых было сосредоточено на школьном возрасте, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и навыки, развивает свои силы и способности, то сейчас ситуация радикально изменилась. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" – примета нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это факт, признанный всеми. В первую очередь это связано со средствами массовой информации, которые окружили мир каналами коммуникации, вливая поток разнообразных знаний в умы детей с утра до ночи. Сегодня появляется все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способность постигать сложный современный мир проявляется очень рано – в 3-4 года.
Дошкольное детство – это небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает гораздо больше, чем за всю остальную свою жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т.д.
В психологии есть такое понятие: сензитивность (восприимчивость к воздействиям определенного рода). Таким образом, наибольшая чувствительность к языку у детей в 2-3 года, 5-летние дети учатся читать легче и лучше, чем дети других возрастов. К сожалению, в дошкольном детстве еще не выявлены все сенситивные периоды, в частности, обучение игре в шахматы. Но одно известно точно: вы не должны пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Потерянное время – упущенные возможности легко и безболезненно научиться главному для этого возраста. Дошкольники чрезвычайно чувствительны к различного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов некоторых воздействий, то это не означает, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но они не сразу выдают результаты. Возможности маленького человека велики, и благодаря специально организованному обучению можно сформировать у дошкольников такие знания и навыки, которые ранее считались доступными только детям гораздо более старшего возраста.
Цель курсовой работы: выявить основные закономерности развития мышления в дошкольном возрасте.
Мышление было определено как объект исследования, а мышление детей дошкольного возраста было предметом исследования.
Для достижения цели исследования ставятся следующие задачи:
1. Обобщить материал о дошкольном возрасте и типах мышления.
2. Рассмотрите мышление как один из когнитивных процессов личности дошкольника.
3. Определить особенности развития мышления у детей в дошкольном возрасте.
4. Провести исследование развития мышления дошкольников.
5. Дать рекомендации по развитию мышления в дошкольном возрасте.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• Теоретический (анализ, обобщение, классификация);
• Эмпирический (тестирование.
Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления у детей младшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО
1.1 Особенности мышления у детей младшего дошкольного возраста
Рассматривая мышление как процесс, включающий в себя весь жизненный путь человека, можно заметить, что на каждом возрастном этапе этот процесс имеет ряд особенностей. Многие авторы, изучая процесс мышления в дошкольном возрасте, сходятся во мнении, что в зависимости от специфики и важности этого этапа в жизни индивида мышление в этот период следует рассматривать в связи с дошкольным психическим развитием. [5, С. 23].
По мнению психологов, дошкольное образование - это этап интенсивного умственное развитие. Особенностью этого периода является то, что нарастающие изменения наблюдаются во всех областях, начиная с улучшения психофизиологических функций и заканчивая появлением сложных личностных новообразований.
Кроме того, дошкольник уверен, что все зависит от всего и что все можно объяснить каждому. Этот тип мышления указывает на стремление детей к оправданию, доказательствам и поиску причин.
Особенности маленьких детей проявляются в их действиях. Мышление ребенка до 3 лет, отмечают Н. Э. Веракс и А. Н. Веракс, носит преимущественно непосредственный характер: ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми объектами. Вы можете быть внимательны только к тому, что находится в сфере вашего восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых объектах и явлениях [3, с. 41]. У ребенка с раннего возраста, освоившего предметную деятельность, возникают и формируются психологические новообразования, позволяющие ему перейти на новый этап развития. В раннем детстве такое новообразование является наглядным и действенным мышлением.
От внешних ориентировочных действий малыш переходит к наглядному соотнесению свойств предметов. Эта способность проявляется в том, что ребенок на глазок подбирает нужные детали и выполняет нужное действие сразу, без предварительных практических проб. Возможно предложить, например, подобрать одинаковые или разные по размеру кольца или чашки. На третьем году жизни формируются представления о свойствах вещей, и эти представления закрепляются за конкретными объектами. Как отмечает А. В. Запорожец, " чтобы обогатить представления ребенка о свойствах предметов, необходимо, чтобы он познакомился с различными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, в которой ребенок активно действует, является важнейшей предпосылкой для выработки внутреннего плана действий и психического развития" [10, с. 113].
Н.М. Ильина отмечает, что уже в раннем детстве наглядное и действенное мышление характеризуется абстрагированием и обобщением. Абстракция проявляется в том, что в инструменте ребенок различает, не обращая внимания на других, только его основную черту, которая позволяет ему использовать его соответствующим образом. Обобщение происходит, когда ребенок использует один и тот же инструмент для решения целого класса проблем. "Обобщение опыта деятельности и его использование при решении новых практических задач формирует элементарную культуру мышления и подготавливает обобщение опыта в слове, что в конечном итоге способствует развитию вербального мышления" [12, с. 73].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
2. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова – М., 1979.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений. В 6 т. Т.2. – М., 1982.
4. Гальперин П.Я. Введение в психологию - М., 2000.
5. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д.Флейвелла "Генетическая психология Ж.Пиаже". М., 1967.
6. Дональдсон М. « Мыслительная деятельность детей» М., 1985.
7. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1971.
8. Маслов А.С. Психологические процессы – М., 1994
9. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. //Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4.
10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2003
11. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского – М.: Просвещение, 1981.
12. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Академия, 2002.
13. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника - М., 1977.
14. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2007.
15. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984.