Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Психологическая жизнь подростка всегда привлекала внимание. Многолетние исследования подростков дали основания утверждать, что существуют некоторые общие, естественно по-вторяющиеся особенности умственного развития в подростковом возрасте.
Изучение особенностей организации и проведения исследований тре-вожности в российской науке показывает, что в настоящее время это явление изучается в основном в рамках прикладных задач.
Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмо-циональности, проявляющийся в легкой возбудимости, перепадах настрое-ния, тревожности, агрессивности и других бурных реакциях.
Эта проблема в полной мере отражена в работах таких отечественных и зарубежных авторов, как Райс Ф., Анохин П.К., Дерманова И.Б., Грецов А.Г., Ильин Е.П., Лафренье П., Реан А.А., Казанская В.Г., Рубинштейн С.Л. и др.
Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщен-ным», и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. В последнее время интерес к проблеме эмоцио-нального развития заметно возрос.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что эмоциональные расстройства, возникающие в этот период, имеют далеко идущие послед-ствия. Многие исследователи связывают определенные типы расстройств по-ведения у детей с различными формами эмоциональных расстройств. Связь эмоционального расстройства с трудностями в обучении, трудностями в об-щении со сверстниками и взрослыми показана неоднократно.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы иссле-дования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, психологов, преподавателей, посвя-щенных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выде-лить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полу-ченные данные.
Проблема исследования - выявить условия проявления детских стра-хов в подростковом возрасте.
Объектом исследования является процесс проявления детских страхов в подростковом возрасте.
Предметом исследования являются основы и принципы проявления детских страхов в подростковом возрасте.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для выявления и работы с проявлением детских страхов в подростковом возрасте.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть эмоциональную сферу как категорию в научных психологических исследованиях;
- изучить страх и его определение в возрастной психологии;
- детально проанализировать динамику страхов в онтогенезе;
- проанализировать эмоциональную сферу в подростковом возрасте;
- рассмотреть детские страхи и их содержание в подростковом воз-расте;
- изучить социальные страхи подростков как подвид детских страхов.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, учебники по психологии, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Эмоциональная сфера как категория в научных психологических исследованиях
Эмоциональные явления в современной психологии понимаются как субъективные переживания отношения человека к объектам, явлениям, собы-тиям и другим людям. Само слово «эмоция» происходит от латинского «emovere», что означает волновать, возбуждать, шокировать. Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку обычно человек испытывает положи-тельные эмоции, когда удовлетворяет потребности, и, наоборот, когда не-возможно получить желаемое, отрицательные эмоции.
В течение многих лет ученые сопоставляли эмоции и процессы, связан-ные с восприятием окружающей действительности, рассматривая эмоции как явление, унаследованное от далеких предков животных. Сегодня принято считать, что структура эмоций включает не только субъективный компонент, то есть отражение состояния человека, но и когнитивный компонент - отра-жение объектов и явлений, которые имеют определенное значение для по-требностей, целей и мотивов человека, испытывающего эмоции. Это подра-зумевает двойную обусловленность эмоций - с одной стороны, потребностя-ми человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, и, с дру-гой стороны, его способностью отражать и понимать определенные характе-ристики этого объекта [12].
Существует множество классификаций эмоций. Наиболее очевидно разделение эмоций на положительные и отрицательные. Используя критерий мобилизации ресурсов организма, выделяют станические и астенические эмоции. Станические эмоции увеличивают активность, вызывая прилив энер-гии и умственный подъем, в то время как астенические эмоции действуют противоположным образом. В зависимости от потребностей более низкие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, называе-мые общими ощущениями (голод, жажда), отличаются от более высоких эмоций (чувств), которые являются социально обусловленными и связаны с социальными отношениями. По силе и продолжительности проявлений раз-личают различные типы эмоций: аффекты, переживания, сами эмоции, настроения, чувства и стрессы. Аффект - это самая сильная эмоциональная реакция, которая полностью охватывает психику человека.
Страсть - это сильное, продолжительное чувство, которое охватывает человека и овладевает им. По силе он приближается к аффекту, а по продол-жительности - к чувствам. Эмоции в строгом смысле слова ситуативны, они выражают оценочное отношение к возникающим или возможным ситуациям. Чувства - это самые стабильные эмоциональные состояния. Настроение - это состояние, которое окрашивает наши чувства, общее эмоциональное состоя-ние в течение значительного периода времени. В отличие от эмоций и чувств, настроение носит не объективный, а личный характер; оно не ситуативно, а растянуто во времени.
Принято выделять несколько основных функций эмоций: вспомога-тельную, сигнальную, оценочную, регулирующую и коммуникативную функции. Без эмоциональных проявлений трудно представить взаимодей-ствие между людьми, поэтому одним из наиболее важных является коммуни-кативная функция эмоций. Когда человек выражает свои чувства, он демон-стрирует свое отношение к реальности и, прежде всего, к другим людям.
Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, интонационные измене-ния - это «язык» человеческих чувств, средство передачи не столько мыслей, сколько эмоций. Один из самых ранних подходов к пониманию роли экс-прессивных движений был предложен К. Ланге и У. Джеймсом, которые сформулировали так называемую периферическую теорию эмоций. Они счи-тали, что эмоции вызываются только периферическими изменениями и, по сути, сводятся к ним.
По их мнению, выражение эмоций - это чисто рефлекторная реакция, которая вызывает изменения в организме, и только ваше последующее осо-знание формирует саму эмоцию. Они сводили эмоции исключительно к пе-риферическим реакциям и поэтому преобразовали сознательные процессы центральной природы во вторичные, которые следуют за эмоцией, но не включены в нее и не определяют ее действие [8].
Важный шаг в понимании природы выражения эмоций был сделан Ч. Дарвином с применением биологического и социального подходов к их изу-чению. Систематизированная работа Дарвина «Выражение эмоций у челове-ка и животных» привела его к убеждению, что многие проявления эмоций в жестах и мимике являются результатом эволюционного процесса. Практиче-ски с первых минут жизни малыш проявляет эмоциональные реакции. Нали-чие идентичных эмоциональных проявлений у слепых и зрячих детей под-твердило тот факт, что в эмоциональных проявлениях присутствует генети-ческий компонент. Исследования поведения людей разных культур показали, что существуют как универсальные типы реакций в области выражения эмо-ций, так и специфичные для отдельных культур.
1.2 Страх и его определение в возрастной психологии
Страх относится к категории основных человеческих эмоций. Можно представить, что чувство страха возникает в ответ на действие угрожающего раздражителя. Понимание опасности и осознание ее, в свою очередь, возни-кают в процессе жизненного опыта и межличнос
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова Т.В. Классификация основных видов страха современ-ного общества // Социальная психология: диалог Санкт-Петербург - Якутск.- СПб, 2002, с.133-140.
2. Айзенк Г. Структура личности. - СПб, 1999.
3. Акопян Л.С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста. Дис. … канд. психол. наук. - Самара, 2002.
4. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 2000.
5. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1986г.
6. Изард К. Эмоции человека. - М.,1980.
7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и жен-щины. - СПб., 2002.
8. Кемпински А. Психопатология неврозов. - Варшава, 1975.
9. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // .Вопросы психологии, 1969г., №1.
10. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989.
11. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. -Пермь.1970.
12. Наенко. Н. И. Психическая напряженность. - М., 1975г.
13. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревож-ности. // Психологическая наука и образования, 1998г., №2.
14. Прихожан А.М Тревожность у детей и подростков: психологиче-ская природа и возрастная динамика. - М., 2000.
15. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы ста-новления личности. - М. 1994г.
16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М.,1999.
17. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. .Головин. - Минск: Харвест., 1997г.
18. Спиваковская. А. С. Профилактика детских неврозов. - М., 1997г.
19. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы ис-следования тревожности. // Тревога и тревожность. - СПб.,2001.
20. Суворова В. В. Психофизиология стресса. - М., 1975г.
21. Фельдштейн. Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психо-логии. - М., 1995г.
22. Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. - М., 1997.
23. Холл К., Линдсей. Г. Теории личности. - М., 1997г., 1997г., №3.
24. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /Лебединский В. В. - М., 1990г.