Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Глава 1. Исследование влияния развития мелкой моторики на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
2.1 Методики, ход и этапы исследования
2.2 Анализ результатов диагностики влияния мелкой моторики на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением
2.2 Педагогическая работа по коррекции развития мелкой моторики и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Заключение
Список литературы
Приложение
Фрагмент для ознакомления
2
Целью развития речи детей на основе федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования является овладение речью как средством общения и культуры; пополнение активного словарного запаса; развивать последовательную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание разножанровых текстов детской литературы; формирование прочной аналитико-синтетической деятельности как необходимое условие обучения грамоте [1]. Все это отражается в формировании связной речи.
В психолого-педагогической литературе связная речь рассматривается как логически последовательное высказывание, которое относительно долго протекает во времени и не рассчитано на мгновенную реакцию слушателей, имеющее сложную структуру и выражающее мысль одного человека.
По данным исследований А.Н. Гвоздева, В.К. Лотарева, О.С. Ушаковой к старшему дошкольному возрасту ребенок начинает усваивать морфологический, синтаксический и грамматический строй родного языка, следовательно, происходит овладение монологической речью [6], [11].
Существующие методические рекомендации по формированию связной речи указывают на необходимость специальных исследований, направленных на накопление словарного запаса, уточнение значения слов, расстановку лексических единиц в структуре индивидуального словаря параллельно с развитием познавательной сферы, развитие мелкой моторики.
Известно, что мелкая моторика является одной из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка [2], [3], [5].
Мелкая моторика как составная часть двигательного развития, сказывается на усвоении графомоторных навыков, которые в свою очередь влияют на готовность ребенка к школе и его дальнейшее обучение. От уровня сформированности мелкой моторики зависит и становление трудовых навыков, а также дальнейшая социализация ребенка.
Мелкая моторика имеет принципиальное значение для развития деятельности ребенка в целом, выступая и как стержень в развитии обобщения, и как его материальный носитель. Особую важность данная проблема приобретает в работе с детьми с нарушениями зрения.
Таким образом, проблема исследования заключается в выявлении влияния развития мелкой моторики на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Цель исследования: провести диагностику развития мелкой моторики на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Объектом исследования является процесс развития мелкой моторики и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предметом исследования – влияния развития мелкой моторики на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи развитие мелкой моторики определяет развитие связной речи (при низком уровне развития мелкой моторики будет выявлен низкий уровень развития связной речи).
Задачи исследования:
1. Провести диагностику развития мелкой моторики и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
2. Провести качественный и количественный анализ результатов;
3. Разработать программу развития мелкой моторики и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ теоретических источников по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: диагностика.
3. Методы количественного анализа данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования прослеживается в том, что в работе представлена программа развития мелкой моторики и связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
База исследования: МБ ДОУ детский сад №77 комбинированного вида, г. Орел.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, библиографического списка и приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бардышева, Т.Ю. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа [Текст] / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2020. – 240 с.
2. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. О. Болотова // Молодой ученый. – 2018. – №7. 6. – С. 35-38.
3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие [Текст] / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель, 2018. – 158 с.
4. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 168 с.
5. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 112 с.
6. Ивлева, Т.Р. Речевое развитие в старшем дошкольном возрасте [Текст] /Т.Р. Ивлева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018 – №32 (8). – С.80-91.
7. Миронова, Н. Как учить дошкольника связной монологической речи [Текст] / Н. Миронова. // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 111-116.
8. Методы обследования речи у детей [Текст] / под ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2020. – 240 с.
9. Нищеева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Нищеева. – М.: Детство – Пресс, 2019. – 288 с.
10. Осипова, Л.Б. Развитие осязания и мелкой моторики : Коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) [Текст] / Л.Б. Осипова. - Челябинск : Цицеро, 2011. – 60 с.
11. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2018. – 256 с.
12. Филичева, Т.Б. Основные направления коррекционной работы. Логопедия. Методическое наследие[Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; под ред Л.С. Волковой, 5 книга. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 480 с.