Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Большой интерес ученых и практиков к изучению детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлен специфическими особенностями развития и обучения, ярко выраженными у этой категории детей. Недоразвитие речи является одной из наиболее характерных черт развития этих детей. Одним из факторов недоразвития старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью является нарушение связной речи. Недоразвитие связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью может нарушать развитие всех познавательных речевых действий, затруднять усвоение знаний по образовательной программе, ограничивать коммуникативные потребности и познавательные способности этих детей.
Научными разработками проблемы недоразвития речи у детей с интеллектуальной недостаточностью занимались Р. И. Лалаева, М. Е. Хватцева, Р. Е. Левина, Г. А. Каше и др. По данным этих исследователей, выраженные речевые нарушения наблюдаются у 40-60% детей этой категории. О.С. Ушакова считает, что связная речь у таких детей развивается только путем специального речевого воспитания. Несмотря на значительную разработку проблемы развития связной речи у детей с сохранным интеллектом, Т. А. Ладыженской, С. Л. Рубинштейна, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, А. М. Леушиной и др., проблема развития связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеет небольшую исследовательскую базу. Этим и обусловлена актуальность данной работы.
Цель: Изучить особенности связной речи у старших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
1.Рассмотреть развитие связной речи в онтогенезе;
2.Проанализировать психолого-педагогические исследования связной речи детей с интеллектуальной недостаточностью в российской и зарубежной литературе;
3.Рассмотреть психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников;
4.Изучить психолого-педагогическую характеристику старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Объект: старшие дошкольники с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет: связная речь у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
1.1. Развитие связной речи в онтогенезе
Онтогенез речи в логопедии – процесс, охватывающий весь период становления, от первого речевого акта до состояния полного овладения, после которого родной язык можно в полной мере рассматривать как средство общения и рефлексии. Связная речь – это развернутое, грамматически оформленное, смысловое и законченное высказывание, обеспечивающее взаимопонимание в процессе общения. По С. Л. Рубинштейну, связность речи – это оформленные мысли того, кто говорит или пишет, с помощью речи, при этом связность должна быть понятна слушающему или читающему [6].
Связная речь отражает основные аспекты предметного содержания. Причин бессвязности речи может быть несколько: связи не устанавливаются самим говорящим и не разворачиваются в его мысли, связи не раскрываются должным образом в речи говорящего. Дошкольники с трудом овладевают умением создавать идею связного высказывания, не опираясь на исходный текст. Эти дети все же нуждаются в поддержке, но даже это не гарантирует построения связного высказывания, так как нарушаются все компоненты речи (лексико-грамматическое оформление, фонетическая и фонематическая сторона и сама связная речь).
Какова бы ни была форма речи (монолог или диалог), связность считается важным условием ее коммуникативности. При овладении этой стороной речи дети должны развивать умение делать связные высказывания. Высказывание есть речевая деятельность и, следовательно, ее результат. Смысл лежит в основе предложения. У дошкольников при построении высказывания отмечается однотипность предложения и построения предложения, так как их словарный запас недостаточен.
В различных литературных источниках обобщаются и перечисляются следующие признаки связности устного сообщения: смысловые связи между элементами рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями предложения, законченность смысловой связи выражения мысли говорящего (Н. И. Кузина, Т. А. Ладыженская, Л. А. Долгова и др.). В настоящее время исследователи в области языкознания, описывая связную развернутую речь, используют категорию «текст». Текст отличают от других видов дискурса следующие компоненты: общая тема, смысловое и структурное единство, грамматическая связность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». – 2017. – №3. – С.53-107.
2. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Автореф. дис.… канд. пед. наук / Н.В. Елкина. – М., 2004. – 16 с.
3. Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст]: метод, пособие / И. Ю. Кондратенко. – М.: Айрис- пресс, 2015. – 224 с.
4. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно-отсталых детей. - М.: МГПИ им. Ленина, 2018. - 110 c.
5. Лебедева, Т.В. К вопросу о закономерностях развития устной речи у детей в онтогенезе / Т.В. Лебедева // Логопед в детском саду. – 2016. – № 3(76). – С. 12 – 20
6. Нырова, А. А. Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования / А. А. Нырова, Н. П. Карпова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 648-651. — URL: httрs://mоluсh.ru/аrсhivе/310/70007/ (дата обращения: 22.12.2022).
7. Поливара, З.В. Дифференциальная диагностика речевых дисфункций у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / З.В. Поливара. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 140 с.
8. Сагалова, О.П. Особенности работы воспитателя логопедической группы [Электронный ресурс] / О.П. Сагалова // Электронный научнопрактический журнал «Ресурсы, обзоры и новости образования», – 2012. – Вып. 17
9. Смирнова, И.А. Логопедия. Иллюстрированный справочник [Текст] / И.А.Смирнова. – М.: Каро, 2014. – 232 с.
10. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
11. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.