Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) отмечено, что в рамках реализации предметного содержания курса «Технология», необходимо обеспечить обучающимся приобретение опыта практической преобразовательной деятельности. При этом, приоритетными в жизни человечества должны также стать знания, культура, воспитанность и интеллигентность каждого субъекта образования. Система образования является стратегически важной сферой человеческой деятельности и одним из социальных институтов, значимость которого неуклонно возрастает по мере продвижения общества по пути прогресса. Современная образовательная среда как социальное явление ориентирована на формирование личности, и на выполнение важнейших функций профессионализации, социализации и воспитания человека. Развитие и воспитание личности являются ведущими аспектами социализации образовательной среды, где происходит формирование субъекта на основе требований системно – деятельностного и компетентностного подходов и с учётом индивидуального дифференцированного подхода к каждому ученику.
Особенностью развития системы современного российского образования последних лет, является связь с совершенствованием современных технологий, информатизацией, компьютеризацией и развитием цифрового общества. Социальные процессы оказывают существенное влияние на развитие личности и на уровень её социальной адаптации. Это говорит о том, что каждый человек является важнейшей составляющей социокультурной образовательной среды. В это же время, под влиянием деятельности человека изменяется его окружающая среда, и создается социокультурная среда, которая соответствует определенному периоду в развитии всего общества.
На уроках технологии школьники могут использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских задач, приобретая тем самым навыки самостоятельного решения при их выполнении и социокультурную компетенцию.
Цель работы: изучить и обосновать развитие социокультурной компетенции школьников на уроках технологии.
Объект исследования: процесс развития социокультурной компетенции школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: приёмы и способы формирования социокультурной компетенции школьников на уроках технологии.
Задачи:
1. Провести анализ понятия социокультурная компетенция школьников.
2. Изучить приёмы и методы формирования и развития социокультурной компетенции школьников.
3. Описать организационно – педагогические условия развития социокультурной компетенции школьников на уроках технологии.
4. Предложить методические рекомендации по развитию социокультурной компетенции школьников на уроках технологии.
Методы исследования: теоретические и практические, сравнительный анализ, изучение психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития социокультурной компетенции школьников на уроках технологии
1.1. Анализ понятия социокультурная компетенция школьников
Преобразование под влиянием обучения и воспитания психических функций субъекта, присвоение социально - нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения – всё это в совокупности является социализирующими сторонами современного образовательного пространства. Социокультурную компетенцию рассматривают как интегративную характеристику личности, которая проявляется в наличии знаний в области разных видов социальной культуры. Речь может идти о правовой культуре, конфессиональной, нравственно – этической и др. в основе этих процессов лежит социализация личности. Человек готов к взаимодействию с людьми в различных жизненных ситуациях и готов к межличностному общению в соответствующей социальной, или социально - образовательной среде.
Можно говорить о том, что социализация – это процесс и результат присвоения субъектом социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития. Современное социальное пространство в условиях развития информационного общества претерпевает постоянные изменения социокультурной среды и изменение условий социализации людей. Все социальные процессы образовательного пространства не могут не влиять на развитие личности ученика, не зависимо от того, где он учится. Можно говорить о том, что содержание процесса социализации и формирование социокультурной компетенции субъекта определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и личным социальным опытом – с другой стороны [2].
Формирование самостоятельной и ответственной личности сегодня является одной из главных задач в современной образовательной среде. Воплощение инноваций в жизнь диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей каждого субъекта образования. К процессам социализации в современной образовательной среде, с целью развития социокультурной компетенции сегодня можно отнести достаточно много воспитывающих, развивающих и обучающих аспектов. Социализация – это процесс интегрированный. Он предусматривает формирование у субъекта достаточно много факторов. В частности, если рассматривать нормативно правовые аспекты процесса социализации, то в целом можно говорить об устойчивой системе базовых национальных ценностей (патриотизм, социальная солидарность, семья, здоровье, труд и творчество, традиционные религии России и др). Чтобы осуществить такой заказ общества, необходимо формировать у каждого ученика социально значимые качества, начиная с младшей школы.
К сформированным социальным качествам субъекта сегодня относят патриотизм, семейные ценности, общественные ценности, коммуникативность, творчество, доброжелательность и др. Эти требования прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые должны быть в полном объёме реализованы на каждой из образовательной ступени. ФГОС на любой образовательной ступени регламентирует внедрение в образовательно – воспитательный процесс каждой образовательной организации новые образовательные технологии и принципы обучения и воспитания детей. Это дает педагогам большие возможности для создания различных инновационных педагогических проектов, которые позволяют развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес и многие другие, социально значимые качества каждого субъекта образования.
Путём организации воспитательно – развивающего процесса, педагог имеет возможность путём сочетания теоретических и практических занятий формировать и развивать у воспитанников необходимые личностно значимые свойства и качества. В процессе любой творческой деятельности у ученика такие качества формируются в первую очередь. В основе ФГОС лежит системно – деятельностный и личностно ориентированный подход. В отличие от традиционной образовательной модели, где требованием образовательного результата являлись сформированные знания, умения и навыки (ЗУН), в системно – деятельностном подходе существует три группы конечного образовательного результата, которые подлежат контролю и диагностике, в частности:
1. Предметные.
2. Метапредметные.
3. Личностные.
Формирование ЗУН можно отнести непосредственно к предметному результату по любой учебной дисциплине, хотя очевидно, что все эти три группы образовательных результатов взаимосвязаны между собой. К метапредметным результатам относят сформированные универсальные учебные действия (УУД) трёх групп:
1. Регулятивные.
2. Познавательные.
3. Коммуникативные.
Под личностными образовательными результатами понимают ценностно-смысловую и социальную ориентацию школьников, где речь идёт о знании моральных норм, умениях соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения и др. Личностный образовательный результат включает в себя формирование социально значимых качеств каждого субъекта образования. Личностные образовательные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений школьников к себе и другим участникам образовательного процесса. Это отношение субъекта к самому образовательному процессу и его результатам, которое проявляется в личностной позиции, личностных смыслах и личностных установках.
В различных методиках можно часто увидеть формулировку личностные УУД, что в целом не противоречит общему содержанию образования. Любые УУД - это базовые элементы умения учиться и личностно развиваться. Это совокупность способов личных действий ученика и навыков его учебной работы, которые обеспечивают субъекту возможность самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни. Если речь идёт о личностных УУД, чаще всего здесь подразумевают вопросы личностного самоопределения и личного индивидуального смыслообразования.
Формирование личностных образовательных результатов позволяет сделать учение школьников осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями [12]. Личностные действия субъекта направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей. Это позволяет школьнику ориентироваться в нравственных нормах и правилах, вырабатывать свою жизненную позицию в отношении общества и социума. В целом можно говорить о том, что личностные образовательные результаты представляют собой готовность и способность школьников к саморазвитию и личностному самоопределению. Речь при этом также идёт об устойчивой учебной мотивации и целенаправленной познавательной деятельности. Личностные, предметные и метапредметные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга. Они представляют собой триединую задачу современной образовательной среды. Основной акцент в учебно – воспитательном процессе лежит сегодня на развитии всевозможных коммуникаций.
Сегодня в школе детей учат не только содержательным аспектам различных учебных дисциплин. Их учат общаться со сверстниками, умению анализировать свои слова и поступки, развивать логику и умение грамотно выражать свои мысли. Всё это непосредственно можно отнести к социализирующим сторонам образовательного пространства. Всё это относится к формированию УУД, но при этом всегда учитываются личностные возможности и ресурсы каждого субъекта. В широком значении понятие УУД означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Каждый педагог практик имеет свой арсенал техник, методик и приёмов формирования универсальных учебных действий, которые имеют непосредственное отношение к процессу социализации школьников. Чтобы провести анализ формируемых личностных образовательных результатов, необходимо проводить анализ того, или иного УМК, на основе которого реализуется обучение. Для этого необходимо оценивать все типовые задания с точки зрения их направленности на формирование личностного образовательного результата. Для усиления личностного результата учитель может разрабатывать комплексы самых разнообразных упражнений. Это имеет непосредственное отношение ко всем предметам без исключения на каждом образовательном этапе, начиная с начальной школы. Формирование способности и готовности школьников реализовывать УУД позволяет повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в школе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, А. А. Новые образовательные технологии как меха- низм повышения качества знаний [Текст] / А. А. Алексеева // Молодой ученый. – 2015. – No16. – С. 400-403.
2. Атутов, П. Р. Роль технологического обучения в политехниче- ском образовании школьников [Текст] / П. Р. Атутов, В. А. Поляков. –Москва: Пресс, 2016. – 128 с.
3. Блощицина Л.П. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников [Текст] / Л.П. Блощицина. - Начальная школа: плюс До и После. - 2003. - с.87.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/Л.С. Выготский.- СПБ.: СОЮЗ,2006.-146 с.
5. Выгонов, В. В. Практикум по технологическому обучению: уч. пос. для студ. [Текст] / В. В. Выгонов. – Москва: Академия, - 2014. – 250 с.
6. Галямова, Э. М. Методика преподавания технологии [Текст] / Э. М. Галямова, В. В. Выгонов. – Москва: Академия, 2013. – 340 с.
7. Гвоздева, Е. Е. Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального образования [Текст] / Е. Е. Гвоздева // Молодой ученый. – 2014. – No 6.3. – С. 21-25.
8. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст] / А.Н. Давидчук. – Москва: Педагогика, 2016. – 536 с.
9. Джуир, А.Л. Основы методики художественного конструирования: учеб. пособие [Текст] / А.Л.Джуир.- М.: Прогрес, 2007. - 236с.
10. Жакун, В. В. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей кадет в рамках реализации ФГОС / В. В. Жакун. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 8 (112). - С. 948-950. - URL: https://moluch.ru/archive/112/28101/ (дата обращения: 30.05.2023).
11. Жестков, В. В. Как и зачем развивать творческие способности учащихся в процессе внеурочной деятельности по технологии / В. В. Жестков. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 8.5 (112.5). - С. 19-22. - URL: https://moluch.ru/archive/112/28628/ (дата обращения: 30.05.2023).
12. Кислов, А.В. Диагностика творческих способностей ребенка: практич. пособ. [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. - М.: Речь, 2011. – 101с.
13. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: учеб. пособие [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Просвещение, 2000. - 141с.
14. Лутцева, Е.А. Технология: Школа России [Текст] / Учебник для начальной школы 3 класс / Е.А. Лутцева, Т.П.Зуева. - М.: Просвещение, 2017. - 75с.
15. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей: метод. пособие [Текст] / А.В. Никитина. – М.: Издат. центр «Академия», 2001. – 54с.
16. Новиков, Н. Н. Творческое развитие учащихся на уроках технологии / Н. Н. Новиков. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 7 (87). - С. 838-840. - URL: https://moluch.ru/archive/87/16628/ (дата обращения: 30.05.2023).
17. Теплов, Б.М. проблемы индивидуальных различий [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - https://docplayer.ru/35624554-Teplov-b-m-sposobnosti-i-odarennost.html (дата обращения: 30.05.2023).
18. Узорова, О.В. Учебник для начальной школы: Планета знаний 3 класс [Текст] / О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова. - М.: Астрель, - 2013. - 116с.
19. Шипулина, И.А. Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся: учеб. пособие [Текст] / И.А. Шипулина. – М.: Издательство «Начальная школа: плюс – минус», 2002. – 389с.
20. Хорошевская, Л. Л. Развитие творческих способностей детей на уроках технологии и во внеурочное время / Л. Л. Хорошевская. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 28 (162). - С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/archive/162/45155/ (дата обращения: 30.05.2023).
21. Парслоу, Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники [Текст] / Э. Парслоу, Э., Рэй М., СПБ.: Питер.-2003.- 78-80 с.
22. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе [Текст] / Дж.Равен. -выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр. - 2002. - 396 с.
23. Тряпицина, А.П. Педагогика. Санкт-Петербург [Текст] / А.П. Тряпицина. –Питер. - 2013. - 304 с.
24. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении [Текст] / А.В. Хуторской. - научно-методическое пособие. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека.- 2013. - 73 с.
25. Эрганова, Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении [Текст] / Н.Е. Эрганова. - М.: Академия.- 2018. - 45с.