Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы художественного восприятия младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства
1.1. Анализ понятия художественное восприятие младших школьников
Изобразительное искусство и прикладное творчество в педагогике давно признано незаменимым средством формирования художественного восприятия человека. Под художественным восприятием понимают взаимоотношение субъекта и произведения искусства, которое зависит от субъективных особенностей человека и от художественной традиции, в том числе, от общественного мнения и языково-семиотической условности произведения. Эти факторы исторически обусловлены эпохой, средой, воспитанием, эстетическим вкусом и др. Можно также сказать, что художественное восприятие – это восприятие действительности с целью создания произведения искусства [19]. Восприятие произведения искусства сопровождается сопереживанием, интерпретацией и осмыслением его содержания, которое выражается художественной формой.
Современная образовательная среда реализуется сегодня в условиях требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Каждая образовательная ступень, начиная от дошкольной образовательной организации и заканчивая вузом, обучается в соответствии с требованиями ФГОС своей ступени. Младшие школьники обучаются, согласно требованиям ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО). ФГОС регламентирует урочное и внеурочное образование, в рамках которого, у школьников можно формировать художественное восприятие. Согласно ФГОС, нагрузка внеурочной деятельности учеников составляет до 10 часов в неделю. Это хорошая возможность для развития творчески активной личности. Это способствует развитию у каждого ребёнка творческих способностей. Развитие у младших школьников творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Для этого необходимо, чтобы в школе была создана творческая и психологически комфортная атмосфера для младшего школьника. При этом, детям необходимо обеспечить самостоятельность и свободу выбора в процессе урочной и внеурочной деятельности, а также. в процессе дополнительного образования детей [10].
Художественное восприятие – это особая способность человека чувствовать красоту искусства. Красота формы, цвета, музыкального звука и многое другое имеет отношение к художественному восприятию. Это различие прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, испытывая при этом чувство наслаждения, удовольствия или неудовольствия. Художественный образ – это конкретно чувственное и обобщённое воссоздание жизни, которое обогащено эмоционально-эстетической оценкой художника. У человека, который воспринимает художественный образ, эстетическая реакция может изменяться в зависимости от жизненного опыта и психологических установок.
А.И. Буров, Б.С. Мейлах, Б.Т. Лихачёв считают, что при восприятии художественного образа особая роль принадлежит воображению и образному мышлению. Они также указывают, что развитие образного мышления может идти от простого образа-представления к эстетическому обобщению. Исследования Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Л.А. Парамоновой, Р.М. Чумичевой показывают, что художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетических знаний и ценностей. Продуктом художественного восприятия, по мнению Н.А. Ветлугиной является вторичный образ, который может совпадать или не совпадать с образом, задуманным автором [13].
Результатом художественного восприятия является способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях. Эстетическое восприятие всегда сопровождается особым эстетическим чувством. Эстетические чувства – это эмоциональные переживания и отклик на произведения искусства, художественные образы и эстетические явления. Эстетическое восприятие обеспечивает личности эмоциональные переживания и позволяет оценивать эстетически значимые предметы и явления. Эстетическое отношение – это особое отношение человека к действительности, в процессе которого человек раскрывает и выявляет меру целостности предметов, явлений и ситуаций объективного мира.
Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. Эстетическое отношение выступает реализацией особой эстетической потребности – видеть и строить мир по законам красоты. Эстетическое отношение проявляется через художественную деятельность. Художественные способности имеют деятельную и созидательную направленность, которая не должна ограничиваться только созерцательной задачей. Они должны формировать способность создавать прекрасное, в искусстве и в художественной деятельности. Специфической особенностью художественной деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека. В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения. Ребёнок раскрывает и совершенствует свои художественные способности в ходе художественной деятельности. Художественная деятельность есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов [16].
Процесс художественной деятельности чрезвычайно индивидуален. Его развитие требует учета индивидуальных особенностей дошкольника. Создаваемый художником художественный образ всегда субъективен. Более того, по своей природе, он никогда не бывает конкретен до конца. Художественная деятельность всегда имеет продуктивный характер и представлена определенным результатом в виде конечного продукта. Художественные способности заключаются в восприятии художественного произведения, и в конечном счёте, к самостоятельному созданию выразительного образа. Индивидуальность выразительного образа может отличаться особой оригинальностью, субъективной новизной, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Их можно обозначить показателями выражения конечного продукта и к характеру процесса деятельности [22].
Художественная деятельность неразрывно связана с художественной способностью субъекта, эстетически воспринимать, понимать и создавать художественные образы. Эффективным средством развития художественных способностей ребёнка является изобразительное творчество. Практика показала, что разнообразные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие художественных способностей. Изобразительное творчество детей – это обязательное условие всестороннего развития ребенка. Развитие художественных способностей и его реализация в изобразительном творчестве делает ребёнка богаче, полнее и радостнее. Это пробуждает его фантазию, учит мечтать и придумывать что-то новое и неизвестное. В процессе реализации собственного творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально. Он определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, выражая себя и свои чувства.
Изобразительное искусство и прикладное творчество в педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса. При переходе в начальную школу из ДОУ, у ребёнка многие виды деятельности сохраняются и в начальной школе. Учитель рассматривает такие показатели творческой деятельности ребёнка, как:
-оригинальность;
-абстрактность;
-наглядно-образное мышление;
-невербальное воображение;
-творческая мотивация;
-эмоциональное переживание и др.
Это могут быть различные показатели для каждого вида творческой деятельности. Но при этом, все они взаимосвязаны между собой. Учителю важно научить ребёнка адекватно оценивать свои способности, причём, любые. На процесс развития творческих способностей младших школьников будет влиять самооценка. Все вышеперечисленное факторы могут обеспечить развитие творческих способностей младших школьников.
Действовать они будут лишь при создании соответствующих условий:
-организационно – педагогических;
-социально-психологических;
-индивидуально-психологических и др.
При этом всегда важно создавать для детей психологически благоприятный микроклимат и творческую среду. В.С. Юркевич отмечает, что для успешного развития творческих способностей необходим уровень интеллектуального развития субъекта выше среднего [16]. При этом, некоторые исследователи отмечают, что высокий уровень интеллекта не всегда приводит к высоким творческим достижениям и что иногда это даже может мешать творчеству. Творческая деятельность в младшем школьном возрасте – это создание чего-либо субъективно нового и оригинального для ребенка. Чаще всего это может проявляться в рисовании, конструировании, сочинениях и др.
Наибольшего эффекта в развитии творческих способностей младшего школьника педагоги добиваются в рамках внеурочной деятельности. Можно проводить с детьми различные кружковые и факультативные занятия. Важно помнить, что младший школьник всегда нуждается в помощи со стороны взрослых. Интерес и склонности к определенной деятельности развиваются в единстве с развитием способностей. К примеру, интерес к изобразительному искусству заставляет ребенка усиленно заниматься рисованием. Если с течением времени у ребёнка не пропадёт мотивация к данному виду деятельности, это будет означать, что у ребёнка развиваются его художественные способности. Развивающиеся способности приводят к определенным успехам и достижениям в соответствующей области. это всегда вызывает у младшего школьника чувство радости и удовлетворённости, что влечёт за собой еще более глубокий интерес.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - No 12. - С. 19-21.
2. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
3. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб.пособ. [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2006. – 205с.
4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2006. – 173с.
5. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2002. – 79 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - с.55-56.
7. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 24.05.2023).
8. Валишевская, Е.М. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е. М. Валишевская. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10347/ (дата обращения: 24.05.2023).
9. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст] / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов // пособие для учителей общеобразовательных учреждений . - М.: Просвещение, 2017. - 80с.
10. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 (дата обращения: 24.05.2023).
11. Жданова, С.В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 24.05.2023).
12. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей [Текст] / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98с.
13. Кудрявцев, В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка / В.Т. Кудрявцев [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.experiment.lv (дата обращения: 24.05.2023).
14. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - с.104-106.
15. Митина, Е.В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е. В. Митина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 24.05.2023).
16. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей / О.И. Мотков // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.ucheba.com (дата обращения: 24.05.2023).
17. Никонорова, Л.А. Развитие творческого мышления младших школьников / Л.А. Никонорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14735/ (дата обращения: 24.05.2023).
18. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Текст] / И.Н. Попова // Народное образование. - 2013. - No 1. - с.219-226.
19. Развитие творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2022/01/31/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih?ysclid=ldiy7zxoux566928762 (дата обращения: 24.05.2023).
20. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева [и др.]. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12227/ (дата обращения: 24.05.2023).
21. Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://multiurok.ru/files/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostei-mladshikh-shk-6.html?ysclid=ldiyb27coo51823667 (дата обращения: 24.05.2023).
22. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса [Текст] / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. - 2003. - No 3.- с.107.
23. Шадриков, В.Д. Развитие способностей [Текст] / В.Д. Шадриков // Начальная школа. - 2004. - No 5. с.6-12.
24. Чернышева, Д.С. Исследование развития творческого потенциала личности младшего школьника / Д. С. Чернышева. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 61-65. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3088/ (дата обращения: 24.05.2023).
25. Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2017. – 37 с.