Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современные школьники живут в условиях информационного общества. В настоящее время можно говорить о том, что в мире преобладает переизбыток информации и детей необходимо учить, как нужно самостоятельно работать с информацией. Необходимость развития читательской компетенции младших школьников регламентирована требованиями ФГОС НОО. Именно ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, но нигде конкретно не раскрыто, как именно развивать у младших школьников читательские компетенции и навыки чтения и письма. В учебниках и учебных пособиях достаточно подробно рассматриваются лишь материалы по отработке технической стороны чтения, такие как артикуляция, дыхание, беглость чтения и др.
Проблемы развития читательской компетенции у младших школьников рассматривали Ф.И. Буслаева, Н.Ф. Бунакова и др. По данному вопросу накоплена достаточно большая теоретическая база, но при этом практические подходы ещё до конца не изучены и не представлены. В связи с чем, можно выделить противоречие между необходимостью развития у младших школьников читательской компетенции и недостаточностью методических разработок по данной теме. На основе вышесказанного можно выделить проблему: какие методы и приемы будут способствовать развитию читательской компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель работы: изучить и обосновать метод упражнений на уроках литературного чтения в начальных классах.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в начальной школе на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: метод упражнений на уроках литературного чтения в начальных классах.
Задачи:
1. Проанализировать понятие метод и рассмотреть классификацию методов обучения.
2. Рассмотреть метод упражнений как практический метод обучения.
3. Описать использование метода упражнений на уроках литературного чтения в младших классах.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, три параграфа, заключение, список используемой литературы.
1. Понятие «метод». Классификация методов обучения
Ведущей задачей современной образовательной среды является создание условий для качественного воспитания и обучения детей. Перед школой стоят такие задачи, как научить ребёнка учиться, научить жить, научить жить вместе. Приоритетной целью обучения детей литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности. Ребёнок должен осознать себя как грамотный читатель, способный к продуктивному чтению и анализу литературы. Читательская компетентность субъекта определяется владением техникой чтения и приемами понимания прочитанного и прослушанного [4].
Для этих целей учителя начальной школы используют самые разнообразные методы обучения детей. Под методом обучения понимают
способы взаимодействия между учителем и учениками, в результате которых происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков (ЗУН). При рассмотрении методов обучения часто говорят про приёмы обучения, или про обучающие приёмы. Это кратковременное взаимодействие между учителем и учениками, которое направлено на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка. К традиционным методам обучения относят рассказ, беседу, объяснение, работу с книгой, упражнение, лабораторные методы, дидактические игры. Сегодня принято отдельно выделять инновационные методы в обучении, к которым относят методы проектов, мультимедиа, кейс – методы, пресс – конференции. Деловые игры и др. Педагоги все эти методы сегодня используют интегрировано, то есть, сочетая традиционные и инновационные методы.
Под методом упражнения понимают такой метод, который предполагает многократное, сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых умений и навыков. Без правильно организованных упражнений на уроке невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учеников. Упражнения могут быть устные, письменные, графические. При выполнении каждого упражнения школьники совершают умственную и практическую работу.
Под читательской компетенцией понимают совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Ребёнок должен осознать себя как грамотный читатель, способный к продуктивному чтению и анализу литературы. Читательская компетенция субъекта определяется владением техникой чтения и приемами понимания прочитанного и прослушанного [4]. Школьный курс литературного чтения в начальной школе влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста.
2. Воспитание интереса к чтению и книге.
3. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
4. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
5. Развитие умения сравнивать искусство слова с другими видами искусства, такими как живопись, музыка и др. существуют самые разнообразные подходы к определению понятия информация. В переводе с латинского, оно обозначает изложение и разъяснение. В обычном понимании это обозначает сведения об окружающем нас мире, которые можно использовать в нашей повседневной жизни. Информацию можно представить как связанные между собой данные, понятия и различные сведения, которые позволяют изменять наши представления об окружающем реальном мире. К определению понятия информации существует иной подход.
Основными формами представления информации считают:
-текстовую информацию;
-символьную информацию;
-графическую информацию.
Разная информация по-разному воспринимается органами чувств человека. В зависимости от этого информация бывает визуальная, аудиальная, аудиовизуальная, тактильная. Информация может быть массовой и специальной. Массовая информация предназначена всем членам общества. Специальная информация предназначена специалистам в разных областях науки. Данный вид информации подразделяется на техническую, научную, производственную и эстетическую. При этом в каждом виде специальной информации выделяются её подвиды. Если, к примеру, речь идёт об области какой либо науки, здесь выделяют следующую информацию: математическую, физическую, биологическую, лингвистическую и др. Под лингвистической информацией понимают определённым образом связанных множество сведений и понятий о языке и правилах его функционирования, отражённых в нашем сознании и влияющих на речевое поведение субъекта [1].
Под текстовой информацией понимают определённую последовательность символов, в частности, печатных знаков, которые принадлежат тому, или иному набору символов. Специалистами отмечено, что Текстовая и речевая информация запоминается гораздо хуже образной. Возникающие в воображении зрительные образы, под воздействием слов, не такие яркие, как реально воспринимаемые объекты. При этом не все читаемые субъектом слова вызывают зрительные образы в воображении. Отмечено, что некоторая часть текстовой информации вообще не преобразуется в зрительные образы. При отсутствии образов мозг не в состоянии образовать какие либо связи, а следовательно не будет возможности такую информацию запомнить. Мозг так же не в состоянии запоминать последовательность текстовой информации. И это ещё одна причина, по которой плохо запоминается текстовая информация. Можно понаблюдать за тем, каким именно образом вспоминается только что прочитанный текст. Как правило, вспоминаются те образы, которые возникали в воображении при прочтении текста. И лишь затем эти образы будут снова преобразованы в речь. Именно с этим связано понятие «умения работы с информацией». Анализ психолого-педагогической и методической литературы раскрывает неоднозначность и многообразие исследуемого понятия информация.
Текстовую информацию используют в лингвистике чтобы обозначить какой - либо отрывок, имеющий любую протяжённость и который образует единое целое. Если говорить о признаках текстовой информации, имеется в виду, что необходимо опираться на смысловую, коммуникативную и структурную целостности, которые можно рассматривать каждую в отдельности. Текстовая информация предопределяет и обусловливает целость автономного речевого построения, который определяют как текст. Различают, так называемые текстообразующие категории, лексические, синтаксические, фонологические, которые на уровне структурного единства соотносятся с текстами и текстообразующими компонентами. Связность текстовой информации является условием цельности. При этом цельность не определяется лишь через связность. Связность можно определить с помощью двух или более предложениях, которые принадлежат одному говорящему. Если говорим про монологическую речь. Исследователи признают текстами и текстовой информацией не только монолог, но и диалог, правда лишь в том случае, если он отвечает характеристикам связности и цельности.
Связность определяется на трех – пяти – семи последовательных предложениях, но не более. Текстовая информация является отправной точкой исследования. Исследовательский процесс завершает именно текстовое представление итогов аналитической работы. Текстовая информация достаточно разнообразна по форме и содержанию. Так же имеет значение фиксирующие её носители. На уроках литературного чтения, согласно требованиям ФГОС НОО младшие школьники должны учиться, не только читать, молча и вслух, но при этом они должны пользоваться умением и способностью читать для того, чтобы находить необходимую информацию. Это необходимо для получения нового знания.
Все другие дисциплины ученики осваивают именно за счёт работы со смысловыми текстами [16]. Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования. При этом чтение является очень важным элементом всех учебных действий и носит универсальный метапредметный характер. В формировании читательской компетентности уроки литературного чтения играют ключевую роль. Читательская компетентность субъекта будет определяться:
- владением техникой чтения;
-приемами понимания прочитанного и прослушанного
-умением работать с текстами художественных и нехудожественных произведений разных жанров
-сформированностью духовной потребности и др.
Большое внимание на уроках литературного чтения уделяют работе с текстом. Эта работа направлена на формирование способности младших школьников применять в жизни полученные знания, умения и навыки, в том числе, универсальные учебные действия, согласно требованиям ФГОС НОО. В рамках начальной школы младшие школьники должны обладать способностью:
1. Находить необходиму
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемов, В.А. Психология наглядности при обучении. [Текст]/В.А. Артёмов. – М.: Просвещение, 2014. – 345 с.
2.Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [текст] / под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2012. — 152 с.
3. Бартенева, Т.П. Использование информационных компьютерных технологий в образовании [Текст]/ Т.П. Бартенева, А.П. Ремонтов – М.: Просвещение,2013. - 350с.
4. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. [Текст]/Н.В. Бордовская. - кол. авторов; под ред. Бордовской Н.В. –– М.: КНОРУС, 2010. – 432с.
5. Бухаркина, М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие [Текст]/ М.Ю.Бухаркина. - под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
6. Володина, Е. Н. Языковое развитие личности в условиях модернизации системы общего образования: теория и практика [текст] / Е. Н. Володина. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2018. — 246 с.
7. Голд, Е. А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е. А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 21.05.2023).
8. Григорьева, Т. П. Развитие речи младших школьников / Т. П. Григорьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 289-292. — [Электронный ресурс] - Режим доступа. –
URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения: 21.05.2023).
9. Джаджиева, О. Е. Проблема развития детского литературного творчества школьников [текст] / О.Е. джаджиева // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2010. — № 1. — С. 22–25.
10. Зиновьева, Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах Академия, [Текст]/ Т.И. Зиновьева. -М. - 2007. — 304 с.
11. Краснова, Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств. [Текст]/ Г.А. Краснова. - М., МГИУ, 2011, 224 с.
12. Карпова, А. А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе / А. А. Карпова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 133-138. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1699/ (дата обращения: 21.05.2023).
13. Коник, О.Г. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младших школьников / О. Г. Коник, С. А. Борцова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2014/ (дата обращения: 21.05.2023).
14. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложениями на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 [текст] / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 233 с.
15. Лорсанова, А. А. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы [Текст]/ А.А. Лорсанова. - Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч.конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 7-11
16. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. –464 с.
17. Методика обучения литературному чтению: учебник для студентов учреждений высшего проф. образования [текст] / под ред. М. В. Воюшиной. — 2-е изд. испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 288 с.
18. Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Учебник и практикум для академического бакалавриата [текст] / под ред. Т. И. Зиновьевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 468 с.
19. Нижегородцева, Н. В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности [текст] / Н.В. Нижегородцева - Ярославский педагогический вестник. — 2012. — № 2. — С. 257–262.
20. Примерная основная образовательная программа начального общего образования от 08.04.2015 г. № 1/15 [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mosmetod.ru/files/dokumenty/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-1.pdf (дата обращения: 21.05.2023).
21. Пудовкина, Н. В. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку / Н. В. Пудовкина, Л. П. Нестерова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 809-813. — URL: https://moluch.ru/archive/108/25975/ (дата обращения: 21.05.2023).
22. Плотникова, С. В. Теория и технология начального литературного образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства [текст] / С. В. Плотникова, А. А. Краева. УРГПУ. — Электронные данные: Екатеринбург: [б.и.], 2017. — 160 с.
23. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учеб. пособие [текст] / Н. В. Багичева, М. Л. Кусова, Е. И. Плотникова, С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова. — 4-е изд. стереотип. — М.: ФЛИНТА, 2016. — 272 с.
24. Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/ (дата обращения: 21.05.2023).
25. Ткаченко, Т.А. Схемы для составления описательных рассказов, Издательство « АРКТИ», 2016 г. УМК «Школа 2100» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://school2100.com/uroki/elementary/rus.php#m5-3 (дата обращения: 21.05.2023).
26. Уфимцева, Л.П. Диагностика речевого развития младших школьников [Текст]/ Л.П. Уфимцева // Начальная школа.-2014.-No4, С. 17-21
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 г. № 373 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 21.05.2023).
28. Фирсова, Т.Г. Современный урок литературного чтения. Методический конструктор [текст] / Т.Г. Фирсова // учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование» (начальное образование) [текст] / Т. Г. Фирсова. — М.: Перо, 2018. — 211 с.
29. Хижнякова, О.Н. Современные образовательные технологии в начальной школе [Текст]/ О.Н. Хижнякова. - Ставрополь: СКИПКРО, 2016.-56 с.
30. Хуторской, А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - No2. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm (дата обращения: 21.05.2023).