Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Инклюзия – гражданское право на образование с учетом индивидуальных психофизических особенностей ребенка с особыми образовательными потребностями (далее ОВЗ).
Успешность инклюзии зависит от уровня сопровождения и профессиональной работы участников образовательного процесса (педагогов, психологов, логопедов, дефектологов, руководителей образовательных организаций, родителей), исходя из личности, характеристики и потребностей каждого ребенка.
Включение детей с ОВЗ в систему массового образования в дошкольном и школьном возрасте может существенно способствовать их развитию и социализации, в том числе развитию двигательных, речевых и коммуникативных навыков, социальных и интеллектуальных навыков.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее ОДА) могут столкнуться с рядом проблем в обучении из-за характера основного заболевания. Для оптимального построения образовательного процесса таких учащихся педагогу инклюзивной школы очень важно иметь адекватные знания об особенностях их психофизического развития, а также о типичных трудностях, возникающих при освоении учебного материала.
Степень разработанности темы исследования. Под инклюзией понимается обучение детей с особенностями развития в общеобразовательных учреждениях вместе с детьми, получающими обычное образование, для удовлетворения их особых образовательных потребностей (Б.В. Белявский) [4]. Удовлетворением особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья считается реализация условий специального образования в специальной учебной литературе (В.З. Денискина; В.И. Лубовский) [15].
Условия специального образования включают программы и методики специального обучения, учебники, дидактические пособия, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, архитектурно-информационную среду, педагогику, медицину, социальные и другие услуги (Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.) [3].
Важное место среди детей с ОВЗ занимают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это очень неоднородная категория людей с особыми потребностями. Есть дети с различными медицинскими диагнозами, многие из которых являются инвалидами вследствие детского церебрального паралича (ДЦП). Детский церебральный паралич — сложное полиэтиологическое заболевание ЦНС, причиной которого является обширное органическое поражение ЦНС. Это одна из наиболее частых и тяжелых форм психомоторного развития у детей (от 1,6 до 6 случаев 1000 детей) (С.А. Немкова) [5].
Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э.С. Калижнюк, Л.А. Данилова, Е.М. Мастюкова, И.Ю. Левченко, Е.И. Кириченко и др.) [6], [11].
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата широко представлены в общеобразовательных учреждениях на всех этапах обучения. Опыт показывает, что в образовательных учреждениях невозможно в полной мере создать специальные условия для учащихся с НОДА и не все дети могут успешно войти в здоровую среду сверстников (И.Ю. Левченко) [10].
Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина) [12]. В нем говорится о необходимости комплексного описания условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, структурированных по направлениям ресурсного обеспечения. При этом было определено, что такая система требований должна включать в себя различные компоненты, в целом, в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ.
Таким образом, необходимо подробнее рассмотреть какие особенности инклюзивного процесса применяются для повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения, реализации инклюзивного образования в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Цель – изучение психолого-педагогической литературы по организации процесса инклюзивного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие об инклюзии;
2. Рассмотреть особенности нарушений опорно-двигательного аппарата у детей;
3. Раскрыть потребности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе обучения;
4. Описать необходимые условия инклюзивного обучения детей нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме исследования.
Глава 1. Состояние проблемы организации инклюзивного образования
1.1 Основные положения об инклюзивном обучении
Известный историк специального образования Н.Н. Малофеев отмечал, что в эволюции отношения государства и общества к инвалидам с древнейших времен до современности можно выделить переломные моменты, характеризующие путь от ненависти и агрессии к толерантности, партнерству и интеграции инвалидов. Современный этап, девиз которого «От равных прав к равным возможностям», определяется стремлением максимально интегрировать людей с инвалидностью в общество, предоставить им равные возможности для политического и культурного участия, создавая максимальные условия, возможность самостоятельного проживания [12].
Многочисленные источники отмечают, что инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми образовательными потребностями [8].
Американская педагогика рассматривает инклюзию как преобразование общей школы в общие образовательные цели и потребности обычных детей и детей с проблемами в развитии. В немецкоязычных странах термин «инклюзия» используется относительно редко. Здесь они продолжают использовать термины «интеграция», «совместное обучение» и «включение». Страны, в которых действует американская модель образования, в том числе и Россия, все чаще используют термин «инклюзия» [14].
Инклюзивное образование считается высшей формой развития системы образования в направлении реализации права на качественное образование на основе среды, соответствующей познавательным способностям и здоровью человека по месту жительства.
Инклюзивное образование и обучение – это долгосрочная стратегия, представляющая собой не локальное направление работы, а системный подход к организации деятельности общеобразовательной системы. Форма инклюзивного образования распространяется на всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, типично развивающихся учащихся и их семьи, педагогов и других специалистов в области образования, управления, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание особых условий для воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), среди учащихся с ограниченными возможностями. ОВЗ и их здоровых сверстников [6].
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; 3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения 23.05.2023).
2. Федеральный закон от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12154331 (дата обращения 23.05.2023).
3. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
4. Белявский Б. В., Госпорян А.С., Новикова М.А. Обучение детей-инвалидов в системе профобразования. — М. : Изд-во МАДИ, 2005.
5. Гамаюнова А.Н., Пискайкина А.Е. Основные направления психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Специальное образование. – 2013. – № 4. – С. 20-27.
6. Гусейнова А. А. Коррекционно-педагогическая работа по подготовке к школе детей с тяжелыми двигательными нарушениями: дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Махачкала, 2001.
7. Дроздовский, С.Е. Руководство по мониторингу доступности архитектурных объектов, зданий и сооружений для людей с инвалидностью / С.Е. Дроздовский, Е.М. Шевко; под общ.ред. Г.Н.Крот. – Минск : А.А. Згировский, 2014. – 32 с.
8. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 167 с.
9. Косяк, Л.С. Психофизиологические основы компенсации двигательных расстройств. Оптимизация двигательной активности детей в режиме дня /Л.С.Косяк. – Спецыяльная адукацыя. – 2010. – №3. – С.22–27.
10. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько. – М.: Изд.центр «Академия», 2001. – 192с.
11. Левченко И. Ю. Социально-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС / А. А. Гусейнова, В. В. Мануйлова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2016. - № 5. - С. 30-36.
12. Малофеев Н.Н., Никольская О.С. Кукушкина О.И. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специфические требования к результатам обучения // Дефектология. 2010. - №5.
13. Мануйлова В. В. Психолого-педагогическое сопровождение как необходимое условие функционирования системы инклюзивного образования / Теория, история и методология психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями: материалы VIII международного теоретико-методологического семинара. - 2016. - С. 50-57.
14. Педагогика инклюзивного образования: учебник /Т.Г. Богданова, А.А. Гусейнова, Н.М. Назарова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: ИНФРАМ, 2016. – 335 с.
15. Специальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по дефектологическим специальностям / [В. И. Лубовский и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2009. – 556 с.
16. Шипицина, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата /Л.М. Шипицина, И.И. Мамайчук – М., 2004. – 368 с.