Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
ОГЭ (Основной государственный экзамен) – это государственный экзамен, который проводится в России для учеников 9-х классов. Он является обязательным и направлен на оценку знаний, умений и навыков учащихся по основным предметам: русский язык, математика, физика, химия, биология, география, обществознание и иностранный язык. Результаты ОГЭ используются при поступлении в средние профессиональные учебные заведения и при выборе профильных классов в 10-х классах.
Оно проверяет навыки анализа словосочетаний с точки зрения синтаксиса. Имеет смысл отработать алгоритм выполнения именно этого задания, чтобы ученик выполнил его без ошибок.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что ОГЭ является основным экзаменом в 9-ом классе, который влияет на дальнейший путь подростка, а также требует тщательной подготовки.
Объектом исследования работы является школьная программа Л.М. Рыбченковой.
Предметом исследования курсовой работы являются методы и приёмы подготовки учащихся к выполнению задания №4 ОГЭ по русскому языку, виды упражнений, описанные в пособиях и методических рекомендациях.
Цель данной работы – описать методы, приёмы и типы упражнений, которые необходимо использовать при подготовке учеников к выполнению задания №4 ОГЭ по русскому языку.
В ходе работы для решения поставленных задач будут использованы следующие методы: изучение и анализ научных, общеобразовательных источников по теме исследования, изучение и обобщение трудов отечественных лингвистов по проблеме исследования; отбор упражнений и разработка урока с применением терминов паронимы, лексическая сочетаемость.
Практическая значимость работы: данная работа позволит использовать выявленные знания и навыки на занятиях при подготовке девятиклассников к ОГЭ по русскому языку.
В качестве теоретической базы исследования были использованы публикации, посвящённые понятию «словосочетания», сборники произведений автора, научная литература по теме исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ЗАДАНИЕ № 4 ОГЭ.
Данная работа посвящена четвертому заданию из ОГЭ по русскому языку. В первой главе будут разобраны понятие об ОГЭ, его особенностям и ключевым моментам; знания, умения и навыки, необходимые для выполнения задания на владение лексическими нормами языка. Также мы проанализируем рабочую программу по русскому языку для 5-9х классов Л.М. Рыбченковой.
1.1. Основной государственный экзамен. Задание №4.
Основной государственный экзамен - это аттестационная форма проведения итогового контроля за девять лет обучения в среднем общеобразовательном учреждении. ОГЭ как проверяет полученные, за время учебы в школе, знания, так и является ключевым при поступлении в училища и колледжи, а также по его итогам проходят и далее в 10 класс. Задания в КИМах по русскому языку составляются на основе диагностики трудностей учащихся, с которыми они сталкиваются в школах. Таким является четвертое задание, направленное на выявление навыков анализа словосочетаний с точки зрения синтексиса.
Для того, чтобы выполнить задание номер 4 в ОГЭ выпускнику 9 класса нужно иметь понимание что такое определение. Необходимо определять, где находится главное слово, а где зависимое. Знать виды связи слов в словосочетании. Важно уметь переформулировать словосочетания в зависимости от вида связи.
Четвертое задание ОГЭ по русскому языку направлено на обнаружение широты словарного запаса выпускника. Для его успешного выполнения экзаменуемому необходимо владеть языковыми, лингвистическими и коммуникативными компетенциями, которые сопровождаются умениями: «…употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка; опознавать языковые единицы разных уровней; анализировать языковые единицы разных уровней; проводить речеведческий анализ текста; совершенствовать и редактировать тексты…»[ Цыбулько, 2020, с.14]. Знания, умения и навыки развиваются в лексико-фразеологических упражнениях, которые помогают учащимся обогатить свой словарный запас. Школьникам необходимо использовать подходящие по смыслу языковые средства, анализировать предоставленный текст с точки зрения правильности его составления, проводить редактирование.
Если уделять теме «определения» внимание с раннего возраста, то к девятому классу ученик уже подойдет с определенным багажом знаний, самое главное, сможет применить их на практике. Данные навыки помогут и в повседневной речи, грамотно использовать словосочетания, органично вписывая их в общение и в письменную речь. Это понадобится и в последствии при написании сочинения, изложения, ЕГЭ.
Таким образом, чтобы верно решить задание 4 ОГЭ 2023, надо:
• знать, что такое словосочетание;
• уметь определять главное и зависимое слово;
• знать виды связи слов в словосочетании;
• уметь перестраивать словосочетания в зависимости от вида связи.
А для того, чтобы быть готовым к экзамену, нужно знать теорию и научиться применять все знания на практике. Лучше всего разделить теорию на тематические блоки, подобрать к каждому блоку навык и тренировать его.
1.2. Словосочетания в рабочей программе Л.М. Рыбченковой.
В рабочей программе Л.М. Рыбченковой для 5 - 9 классов словосочетание относится к разделу «синтаксис». Классификации методов и приёмы обучения. А именно словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании. [Рыбченкова, 2015, с. 10]. Также следует отметить, что автор большое внимание уделяет и практическому применению. В плане главы стоит тренировка умений проведения синтаксического разбора словосочетания. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Разделу синтаксису уже в пятом классе автор выделяет 40 часов для занятий, в том числе и словосочетанием. В данном классе упор делается на знакомство с определением «словосочетания» и развитие навыков, которые позволят ученик отличить словосочетание от существительных с предлогами и других частей речи. Определяют виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; находят нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания. [Рыбченкова, 2015, с. 37].
В шестом классе изучение синтаксиса начинается с повторения материала, пройденного в пятом классе. Время, которое нужно уделить синтаксису – 18 часов. Словосочетание – это одна из тем. Из нового, ученики повторяют и получают новые навыки: распознают словосочетания в составе предложения; выявляют главное и зависимое слова в словосочетании; определяют виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; могут увидеть нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания и предложения. Группируют словосочетания по заданным признакам [Рыбченкова, 2015, с. 67].
В седьмом классе большое внимание уделяются морфологии, нежели чем синтаксису.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Об образовании в Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ - URL: http://www.consu1tant.ru/document/cons _doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.05.2023).
2. Артёменко Н.А. Теория и методика обучения русскому языку : конспекты лекций, планы практических занятий, контрольные работы, тесты. - 1 изд. - Томск: Томский государственный педагогический университет, 2009. - 284 с.
3. Баранов М. Т., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А., Львов М. Р Методика преподавания русского языка в школе. - 1 изд. - Москва: Академия, 2001. - 363 с.
4. Борисевич А.Р. Методы обучения и их классификация, БГПУ, 2012 с. 346-369
5. Данилов М.А, Есипов Б.П. Дидактика. - Москва: Академических наук, 1957. - 518 с.
6. Кашина Н.В. Изучаем паронимы в средней школе // Филологический класс. - 2011. - №25. - С. 40-44.
7. . Методические рекомендации по подготовке и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов в 2021 году : приложение 2 к письму Рособрнадзора от 12.04.2021 № 10-99 – Москва, 2021. – 186 с. - URL: http://obrnadzor.gov.ru/wp-content/uploads/ 2021/04/mr-po-provedeniyu-ege-v-ppe-v-2021-godu.pdf (дата обращения: 26.05. 2023).
8. Руденко А.И, Николаева А.А. Инновационные методы обучения и их роль в повышении мотивации школьников // Казанский педагогический журнал. - 2021. - №3. - С. 158-164.
9. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровской О.В. Русский язык. Рабочие программы.. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2012. - 114 с.
10. Рыбченкова Л.М., Добротина И.Г. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2015. - 191 с.
11. Рыбченкова Л.М., Добротина И.Г. Русский язык. Примерная рабочая программа и поурочные разработки. 6 класс. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2021. - 157 с.
12. Рыбченкова Л.М., Добротина И.Г. Русский язык. Примерная рабочая программа и поурочные разработки. 7 класс. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2020. - 222 с.
13. Рыбченкова Л.М., Добротина И.Г. Русский язык. Примерная рабочая программа и поурочные разработки. 8 класс. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2020. - 180 с.
14. Рыбченкова Л.М., Добротина И.Г. Русский язык. Примерная рабочая программа и поурочные разработки. 9 класс. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2020. - 187 с.
15. Рыбченкова Л.М., Добротина И.Г. Русский язык. Примерная рабочая программа и поурочные разработки. 10-11 классы. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2020. - 170 с.
16. Рыбченкова Л.М., Александрова О.Л., Глазков А.В., Лисицын А.Г. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. 5 класс. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2012. - 129 с.
17. Рыбченкова Л.М., Александрова О.Л, Загоровская О.В., Нарушевич А.Г, Вакурова О.Ф. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2014. - 208 с.
18. Рыбченкова Л.М., Александрова О.Л, О.В. Загоровская, А.Г Нарушевич, А.В. Григорьев Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. - 8-е изд. - Москва: Просвещение, 2022. - 255 с.
19. Рыбченкова Л.М., Александрова О.Л, О.В. Загоровская, А.Г Нарушевич, А.В. Григорьев Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. - 8-е изд. - Москва: Просвещение, 2022. - 207 с.
20. Чуйкова А.С. Методы обучения русскому языку Л.П. Федоренко и их использование в современной школе. // Научный вестник Крыма. - 2020. - №6. - С. 8.
21. Методическая копилка // ФИПИ URL: https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/metod-rekomendatsii-dlya-slabykh-shkol (дата обращения: 18.11.2022).