Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические основы развития интеллектуальных способностей старших дошкольников
1.1 Общая характеристика старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является возрастом, который крайне важен для развития личности.
Направленность сегодняшнего дошкольного образования ставит перед коллективами воспитателей вопрос пересмотра уже традиционных подходов к организации процесса образования и воспитания в детском саде.
Личность рассматривается как психофизическое единство, включающее физическое и социальное окружение; множество черт, являющихся относительно устойчивыми характеристиками, проявляются во внутреннем диалоге человека с самим собой, в его поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей; система личностных смыслов. Источником, который само организует процесс развития личности, является личное сознание. Она выражает уникальные особенности образа жизни каждого индивида, особенности воспитания, а также а также различные политические и идеологические влияния. Феномен «быть личностью», т.е. способность выражать собственные смыслы и управлять ими, выстраивая их в соответствии с добровольно принятыми и самостоятельно реализуемыми требованиями, осуществляется благодаря активности личностных структур сознания .
Дошкольное детство - это время рождения личности. Этот возраст характеризуется формированием основных личностных механизмов и структур, благодаря которым ребенок приобретает индивидуальные особенности мышления и поведения, позволяющие ему быть уникальной личностью. По мнению некоторых авторов, начало формирования личности не может быть четко обозначено границей даже в 3-4 года. Некоторые проявления личности можно увидеть в возрасте одного года или даже раньше. Дело в том, что личность - это не поддающаяся четкому описанию структура, по отношению к которой можно точно сказать о ее наличии или отсутствии в каждом конкретном случае.
Вероятно, личность - это форма человеческого существования, которая вначале занимает едва заметное место среди других, более примитивных форм его существования, затем занимает все больше и больше места и, наконец, становится абсолютно доминирующей.
В то же время развитие личности не представляет собой какого-либо самостоятельного процесса. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, процесс развитие личности включено в общее психическое развитие ребенка и рассматривается в единстве с ним .
Исходя из этого утверждения, основные направления развития психики (методы и механизмы реализации деятельности) взаимодействуют с областями развития личности (направленность, ценностные ориентации, уровень устремлений, самосознание и способы взаимодействия с миром). Общей чертой психики и развития личности является их систематический, интегративный и компенсаторный характер. Источником психического развития является социальный опыт, благодаря которому ребенок получает материал для формирования психических качеств и особенностей личности через посредника (взрослого). Однако развитие личности в дошкольном возрасте зависит не только от социальных условий, но и от внутренней позиции, т.е. определенного отношения, сформированного ребенком к миру людей, к миру вещей и к самому себе. В частности, внутреннее отношение является определяющей характеристикой развивающегося личность, которая позволяет ей выйти за рамки накопленного опыта .
Старший дошкольный возраст отличается открытиями в познавательной деятельности. Ребенок изучает, расширяет знания и представления о других детях, себе, сравнивает их. Детям интересна окружающая действительность, природа, результаты человеческого труда, отношения.
Ребенок научается новым способам и приемам получения знаний и умений. Развивается способность слушать и слышать, отвечать на вопросы, задавать вопросы, быть ответственным за определенные действия. Ребенок начинает проявлять самостоятельность, экспериментирует с действительностью .
Дошкольному возрасту присуща инициативность в игре. В особенности интересны детям сюжетно-ролевые игры. На шестом году жизни дети могут рами распределять роли в начале игры, выстраивать свое поведение по спланированному сценарию. Игра связывается с развитием речи, которая соответствует плану игры. Действия в игре уже сложны для детей, поскольку дети часто стремятся повторять взрослых.
Пространство игры становится все более сложным, поскольку игра уже имеет определенный смысл и сюжет. Дети умеют фиксировать поведение других детей, запоминать его, адаптировать свое поведение в зависимости от изменений. Если логическая основы игры зависит от новой роли, то ребенок может и принять на себя ее, сохраняя прежнюю.
Игра, что реализуется в группе, позволяет ребенку учиться согласовывать свои действия с действиями других детей. Так дошкольники учатся выстраивать нормы общения, определять отношения, разрешать конфликты при помощи коммуникаций.
В старшем дошкольном возрасте развивается устная речь и ее элементы. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй.
Воспитанники развивают словотворчество, выражают лексику и ее богатство, развивается связность речи. Трансформируется содержание общения ребенка со взрослыми и со сверстниками.
Общение со взрослыми выходит за границы определенной ситуации, в которой оказался ребенок .
Основным фактором коммуникации является процесс познания .
В дошкольном возрасте дети учатся ходить по очереди, делиться игрушками и материалами, играть рядом друг с другом, разговаривать со сверстниками, говорить о своих чувствах и чувствах других. Они также начинают самостоятельно следовать учебным и домашним правилам.
Дети учатся социальным навыкам, наблюдая за взаимодействием других людей и общаясь со взрослыми и сверстниками. Выделяются следующие социально-эмоциональные этапы развития ребенка в дошкольном возрасте:
3 года. Копирует поведение взрослых и друзей, проявляет привязанность к друзьям без всяких подсказок, делает свой ход в игре в порядке очереди, проявляет заботу о плачущем друге, одевается и раздевается самостоятельно, понимает идею «мое» и «его» или «ее», показывает широкий спектр эмоций, легко отделяется от членов семьи, может расстроиться из-за серьезных изменений в распорядке дня.
4 года. Любит делать что-то новое, все более и более творчески подходит к игре понарошку, чаще выбирает играть с другими детьми чем в одиночку, сотрудничает с другими детьми, играет в «маму» или «папу», часто не может сказать, что реально, а что понарошку, говорит о том, что ему нравится и чем он интересуется
5 лет. Хочет порадовать друзей, хочет быть похожим на друзей, возрастает склонность соглашаться с правилами, любит петь, танцевать и играть, осознает свой пол, может сказать, что реально, а что понарошку, показывает больше независимости, иногда он требователен, а иногда склонен к сотрудничеству
Данные возрастные этапы не рассматриваются как жесткие контрольные списки для оценки развития детей, но являются скорее, ориентиром для ожидаемых определенных умений и навыков поведения у дошкольников. Взрослые, в свою очередь, должны быть готовы удовлетворить их меняющиеся потребности, а также понять и определить типичные паттерны роста и развития детей.
Некоторые дети могут иметь заболевания, влияющие на их социально-эмоциональное развитие, включая задержку развития, расстройства аутистического спектра, неврологические и перцептивные расстройства, речевые нарушения. Для детей с нарушениями в развитии должен быть составлен индивидуальный образовательный маршрут, который поможет им достичь своих целей социального развития. Очень часто эти дети нуждаются в изменениях или адаптации учебного плана, обстановки в образовательной организации и ежедневного распорядка дня.
Дети учатся социально-эмоциональным навыкам в контексте своих взаимоотношений, за кем-то наблюдая, кому-то подражая, так или иначе реагируя на социальное поведение других. Дети также учатся на том, как другие реагируют на их эмоции. Социально-эмоциональные навыки тесно связаны с семьей ребенка, его культурным происхождением и ранним опытом. В процессе взаимодействия с членами своих семей, школ и общества у дошкольников формируется набор представлений о возможных формах и видах поведения и коммуницирования с окружающими людьми. Взрослые являются наиболее влиятельными моделями для подражания. Родители и специалисты дошкольного образования, которые понимают эмоциональные сигналы своих детей и реагируют немедленно и сочувственно, имеют детей, которые менее суетливы и легче успокаиваются. Если взрослые адекватно оценивают чувства детей, учитывают их потребности, проявляют отзывчивость и поддержку, дошкольники лучше умеют выражать свои потребности и эмоции и с большей вероятностью демонстрируют здоровое социально-эмоциональное развитие .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"// https://base.garant.ru/70414724/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 29.05.2023)
2) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 29.05.2023)
Статьи, монографии
3) Амерханова Н. Э., Матвеева О. В. Гуманизация образовательного процесса // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. – Казань : Бук, 2015.
4) Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2017.
5) Бикетова И. Н., Глдкова Н. С., Деркачева В. В., Срыпаль Э. А., Степаненко И. А. Формирование элементарных представлений о правилах безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста посредством технологии игрового моделирования// Актуальные исследования. Международный научный журнал. 2022. No 49 (128). С. 64-70
6) Боброва И. А. Развитие познавательной активности у старших дошкольников // Гуманитарные исследования: педагогика. 2019. No 3. С. 48-50
7) Горшенина А. Д. Условия интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста//АРТЕМОВСКИЕ ЧТЕНИЯ "ПРОДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ". Материалы XI Международной научной конференции. 2019. С. 133-139
8) Губанова Н. Ф., Игровая социализация как фактор культурного развития ребенка-дошкольника // Педагогическое образование и наука. — 2019. — № 1. — С. 53-60
9) Дошкольное детство: теория, методика, практика : сборник статей. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2020.
10) Душкевич А. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Международный журнал «Космос человечества». 2020. No 1. С. 11-15
11)
12) Зак. А. З. Интеллектика. Книга для учителя. Издательство Интеллект – Центр. Москва 2007 г.
13) Зак, А. З. Как гусеница и муравей в гости ходили/ А. З. Зак - М. Российский открытый университет, 1991. – 52с.
14) Зaк А.З. Бyдeм cмышлeными! Рaзвитиe интeллeктyaльныx cпocoбнocтeй y дeтeй. - М., 2003.
15) Запорожец А. В. Избранные психологические труды. – М. : Педагогика, 1986. – 320 с.
16) Иванова Т. И. Педагогические условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений : дис. ... канд. пед. наук. –Белгород, 2001.
17) Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002.
18) Козлова С.А., Куликова Т.А Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-еизд., исправ. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2019.
19) Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения / Переводчики Н. П. Степанов, Д. Н. Корольков, А. А. Красновский. М.: Издательство Юрайт, 2020. 440 с.
20) Курбатова С.А. Игры А.З. Зака как средство развития логического мышления у детей 6 – 7 лет при подготовке к школьному обучению// СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ. Сборник научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Том Часть 1. Редколлегия: С.А. Герасимов [и др.]. Перевод с русского языка В.Л. Подольской. 2017. С. 327-330
21) Нисканен Л. Г. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2019. No 4. С. 11-15
22) Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2020.
23) Смирнова А. Ю. Социально-эмоциональное развитие дошкольников ка условие их успешной социализации// ИЗУЧЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ФОРМАМИ ДИЗОНТОГЕНЕЗА. Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова. Екатеринбург, 2021. С. 176-180
24) Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2020.
25) Чанчикова А. А., Фуряева Т. В. Развитие познавательной активности дошкольников в проектной деятельности // Социальная педагогика. 2020. No 2. С. 56-60
26) Чернышев И. А., Цуканов М. В. Проблема развития познавательной активности детей в образовательном процессе // Ученые записки. Научный журнал Курского государственного университета. 2018. No 3 (19). С.147-150