Фрагмент для ознакомления
2
1.2. Психолого – педагогическая характеристика младшего школьника
Психологические особенности младшего школьника необходимо рассматривать для того, чтобы учитывать особенности каждого возраста в образовательно-воспитательном процессе. Чтобы понять специфику мотивов младшего школьника, необходимо их соотнести с особенностями этого возраста в целом. Педагог в своей работе всегда принимает во внимание возрастные особенности детей, но при этом сталкивается с трудностью определения преемственности переходных возрастов, к примеру, при определении того, с какими возрастными особенностями приходит ребёнок из детского сада в начальную школу.
До недавнего времени ведущей деятельностью ребёнка в ДОУ была игровая деятельность. Придя в начальную школу, ребёнок не перестал интересоваться игрой. Но в настоящий момент его ведущей деятельностью стала учебная деятельность. Очевидно, что слишком быстрое замещение игры занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе. В этом случае можно говорить о том, что если игры не занимают в жизни ребёнка места, подобающего ведущим деятельностям, то это приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к обучению в школе. Игра как ведущий вид деятельности не прожита ребёнком до конца и остается актуальной не только в первом классе, но и во втором, и далее. Начальное образование - это фундамент всего дальнейшего общего образования. В младшем школьном возрасте есть многие благоприятные условия для целенаправленного формирования личности ребёнка и для развития его интеллектуальных способностей.
Учение – это ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой. Очевидно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В.В. Краевский, А. А. Вербицкий, Дьяченко В.К. и др. пытались найти наиболее эффективные методы обучения с целью активизации и развития у школьников познавательного интереса к содержанию обучения.
ФГОС НОО сегодня помимо знаний, умений и навыков, то есть, предметных учебных знаний, регламентирует также формирование у школьников метапредметных образовательных результатов. Они представлены в ФГОС и в основной образовательной программе универсальными учебными действиями (УУД), регулятивными, познавательными и коммуникативными. Можно говорить о том, что формирование универсальных учебных действий это один из современных приоритетов начального образования [7]. Действующие ранее стандарты акцентировали внимание в основном на предметном содержании образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений и навыков, который должен был освоить младший школьник. Ученые и учителя определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету. Сегодня становится очевидным, что требования к уровню подготовки ребёнка по конкретным предметам не означают его успешной социализации в будущем. Сейчас много говорят о том, что конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, но, в том числе, и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Это связано, в том числе и с тем, что имеющаяся информация достаточно быстро обновляется. Любому ученику необходимо усвоить определенный объем знаний, но при этом освоить и содержание универсальных учебных действии в рамках каждого учебного предмета, который изучают в школе.
История развития человеческого общества тесно связана с наблюдениями за окружающим миром. Людям просто необходимо было вести постоянные наблюдения, чтобы найти самые оптимальные способы существования в нём. Наблюдательность людей развивалась всегда. Человеческие внимание и память, сравнение и сопоставление явлений и фактов, всё это связано с наблюдением за окружающим миром. Учёные от педагогики и педагоги-психологи всегда уделяли большое внимание наблюдению и описывали значимость этого процесса для учебно-воспитательной работы с детьми. Существует достаточно много методик, способов и приёмов при развитии наблюдательности у детей. Большое внимание истории развития отечественным методикам наблюдательности уделяли Ушинский К.Д., Севрук Л.С., Полянский И.И. и др.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в школе. Учебное пособие. - Сост. Т.Г. Мухина. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013. 97 с.
2. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность. М.: Академия Естествознания, 2010. 310 с.
3. Бирюкова, Е.А. Поисковая учебно-познавательная деятельность обучаемого как залог успешности обучения // Инновации и инновационные технологии в системе образования: материалы III научно-практической конференции 20-21 февраля 2013 года. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «So-ciosféra-CZ», 2013. – С. 36 – 37 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/235/79235/files/sociosphera-k-02-20-13.pdf (Дата обращения 29.05.2023).
4. Братцева, Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы/ . Философия образования: сборник материалов конференции. Вып. 23. СПб., 2002. С. 336 - 345.
5. Буравлева, Н.А. Личностное развитие школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Вестник ТГПУ. 2014. No 1 (142). С. 21 - 26.
6. Бывшева, М.В. Проектирование уроков в начальной школе на основе системно - деятельностного подхода. Пермский педагогический журнал. 2016. No 8. С. 33 – 37.
7. Васильева, Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения. Теория и практика образования в современном мире [Текст]: материалы IV Mеждународной научной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Реноме, 2014. С. 74 - 76.
8. Володин, А.А. Анализ содержания понятия «организационно- педагогические условия». Известия Тульского государственного университета. 2014. No6. С. 143 – 152.
9. Гершановская, Е.В. Викторина как форма игры в обучении с целью активизации познавательной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/640207 (Дата обращения 29.05.2023).
10. Дворковая, М.В. Образовательная игра как современное направление развития активного обучения. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. No 1/2. С. 191 – 195.
11. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества. Инновации в образовании. 2005. No 3. С. 68 - 79.
12. Демкин, В.П. Инновационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ido.tsu.ru/files/pub2007/36_2007_demkin.pdf (Дата обращения 29.05.2023).
13. Елистратова, С.И. Основные условия повышения качества обучения в современной школе. Альманах современной науки и образования. 2013. No 5 (72). С. 68 - 70.
14. Жданко, Т.А. Системно - деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации. Magister Dixit. 2012. No 4. С. 183 - 189.
15. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения. Рекомендации по разработке и применению. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 59 с.
16. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения [Текст]: методическое пособие / по ред. Е.А. Аникушиной. Томск: В-Спектр, 2010. 212 с.
17. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация. General and Professional Education. 2012. No1. С. 8 - 14.
18. Канзафарова, Р.Х. Системно - деятельностный подход – методологическая основа требований ФГОС. Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования. Сборник материалов конференции. Нефтекамск: ИМЦ, 2013. С. 5-10.
19. Ксензова, М.Р. Дидактические игры на уроках окружающего мира как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. С. 18 – 23.
20. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия». Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2001. No2. С. 101 - 104.
21. Курьянов, М.А. Активные методы обучения. Учебно- методическое пособие. Тамбов: ТГТУ, 2011. 80 с.
22. Малинин, И.А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал. 2011. No 11 (34). Том II. С. 166 - 168.
23. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.
24. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (Дата обращения 29.05.2023).
25. Шувалова, И.А. Проблемно-поисковый подход к преподаванию курса «Окружающий мир» в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1535/17268 (Дата обращения 29.05.2023).