Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы заключается в том, что решение вопросов развития речи младших школьников на сегодняшний момент является востребовано и важно в современном образовании.
Проблема развития речи младших школьников была всегда актуальной в методике преподавания. Но в современных условиях прежние методы развития речи не достаточны, чтобы разрешить проблемы приходящих в школу детей со слабо развитой речью, с бедным словарным запасом, с логопедическими проблемами, что ставит задачу перед педагогами поиска новых путей для разрешения этих вопросов.
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства.
Проблеме развития речи младших школьников в период обучения грамоте посвятили статьи педагоги-ученые и педагоги-практики, о чем говорят исследования Львова М. Р., Ладыженской Т. А., Политовой Н. И., Жинкина Н. И., Романовской и др.
Развитая речь, способность мыслить широко, высокий уровень интеллекта – все эти качества не могут быть у человека с неразвитым воображением. Развивая его, мы вкладываем в свое интеллектуальное развитие, снимаем барьеры в своих взглядах, расширяем границы собственного мирка [18].
Это и определило выбор темы курсовой работы: «Воображаемая ситуация как средство развития речи в период обучения грамоте»
Объектом исследования является непрерывный процесс развития устной и письменной речи младших школьников.
Предмет является использование воображаемой ситуации на уроках в качестве средства развития речи младших школьников в период обучения грамоте.
Цель исследования: выявить эффективность создания воображаемой ситуации на уроках обучения грамоте, направленной на развитие речи младших школьников.
Гипотеза: если в период обучения грамоте активно использовать воображаемые ситуации, способствующие развитию речи, то качество речи учащихся в данный период будет более высоким.
Задачи исследования:
1. Проанализировать различную литературу по теме исследования.
2. Дать характеристику понятию «речь»
3. Рассмотреть особенности речевого развития младших школьников в период обучения грамоте.
4. Рассмотреть суть воображаемой ситуации на уроках обучения грамоте, направленной на развитие речи младших школьников.
Этапы исследования:
- поисково-теоретический;
- теоретический;
- итогово-аналитический.
Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) Теоретические:
• анализ научной, методической, периодической литературы по теме работы – с целью создания теоретической базы исследования.
• изучение, анализ и обобщение передового опыта по теме исследования – с целью создания практической базы исследования.
2) Эмпирические:
• наблюдение;
• беседы с учителем начальной школы;
• анализ собственного опыта работы по теме исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно окажет помощь учителям начальной школы при организации и применению разнообразных форм работы на уроке при обучении младших школьников грамоте.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, одной главы, выводов по главе, трех параграфов, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития речи младших школьников
1.1. Сущность понятия «речь», «речевые умения»
Речью называют общение с помощью языка – знаковой системы, веками отшлифованной и способной передавать любые оттенки сложнейшей мысли.
Известный отечественный психолог Л.С. Выготский (1966) считает язык и речь человека социальным продуктом, который постепенно интериоризуется ребенком и становится главным «орудием» его мышления и «организатором» поведения в целом. Ж. Пиаже (1932), напротив, полагает, что речевое развитие ребенка первоочередно зависит от мышления, а не наоборот. Первые высказывания детей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Наследуется лишь деятельность интеллекта, а познание мира, в котором язык служит лишь одним из способов отображения («регистрации» умственных достижений), формируется при взаимодействии ребенка со средой.
Речь, по мнению психологов-лингвистов и психологов, это процесс порождения к восприятию высказываний, вид специфически человеческой деятельности, обеспечивающий общению. По словам Леонтьева А.А., процесс собственно речи представляет собой процесс перехода от «речевого замысла» к его воплощению в значениях того или иного языка и далее к реализации во внешней речи – устной или письменной [23, с.62].
Например, Выготский Л.С. определяет понятие «речь» более широко. По его мнению, речь – это деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения иллюзий, оформлению мысли, познание окружающего мира для планирования своих действий и прочие.
1. Речь – не только процесс, но и результат.
2. Речь – есть реализация языка.
3. Речь – материальна, она воспринимается органами чувств.
4. Речь – конкретна (связана с объектами действительности, может оцениваться с точки зрения истинности).
5. Речь – преднамеренна и устремлена к определенной цели.
6. Ситуативное обусловлена, динамична.
7. Развивается во времени и пространстве.
8. Речь – субъективна и индивидуальна. [5, с.196].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверин В. А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста. 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 226 с.
2. Анисимов В. В., Грохольская О. Г., Муранов А. А. Организационно-педагогические условия информатизации образования в начальной школе. - М.: Изд-во Инта общ. образования, 2011. - 74 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
4. Афанасьева Н.В., Коптяева О.Н., Малухина Н.В. Программа стартовой диагностики универсальных учебных действий первоклассников. [Текст] / Под ред. Н.В. Афанасьевой – Вологда: ВПК, 2011. – 80 с.
5. Белошистая А. Методика обучения математике в начальной школе: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и методика начального образования" – М.: ВЛАДОС, 2011
6. Блонский П. П. Психология младшего школьника. - Воронеж, 2007. - 574 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 2010.
8. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка [Текст] / Ф. И. Буслаев. - Л.: Учпедгиз, 1941.
9. Ванюшечкин В. Т. К вопросу о развитии логического мышления учащихся на занятиях по русскому языку [Текст] / В. Т. Ванюшечкин // Русский язык в школе. - 1962. - №5. - С. 36-40
10. Власенков А. И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе [Текст]: пос. для учителя / А. И. Власенков. - М.: Просвещение, 1973.
11. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. 3-е изд.- М.: Просвещение, 2013. – С. 66
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. 3-е изд. – М., 2014. – 264 с.
13. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. 3-е изд., испр. и доп. – М., 2013. – 202 с.
15. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2013. – С. 159
16. Вяткина И.С. Информационные технологии в преподавании математики // Актуальные проблемы обучения информатике в высшей и средней школе: материалы Всеросс. науч.-практической конф. Новосибирск: ООО «Немо-Пресс», 2011.
17. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учебное пособие / П.Я. Гальперин. 4-е изд. – М.: КД «Университет», 2012. – 336 с.
18. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин.- М.: Изд-во МГУ, 1985
19. Гальперин П.Я. Формирование знаний, умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. - М.: Просвещение, 2009.
20. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология/ М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.
21. Горячев А.В. Стандарты на вырост (интересы государства и образовательные стандарты) / А.В. Горячев // Начальная школа плюс До и после. – 2010. – № 3. – С. 3–5.
22. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы: учебник для пед. вузов и системы повышения квалификации педагогов. - М.: МГПУ, 2005.
23. Гришанова И.А. Механизмы формирования коммуникативной успешности младших школьников / И.А. Гришанова // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – № 4. – С. 44–47.
24. Гришанова И.А. Формирование коммуникативной успешности младших школьников в условиях учебной деятельности / И.А. Гришанова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2009. – № 3. – С. 24–30.
25. Гришанова, И.А. Инструментальная диагностика уровня сформированности коммуникативной успешности младших школьников: учеб.-метод. пособие / И.А. Гришанова. – Ижевск: Буква, 2003. – 57 с.
26. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении /В.В. Давыдов. - Томск: Пеленг, 1992
27. Дмитриева Л.А. Из опыта работы с интерактивной доской // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2008. - № 15. - С. 49-50.
28. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников/ И.В.Дубровина. 2-е изд.– М.: Знание, 2012. – 64 с.
29. Ефимкина Р.П. Психологи развития. Методические указания. – Новосибирск: Новосибирский ун-т, 2014. – 54 с.
30. Жильцова Т.В.Урок обучения грамоте//Нач.шк. – 2014. – №6
31. Жинкин Н.И. Психологические основы мышления и речи // Русский язык в школе.- 2014. – №1.5.
32. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3–7 классов // Известия АПН РСФСР. – 1956. – Вып. 78. – С. 141–250.
33. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: Аркти, 2013. – 56 с.
34. Заева Л.А. Творчество как способ положительной мотивации учения // Начальная школа. - 2009. - № 9. - С. 43-46.
35. Зайдман И. Н. Терапевтическая дидактика русского языка в контексте работы над письменной речью при индивидуальном обучении. - Новосибирск: НГПУ, 1989. - 80 с.
36. Замуруева Н.А. Опыт обучения письменной речи в отечественной науке // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2009. - Т. 15. - № 2. - С. 257-261.
37. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2013. – 1287 с.
38. Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспекты / Н.Д. Зарубина. - М.: Русский язык, 1981. – 113 с.
39. Зеньковский В.В. Психология детства. 2-е изд. – М.: Академия, 2015. – 342 с.
40. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2003
41. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова – М.: Просвещение, 2010.
42. Капелюшная И.Б. Использование интерактивной доски в процессе обучения // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2012. - № 4 (70). - С. 59-62.
43. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: кн. для учителя/В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1991. -342 с.
44. Квитова Л.Ф. Способы региональной диагностики метапредметных результатов / Л.Ф. Квитова // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 2. – С. 6–14.
45. Колесова О.В., Ганина Е.В., Косых М.Ю. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Нижегородское образование. - 2013. - № 3. - С. 133-138.
46. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника. – М.: Феникс, 2015. – 128 с. Крайг Г. Психология развития. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2013. – 992 с.
47. Короткова Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 745-748.
48. Крайнюк P.M., Кустарева М.Л. Речевое развитие младших школьников // Начальная школа. –2014. – №3.
49. Кремлева И.И. Особенности уроков развития речи в образовательной системе «школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 10. - С. 38-41.
50. Круглова О.С. Технология проектного обучения // Завуч. 1999. № 6. С. 90–94
51. Кузнецова Т.А. Современные тенденции литературного образования младших школьников//Воспитание и обучение. –2012. –№2
52. Ладыженская Т. А. Речевые секреты. Книга для учителя. – М.: Академия, 2014. – 234 с.
53. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. – М.: Педагогика, 2014. – 336 с.: ил.
54. Ладыженская Т.А. Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка / Т.Р. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2009. – 358 с.
55. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. 2-е изд.– М.: Просвещение, 2012. – 282 с.
56. Ладыженская Т.А. Чему учить в работе над изложениями и сочинениями / Т.А. Ладыженская // Русский язык в школе. – 1967. – №4. – С. 47–51.
57. Ладыженская ТА., Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Свободные диктанты. -М.: Просвещение, 1977. – 320 с.
58. Лазарев B.C. Управление инновациями в школе. Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования. -2008.
59. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников / Н.Д.Левитов. 2-е изд.– М.: Просвещение, 2012. –124 с.
60. Леонович Е.Н. Русский язык. В мире языка и речи: Для начальной школы. – М.: АСТ-Пресс, 1997. – 127 с.
61. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004
62. Лосева Л. М. Как строится текст / Л.М. Лосева. - М.: Просвещение, 1980. – 126 с.
63. Лысова О.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка // Русский язык в школе. - 2013. - № 5. - С. 32-35.
64. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников [Текст] / М.Р. Львов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Тула: ООО Издательство «Родничок», 2014. - 238с.
65. Львов М.Р. Основы теории речи - М.: Академия, 2014. – 266 с.
66. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. 2-е изд.– М.: Просвещение, 2014. – 358 с.
67. Любина Г. А. Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития. 2014 № 3.- 24c.
68. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 2014. – 184 с.
69. Люблинская А.Л. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Просвещение, 2012.
70. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
71. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.
72. Немов Р.С. Общая психология. – М.: Владос, 2012. – 400 с.
73. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка», совместно с Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2012. – 908 с.
74. Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи/пер. с англ. - М.: Педагогика, 2009. - 224 с.
75. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. Пособие для учителя. – М.: Академия, 2014. – 224 с.
76. Полуэктова С.В. Использование интерактивной доски на уроках математики... // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 04. - С. 56-58.
77. Путляева Л. О развитии мышления // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5.
78. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учеб.-метод. пос. М., 2007.
79. Рождественский Н. С. Развитие логического мышления на уроках грамматики [Текст] / Н. С. Рождественский // Развитие логического мышления в процессе обучения в начальной школе. - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1959.
80. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1999. Т. 2.
81. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1988. – 340 с.
82. Страхов Н. Л. Об основных понятиях психологии и физиологии. – М.: Просвещение, 2012. – 238 с.
83. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М: Просвещение, 2006.
84. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина. М: Просвещение, 1988
85. Текучев А. В. Грамматический разбор в школе [Текст] / А. В. Текучев.-М.: АПН РСФСР, 1963.
86. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 192 с.
87. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. – М.: Просвещение, 2013. – 197 с.
88. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6 т. [Текст]: т. 4 / К. Д. Ушинский; сост. С. Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1989
89. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. (ред. от 18.12.2012) № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) // Информационная система «КонсультантПлюс», 1992-2013
90. Цивилева Л.Л. Информационно-коммуникационные технологии как одно из средств обеспечения современного качества образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 3. - С. 52-55.
91. Шарапов В.Н. Информационные технологии в процессе обучения младших школьников // Наука и школа. - 2012. - Т. 5. - № 5. - С. 16-19.
92. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников / Д.Б. Эльконин//Избранные психологические труды-М.:Педагогика, 1989
93. Ярулина Л.П. Проектный метод: профессиональное и социальное значение педагогических результатов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 4. С. 11-13