Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития активности школьников. В деятельности и общении со взрослыми и сверстниками в этот возрастной период формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка. В связи с чем актуальной проблемой становится поиск методов обучения, способствующих повышению творческой активности, мотивации школьников, развитию навыков самостоятельного решения учебных и жизненных трудностей.
Анализ педагогических и психологических исследований свидетельствует о том, что проблема стимулирования самостоятельности школьников привлекает многих исследователей. Значимыми для нашего исследования являются работы Т.В. Быстровой, Г.Ф. Гаврилычевой, А.А. Люблинской, А.Я. Савченко, Н.Н. Светловской и др.; диссертационные исследования Т.А. Капитоновой, З.Д. Кочаровской, А.И. Поповой, Г.П. Ткачук и др., посвященные вопросам развития познавательной самостоятельности учащихся начальных классов [10; 24; 25].
Однако анализ научных источников свидетельствует не только об активизации внимания к проблеме формирования самостоятельности младших школьников в деятельности, но и позволяет сделать вывод о недостаточной изученности стимулирующих деятельность факторов. Противоречие между необходимостью формирования у младших школьников самостоятельности в разных видах деятельности и недостаточной разработанностью условий и средств целенаправленного достижения этой цели на ступени школьного обучения определило цель исследования.
Цель исследования: выявить педагогические пути и условия формирования самостоятельности в деятельности младших школьников.
Задачи:
На основе теоретического анализа психолого – педагогических исследований по теме работы:
1. Раскрыть содержание понятия «самостоятельность» как свойства личности школьника;
2. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников, способствующие развитию у них самостоятельности.
3. Выделить критерии проявлений самостоятельности детей младшего школьного возраста.
4. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по стимулированию самостоятельности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебный процесс.
Предмет исследования: процесс развития самостоятельной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: организация стимулирующей среды обуславливает успешность процесса формирования самостоятельности младших школьников в деятельности.
Глава 1 Актуальные аспекты формирования самостоятельности младших школьников
1.1 Основные подходы к определению понятия «самостоятельность»
В психолого-педагогической литературе понятие «самостоятельность» рассматривается, как стержневое личностное качество. В. И. Андреев в своих трудах раскрывает значение самостоятельности как свойство личности, которое характеризуется между собой совокупностью средств, умений, знаний, навыков, которые присущи человеку, а также его отношением к процессу деятельности, конечному результату, условиям реализации, а также к складывающимся связям с иными людьми. Основными задачами процесса формирования самостоятельности В. А. Андреев включает не только усовершенствование умений, навыков и знаний, но и формирование соответствующих мотивов [1, с. 198].
В его трудах было описано, что в процессе обучения и осознания действительности происходит двухсторонний процесс развития эмоционально волевых и мыслительных процессов, благодаря которым происходит становление самостоятельных суждений и осознанных действий учащегося, все эти факторы приводят к укреплению и развитию способности самостоятельно мотивировать свои действия, успешно решать учебные задачи, не останавливаясь на достигнутом. Т. И. Шамов рассматривал самостоятельность, как свойство личности, которое проявляется в желании собственными силами овладеть знаниями и способами деятельности [8, с. 94]. М. И. Махмутов в своих трудах рассматривал способности ученика, как его умения хорошо учиться и самостоятельно без помощи взрослых [2, с. 125]. Н. А. Половникова утверждает, что самостоятельность позволяет учащемуся своими силами учиться и расширяет интеллектуальные способности учащегося [7, с. 83]. Обобщая выше сказанное, можно сказать, что самостоятельность позволяет учащемуся своими силами учиться и расширяет интеллектуальные способности учащегося [8, с.94]. Ценностно-значимая деятельность учащегося с взрослым становиться основой личностного развития учащегося, развития его самостоятельности данное мнение было выдвинуто психологами М. И. Лисиной и В. К. Котырло, так же они утверждают тот факт, что существенная роль в развитии детей отводится опыту общения младшего школьника с взрослым, который выступает в роли носителя оценок, суждений, требований самостоятельного поведения [10, с. 11]. С. Л. Рубенштейн, Боричевская В. И., Р. Р. Кондратьев выделяли самостоятельность, как компонент способности личности устанавливать собственное поведение, как способность к индивидуализации своей позиции, способность к независимому осуществлению структурных блоков деятельности также считала и Г. И. Щукина [3, с. 38].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Виноградова, Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в школе?// Н.Ф.Виноградова. – Начальная школа. – 2001. – № 9 – С.10–13.
2. Возрастные закономерности социализации личности : сб. науч. тр / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: Н. С. Старжинская [и др.] ; науч. ред. Л. А. Кандыбович. Мн. : БГПУ, 2008. 235 с. : рис.
3. Гармонизация психофизического и социального развития детей : материалы Респ. науч.-практ. конф. студентов и молодых учёных, Минск, 18 апр. 2008 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: Н. С. Старжинская (науч. ред.), Д. Н. Дубинина (отв. ред.) [и др.]. Мн. : БГПУ, 2008. 175 c.
4. Гуз А.А. Родители и педагоги: шаг навстречу: Первый шаг; Учеб.-метод. пособие / А.А.Гуз; Акад. последиплом. образования. Мн., 2004. 219с. : ил.
5. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. Педагогика. -1961. № 8 ..32-42 с.
6. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии/ И.А. Зимняя. – М: Просвещение. – 1980. – С.39–54.
7. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. М.: ^, Просвещение, 1993. 204 с.
8. Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс) . М.: Педагогика, 1984. 144с.
9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста: учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. – 316 с.
10. Культурно-психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе : сб. науч. тр. : в 2 ч. Ч. 2 / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол.: Л. А. Кандыбович [и др.] ; отв. ред.: Е. И. Комкова [и др.]. Мн. : БГПУ, 2009. 139 с. : табл.
11. Кушнер Н.Я. Формирование и развитие учебной деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте // Актуальные проблемы подготовки детей к школе: Сб. ст. – Мн, 2002. с. 20 – 30.
12. Мухина В.С. Возрастная психологии :Учебник для студ. Вузов.-7-е изд. Стереотип.М.:Издательский центр «Академия», 2003.456 с.
13. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3:– 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
14. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. 240 с.
15. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения./ И.П. Подласый. – М.: Владос. – 1999. – 576 с.
16. Поломникова Н.А. О системе воспитания познавательной самостоятельности школьников //Советская педагогика, 1970. №5. -76-83с.
17. Проничева Е.В. Способы формирования контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников // Педагогика. – 3. – с. 110 -115.
18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.425 с.
19. Содружество наук. Барановичи-2009 : материалы V междунар. науч.-практ. конф. молодых исследователей, Барановичи, 21-22 мая 2009 г. : в 2 ч. Ч. 2 / Баранов. гос. ун-т ; редкол.: В. Н. Зуев (гл. ред.) [и др.]. Барановичи : РИО БарГУ, 2009. 305 с.
20. Спиваковская, А. С. Игра – это серьезно./ А.С. Спиваковская. – М.: Педагогика –1981. – 144с.: ил. – (Библиотека для родителей).
21. Студенческая наука 2008 : регион. науч.-практ. конф. студентов вузов Могилев. обл., посвящ. 95-лет. МГУ им. А. А. Кулешова : материалы конф. / Могилев. гос. ун-т им. А. А. Кулешова. Могилев : МГУ , 2008. 313 с. : ил.
22. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение –1990. – 160с.: ил.
23. Управление познавательной деятельностью учащихся /Под ред. П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной. Изд-во МГУ, 1972. 262 с.
24. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Автореф. дис... д-ра психол. наук. М, 1992.39 с.
25. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 209с.
26. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Академия, 2000. 288 с.
27. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно – методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
28. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М. 1974. -142с.