Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
В России сегодня предъявляются высокие требования к образованию детей. Принятый сегодня Федеральный государственный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускников, воспитание граждан, готовых к взаимодействию с окружающим миром, решению учебных и жизненных задач, выстраиванию социальных отношений с учетом норм и правил сотрудничества, стремящихся к непрерывному образованию и самообразованию, к прогнозированию своего будущего [19].
Сегодня востребованными являются люди с высоким творческим потенциалом, умеющие быстро находить нестандартные решения, активно реагировать на новые требования времени, грамотно выражать свои мысли. В связи с этим актуальными становятся проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы сформировать у детей умение самостоятельно «открывать» знания, собирать и анализировать информацию, делать собственные выводы и обобщения Не случайно Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования ставит перед педагогами задачу формирования у учащихся универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Современный ребенок существенно отличается от своих сверстников рубежа XX – XXI вв. С одной стороны, нынешние дети более мобильны, легче осваивают современную технику, но при этом они мало читают, утрачивают навыки живого общения, многие из них отличаются низкой мотивацией к учебной деятельности. Виртуальный мир начинает вытеснять реальный. Именно это и определило требования ФГОС СОО. Еще одной проблемой современных детей является их слабая социализация. Умения формируются в деятельности, поэтому в основе современного образования должен лежать системно-деятельностный подход, основанный на использовании активных форм деятельности, таких как наблюдение, опыт, проблемный диалог, и развитая рефлексия. Современный педагог должен не только быть хорошо знаком с классической структурой урока, он на высоком уровне должен осваивать и современные образовательные технологии. Эти требования объясняются тем, что в рамках урока сегодня должно быть использовано значительное разнообразие традиционных и инновационных методов и приемов, в том числе и с использованием технических средств.
Выбранная нами тема является актуальной в современной педагогической практике поскольку позволяет сделать процесс обучения мотивированным и целеустремленным, организует самостоятельную мыслительную работу учащихся, активизирует их научно-исследовательскую деятельность.
Исследования по данной проблеме:
Рассматриваемая нами тема уже давно является объектом пристального внимания со стороны исследователей и педагогов-практиков. Накоплен масштабный педагогический опыт внедрения таблиц и схем в образовательный процесс, в том числе и на уроках истории. Наиболее значимыми исследованиями по данной проблеме следует назвать работы А.А. Вагина [2], Л.В. Знакова, М.В. Коротковой [9], Л.В. Петровой [14] и др.
Цель исследования состоит в изучении современных подходов к использованию таблиц и схем на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Дать психологическое и дидактическое обоснование применения наглядных средств, в том числе схем и таблиц на уроках истории.
2. Охарактеризовать возможности использования таблиц и схем на уроках истории.
3. Разработать задания с использованием таблиц и схем на уроках истории.
4. Предложить конспекты уроков по истории с использованием таблиц и схем.
Объект исследования: организация процесса обучения на уроках истории.
Предмет исследования: использование таблиц и схем на уроках истории.
Рабочая гипотеза:
Использование таблиц и схем на уроках истории позволяет повысить эффективность процесса обучения, активизируя внимание учащихся на наиболее важных аспектах изучаемых вопросах, формирует у них умения анализа и синтеза полученной информации
ГЛАВА 1. НАГЛЯДНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1.1. Психологические и дидактические особенности активизации учебного процесса
Одним из самых действенных способов восприятия является наглядность, именно она помогает через восприятие образа активизировать память и мышление. Она не случайно является одним из основополагающих принципов обучения, поскольку через свойства доступности и наглядности создает психические образы объектов познания [5, с. 127]. При этом, надо помнить, что образ воспринимаемого объекта становится наглядным исключительно в процессе активного восприятия, выражая степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта.
Иными словами, для того, чтобы наглядный образ сформировался недостаточно просто его увидеть, бросить на него взгляд, необходимо включение в этот процесс активной познавательной деятельности. Наглядные образы богаче образов восприятия, но они сугубо индивидуальны, и могут различаться по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Может быть различной и степень усвоения наглядных образов. Это зависит от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядных исходных образов восприятия.
В психологии также выделяется такое понятие как образ воображения. Под ним, как правило, понимают такие объекты, которые человек непосредственно никогда не воспринимал. Такие объекты конструируются из знакомых и понятных человеку элементов восприятия и воображения. Это свойство человеческой психики дает возможность сначала представить себе продукт своего труда и только после этого приступать к его созданию, реально оценивая разнообразные варианты своих действий.
Наглядность есть одно из проявлений чувственного познания, которое дает человеку первичную информацию об объекте. Затем на уровне мышления эти представления перерабатываются и возникают более обобщенные и глубокие по содержанию психические образы познаваемых объектов [6, с. 55].
В курсе преподавания истории наглядность не только задействует чувственное восприятие обучающихся, она помогает облегчить познание многих сложных исторических понятий и процессов [2, с. 144].
Как один из принципов обучения наглядность была воспринята еще в работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинский [18, с. 64]. При этом, все они выделяли различные средства наглядности, которые могут использоваться в процессе обучения, как-то реальные объекты и их изображения, модели, схемы, таблицы и т.п. Использование наглядных средств дает возможность учителю творчески перерабатывать поставленную дидактическую задачу, активизировать способность учащимися восприятия учебного материала [21, с. 185].
Именно наглядность позволяет сформировать у учащихся такие представления, которые объективно отражают существующую действительность, и при этом позволяет анализировать и обобщать ее в связи с поставленными учебными задачами.
Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что восприятие учебного материала на слух чрезвычайно трудное дело, которое требует сосредоточенного внимания и приложения волевых усилий. Если педагог не очень опытный, а структура и материал урока не продуманы до мелочей, это приводит только к внешнему присутствию ребенка на уроке, не затрагивая его внутреннего мира и мыслительного процесса [16, с. 62].
Использование средств наглядности на уроках истории способствует не только формированию у учащихся образных представлений об изучаемых событиях, оно позволяет облегчить формирование определенных понятий, и осознанное восприятие отвлеченных связей и зависимостей, тем самым реализуя одно из важнейших положений дидактики.
Следует подчеркнуть, что ощущение и понятие являются различными ступенями единого процесса – процесса познания. Еще в т рудах Я.А. Коменского было сформулировано «золотое правило»: «все, что...можно, предоставлять для восприятия чувствам...» [8, с. 380]. Выдвинутое им положение о том, что знания ученики должны получать главным образом исходя из собственных наблюдений, стало первым шагом в борьбе с догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.
В дальнейшем принцип наглядности обучения был развит в трудах и других педагогов, решавших вопросы дидактики. В первую очередь в этой связи следует обратить внимание на труды Г. Песталоцци. Этот педагог отмечал: «Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям». Только в результате самостоятельных наблюдений получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысли и потребность говорить. Обучение способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний и развивает его умственные способности. Необходимо «интенсивно повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями» [21, с. 176].
Большинство современных исследователей склоняются к тому, что без применения наглядных средств обучения на уроках истории невозможно добиться адекватных представлений об окружающем мире, а тем более о событиях, происходивших на протяжении отдаленного времени, развивать мышление и речь.
Анализируя проблемы использования в обучении наглядных средств, Г. Песталоцци отмечал, что именно органы чувств позволяют нам формировать представления об окружающем мире. Основная задача обучения при этом заключается в том, чтобы систематизировать эти наблюдения, уничтожив тем самым их беспорядочность, научится разграничивать предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия [21, с. 192].
Разрабатывая свою систему использования наглядных средств обучения, К.Д. Ушинский исходил в первую очередь, из использования их в преподавании родного языка. Он полагал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком, и чтобы под руководством учителя «...ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово» [17, с. 56].
Современная дидактика понятие наглядности тесно увязывает с различными видами восприятия, в том числе зрительным, слуховым, осязательным и т.п. Нужно понимать, что наибольшей эффективности можно добиться исключительно с использованием их комплексного применения, так как ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. В частности, при изучении природы оптимальным будет представление объектов и изображений, близких к натуре, на уроках родного языка – использование условных изображений отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т. п. Часто возникают ситуации, требующие использования различных видов наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. - М.: Педагогика, 1984. - 250 с.
2. Вагин A.A. Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1968. - 240 с.
3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2001. - с.165.
4. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения. - М., 1971. - 214 с.
5. Данилов М.А. Процесс обучения/Основы дидактики/Ред. Занков Б.П. -М., 1967. - 318 с.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Республика, 1994. - 230.
7. Знаков Л.В. Избранные педагогические труды. Т. 3 - М. - СПб., 1987. - с.260.
8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 - М., 1982.-с. 470.
9. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2003. - с. 260.
10. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - М.: Евразия, 1997. - с. 225.
11. Методика обучения истории в средней школе. Ч. II / Под ред. Н.Г. Дайри. - М.: Просвещение, 1978. - с. 160.
12. Методическое пособие по истории: 8 класс. Под ред. А.Преображенского.- М.: Просвещение, 1989. - с. 240.
13. Мурзаев B.C. Рисунки на классной доске в преподавании истории. -М., 1946. - с. 180.
14. Петрова Л.В. Нетрадиционные формы истории в V-VI классах. // Преподавание истории в школе. №4, 1987.
15. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000. - с. 210.
16. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6 - М.-Л.: АПН РСФСР, 1950.- с.420.
17. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.8 - М.-Л.: АПН РСФСР, 1950. - с. 450.
18. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 10 - М.-Л.: АПН РСФСР, 1950. - с. 390.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. http://base.garant.rU/55170507/#block_1000
20. Философский словарь / Ред. Фролов И.Т. - М., 1987. - 322 с.
21. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Градарики, 2005. - 424 с.