Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблема роста детской инвалидности является одной из главных проблем современности. Долгое время в образовании детей делили на обычных и инвалидов. У детей-инвалидов практически не было возможности получать образование или реализовывать, какие-либо свои возможности. Но жизнь показала, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Сегодня есть потребность в том, чтобы создавалось специально организованное сопровождение и специальные условия для детей с особенными запросами и потребностями.
Образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья посвящена отдельная статья закона, согласно которой содержание и условия специального образования определяются адаптированной образовательной программой. Адаптированная образовательная программа специально предназначена, то есть, адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Программа учитывает особенности психофизического развития детей и их индивидуальных возможностей. Согласно требованиям ФГОС образовательные организации должны не только реализовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ по адаптированным образовательным программам. На основе программ федерального уровня в образовательной организации разрабатывается собственная образовательная программа, которая учитывает все особенности конкретной образовательной организации.
По данным Всемирной организации здравоохранения, количество детей с диагнозом «аутизм» растёт на 13 процентов в год. Согласно исследованиям отечественных и зарубежных учёных, для детей с аутизмом характерны следующие трудности: нарушение социального развития, нарушение вербальной и невербальной коммуникации, стереотипность в поведении, интересах, занятиях. Очевидно, что все эти проблемы препятствуют успешному обучению таких детей. Это, в свою очередь, препятствует социализации детей и их коммуникации.
Проблемами коммуникации детей с аутизмом занимались исследователи Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др. По их мнению, дети с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности в адаптации к обучению, прежде всего из-за низкого уровня коммуникативных навыков.
Исследователи и методисты работают над обучающими и развивающими программами, которые содержат методики и приёмы коррекционно-развивающей работы с детьми с аутизмом в рамках индивидуальных занятий и занятий в малой группе. Такой опыт признан положительным, но в настоящий момент он недостаточно обобщён и адаптирован для практического применения. Актуальность исследования продиктована необходимостью определения содержания работы по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом и разработки модели соответствующей коррекционной работы.
Степень научной разработанности проблемы. В психологии и философии различные концепции коммуникации и социализации личности были выдвинуты исследователями Дж. Дьюи, Л. Колберг, А. Бандура, Э. Эриксон, К. Левин, Ф. Хайдер и др.
Идеи социализации и коммуникации нашли своё отражение в работах отечественных учёных Л.С. Выготского, А.Б. Залкинд, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.В. Зеньковского, С.И. Гессен и др.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему формирования коммуникативных возможностей у ребёнка с аутизмом.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных возможностей у ребёнка с аутизмом.
Предмет исследования: формы и методы формирования коммуникативных возможностей у ребёнка с аутизмом.
Задачи:
1. Изучить психологические особенности детей с расстройством аутического спектра.
2. Изучить приёмы и методы формирования коммуникативных возможностей у ребёнка с аутизмом.
3. Описать формы детского аутизма.
4.Рассмотреть методические рекомендации по формированию коммуникативных возможностей у ребёнка с аутизмом.
Степень научной разработанности проблемы:
Теоретическая база исследования:
- особенности и закономерности психического развития у детей с аутизмом (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, М.М. Либлинг, Л.Винг и др.);
- особенности формирования коммуникативных навыков у детей с аутизмом (М Л. Семенович, Н.Г. Манелис, А.В. Хаустов, Е.В. Морозова и др.).
Теоретическая значимость. Уточнено понятие «коммуникативные возможности», описан процесс формирования коммуникативных возможностей у детей с расстройством аутического спектра.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У РЕБЁНКА С АУТИЗМОМ
1.1. Психологические особенности детей с расстройством аутического спектра
В современной социальной и образовательной среде обеспечивается защита прав детей на полноценное и свободное развитие. Это также актуально по отношению к детям – аутистам. Расстройства аутистического спектра – это особая форма нарушения психического развития ребёнка. При этом наблюдается неравномерность формирования его различных психических функций. В данном случае наблюдаются различного рода расстройства. В частности, речевые, поведенческие, интеллектуальные и др. В большинстве случаев, это приводит человека к значительной социальной дезадаптации [12].
Детский аутизм практически всегда характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения. Сегодня тенденция такова, что дети здоровые и дети с ограниченными возможностями здоровья часто растут и обучаются вместе. Это правильно и своевременно, поскольку много и часто говорят о терпимости к людям с ограниченными возможностями здоровья и при этом они находятся в вечной изоляции. Развиваться и формироваться личность может лишь при совместном воспитании и обучении и коммуникации с другими людьми. Без взаимодействия с социумом эти процессы невозможны.
Аутические нарушения аффективного контакта были в достаточном количестве описаны психиатрами. Л. Каннер писал о существовании особого клинического синдрома экстремального одиночества и назвал его синдромом раннего детского аутизма [7]. К.С.Лебединская описывала методику комплексной медико - психолого - педагогической коррекции.
Эта методика основана на представлении об аутизме как об аффективном расстройстве. Работы отечественных специалистов в этой области отличаются от работ зарубежных учёных тем, что они большое значение отводят комплексности процесса – постоянному взаимодействию педагогов, психологов и врачей-психиатров [19].
Сегодня активно развивается подход понимания различных образовательных потребностей детей – аутистов. Диагноз аутизм ставится не по одному симптому. Для его постановки необходимо наличие трех характерных признаков:
1. Недостаток социальных взаимодействий.
2. Нарушенная взаимная коммуникация.
3. Ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.
Сегодня существует большой разрыв между теоретическими разработками в этой области и практическими возможностями социума. Разнообразие различных психолого-педагогических методик и большая неоднородность картины нарушений аутистического спектра затрудняет выбор оптимального коррекционного подхода к таким детям. но здесь важно отметить, что в этом направлении ведётся большая психолого – педагогическая работа и разрабатывается много нормативно – правовых и программно – планирующих документов.
Тем не менее, неконтактные дети практически не получают профессиональной помощи со стороны специалистов. Задачи воспитания и обучения такого ребенка полностью ложатся на плечи семьи. Не имея опыта дошкольной социализации, ребенок с расстройством аутистического спектра испытывает затем дезадаптацию в школе, а далее следует его перевод на домашнее обучение. Для ребёнка это означает ничто иное, как полную изоляцию от общества и от общения со сверстниками [15].
Дети, имеющие расстройства аутистического спектра имеют специфичные особенности когнитивного развития. Они неспособны к сосредоточению. Для них большой проблемой является концентрация внимания и часто отсутствует отклик на обращение. Часто случается так, что они беспомощны в элементарном быту и у них отсутствуют навыки самообслуживания. Они не проявляют видимого интереса к тем предметам, которые им предлагает рассмотреть специалист и др.
Дети с расстройствами аутистического спектра ни на одном возрастном этапе не играют со сверстниками в сюжетные или ролевые игры. Они не понимают смысла понятия социальные роли. Их игры представляют собой стереотипные манипуляции с разнообразным неигровым материалом. Игрушки могут быть использованы, но чаще - не по назначению. Для детей аутистов характерно отсутствие интереса не только к ролевым играм, но и к просмотру кинофильмов и телепередач. Все те игры, в которые играют их сверстники, как правило, недоступны детям – аутистам.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алехина, С.В. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы [Текст] / С.В. Алёхина, Н.Я. Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 80 с.
2. Алехина, С.В. Особые образовательные потребности как категория инклюзивного образования [Текст] / С.В. Алёхина. - Российский научный журнал, 2013 - No 5 (36). - С. 132-139.
3. Бардышевская, М.К. Аутоагрессия у детей с психической депривацией и аутизмом [Текст] / М.К. Бардышевская // Тюменский Медицинский Журнал. Научно-практический журнал, 2013 - Т. 15, No 3. - С. 19-20.
4. Виневская, А.В. Аутизм, его корни и коррекционные методы на основе системно-векторной методики Юрия Бурлана [Текст] / А.В. Виневская, В.Б. Очирова / / Современные исследования социальных проблем, 2015 - № 3. - С.12-23.
5. Гжибовска, Д. Особые образовательные потребности и непрерывное образование [Текст] /Д. Гжибовска // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 2011. - №9. - С.110-114.
6. Довбня, С. Диагноз «Аутизм»: Что делать, и чего не делать / С. Довбня, Т.Морозова. — Текст: электронный // Фонд Обнаженные сердца: [сайт]. — URL: https://nakedheart.online/articles/diagnoz-autizm-chto-delat-i-chego-ne-delat?matchtype=b (дата обращения: 04.06.2023).
7. Еремина, С. В. Механизмы социализации детей с расстройством аутистического спектра в условиях образовательной организации / С. В. Еремина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 98-102. — URL: https://moluch.ru/archive/429/94646/ (дата обращения: 04.06.2023).
8. Забозлаева, И.В. Клинико-динамические особенности когнитивных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / И.В. Забозлаева И.В. //Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия «Психология», 2014 - Т. 7. - №4. - С.44-51.
9. Каннер, Л. Аутистические нарушения аффективного контакта /[сайт]. — URL: https://autism-frc.ru/ckeditor_assets/attachments/975/kanner_statya.pdf?ysclid=limrssd2ws793893412 (дата обращения: 08.06.2023).
10. Кравцова, Р.С. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра от 4 до 6 лет в условиях ППМС центра [Текст] / Р.С. Кравцова. - Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 6-3. - С. 31-33.
11. Костин, И.А. Усложнение картины мира - направление психологической помощи аутичным подросткам [Текст]/ И. А. Костин // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – № 3. – 2007. – С. 25 – 28.
12. Лубовский, В.И. Особые образовательные потребности [Текст] /В.И. Лубовский // Психологическая наука и образование, 2013. - № 5. - С. 61-66.
13. Натарова, К.А. Расстройства аутистического спектра (клинико- динамический, региональный и семейный аспекты) [Текст] / К.А. Натарова // Томск: Изд.: « Иван Фёдоров». - 2012. - 192 с.
14. Новосёлова, О.Г. Перспективы диагностики расстройств аутистического спектра у детей [Текст] / О.Г. Новосёлова О.Г. Г.А. Каркашадзе // Вопросы современной педиатрии, 2014 - Т. 13. - № 3.- С. 61-68.
15. Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. — Текст: электронный // Министерство просвещения Российской Федерации. Реестр примерных основных общеобразовательных программ: [сайт]. — URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/3c2234270f1a36a06a46cc0ec56ec767.pdf (дата обращения: 04.06.2023).
16. Семянникова, А.А. Расстройства аутистического спектра: классификации, определение понятий, симптомы [Текст] / А.А. Семянникова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2013. - № 32.- С. 67-71.
17. Сиротюк, А.Л. Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации: модели и успешная реализация [Текст] / А.Л. Сиротюк // Брянск: БИПКРО. - 2014. - 94 с.
18. Солдатенкова, Е.Н. Обзор зарубежных подходов к развитию
коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Е.Н. Солдатенкова //Современная зарубежная психология, 2014. - №3. - С. 52-64.
19. Филиппова, Н.В. Эпидемиология аутизма - современный взгляд на проблему [Текст] / Н.В. Филиппова Н.В. // Соц. и клин. Психиатрия. – 2014.- № 3. - С. 96-101.
20. Цветкова, А.В. Составление адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: метод. пособие [Текст] / А.В. Цветкова // Сыктывкар: КРИРО. - 2015. – 86 с.
21. Шапошникова, А.Ф. Опыт применения стандартизированных диагностических оценочных шкал в комплексной программе лечебно- коррекционной помощи детям с расстройствами спектра аутизма [Текст] / А.Ф. Шапошникова // под ред. В.Н.Касаткина - М.: Образование и здоровье. – 2008. – С. 26-58.