Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Интерес к феномену культуры в наше время вызван многими обстоятельствами. Современная наука оценивает культуру как источник и незаменимый фактор духовной жизни личности. Отсюда стремление выявить сущность, потенциал культуры и возможности ее воздействия на каждого человека.
На огромное облагораживающее воздействие пения, указывалось еще в пору становления отечественной системы музыкального воспитания. В трудах Б.В.Асафьева, Н.Я.Брюсовой, Н.М.Ковина, хоровому пению в школе придается исключительно важное значение. И в дальнейшем, выдающимися деятелями хоровой культуры, такими как Д.Д.Локшин, В.Г.Соколов, А.В.Свешников отмечается благотворное влияние пения на духовное развитие личности.
Психолого-педагогический уровень рассмотрения исследуемой проблемы (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский и др.), позволил представить певческую культуру личности как проявление духовной сущности человека в познании мира, где «человеческий голос воспринимается как звучание самой души, как звук, который по природе дан внутреннему началу для его выражения ...» (Г.Гегель).
В работах Э.Б.Абдулина, Л.В.Школяр, АА.Мелик-Пашаева и других, рассматриваются методологические вопросы и принципы художественной дидактики, а процесс преподавания музыкального искусства в школе представлен как художественно-педагогический.
Особое значение для нашего исследования имеют: концепция психологической науки о деятельности человека (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский), теория развивающего обучения (В.В.Давыдо, Д.Б.Эльконин), интонационная теория Б.В.Асафьева и ее отражение в трудах В.В.Медушевского.
Значительная роль теории и практики вокально-хорового обучения в школе определена в трудах Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Е.Д.Критской, Г.П.Стуловой, В.Н.Шацкой и др.
Алексеева Л.Л. определяет певческую культуру тремя взаимосвязанными понятиями: вокальным вкусом, наличием правильных певческих навыков, вокальной эрудицией.
В то же время известно, что важнейшей частью вокальной культуры являются певческие навыки. Основные из них: певческая установка, певческое дыхание, певческое звукообразование и звуковедение, певческая дикция и орфоэпия.
Рассматривая практику вокально-хорового обучения младших школьников (Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Е.Д.Критская, Г.П.Стулова и др.), было определено, что воспитание певческой культуры младших школьников во внеурочной деятельности общеобразовательной школы будет проходить более успешно, если выделены основные методические компоненты ее формирования; разработана и реализуется программа внеурочной музыкальной деятельности школьного вокального кружка; в ходе певческой деятельности будет реализован творческий потенциал каждого школьника.
В связи с введением новых образовательных стандартов и введением дополнительных часов для художественно-эстетической деятельности детей во внеурочное время в школе, появилась необходимость не только в организации новых внеурочных вокально-музыкальных форм деятельности учащихся, но и необходимость в обобщении методического опыта обучения и воспитания младших школьников на внеурочных занятиях.
Хоровое искусство – одно из самых доступных для массового исполнительства, так как оно является доступным и демократичным для всех слоёв населения, в том числе и детям. Хоровое пение помогает развить не только музыкальные качества, но и личностные духовно-нравственные ориентиры. Это происходит от соприкосновения с лучшими образцами мировой культуры, музыкой и литературой, развивает способность мыслить и выражать свой внутренний мир, совершенствовать его и узнавать новое. Всё это способствует гармоническому воспитанию личности ребёнка.
Объект исследования: музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: внеурочная вокально-хоровая деятельность детей в общеобразовательной школе.
Цель исследования: обобщить методы и формы музыкального воспитания в условиях внеурочной вокально-хоровой деятельности младших школьников.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить проблематику музыкального воспитания младших школьников в контексте ФГОС НОО;
• Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
• Выявить дидактические принципы развития вокальных навыков младших школьников;
• Проанализировать формы внеурочной вокально-хоровой деятельности в общеобразовательной школе.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Особенности музыкального воспитания детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы
1.1. Проблематика музыкального воспитания младших школьников в контексте ФГОС НОО
С точки зрения современной психологии, возникновение музыки связано с потребностью человека в эмоциональных контактах и общении. Основным содержанием музыки является выражение чувств, мыслей, настроений, переживаний человека.
Познавательная деятельность младших школьников проходит в очень важной сфере – сфере чувств. Каждый урок связан для него с открытием нового в музыке и в самом себе.
Этого можно достичь только благодаря общению, эффективность которого во многом зависит от компетентности учителя, который должен сформировать у младших школьников первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, основах музыкальной культуры и ее роли в духовно - нравственном развитии человека. Очень важно также развить у обучающихся умение воспринимать музыкальное произведение и выражать к нему свое отношение, применять на практике приобретенные знания и навыки (например, в исполнении вокально-хоровых произведений).
Таким образом, музыкальное воспитание в современной начальной школе направлено, в первую очередь, на формирование основ музыкальной культуры у младших школьников через эмоциональное восприятие музыки (и, прежде всего, таких ее составляющих, как художественный вкус, нравственно - эстетические чувства). Уроки музыки и внеурочная музыкальная деятельность призваны способствова
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2004
3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании [Текст]. - Л, 1973. С. 48-75
4. Баренбойм, Л.Н. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Л.Н. Баренбойм. – М.: Советский композитор, 1978
5. Безбородова Л.А. Теория и методика музыкального образования: учебное пособие. – М.: Флинта, 2014. – 240с.
6. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, Эксмо, 2004
8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
9. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 1968
10. Егорова, Е.А. Дидактические особенности постановки детских голосов в хоровом классе в системе дополнительного музыкального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Е.А. Егорова – Москва – МГУКИ, 2009
11. Ительсон, Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения / Л.Б. Ительсон. – Владимир, 1972
12. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы. — М.: Просвещение, 2004.
13. Левко, В.Н. Дыхание как элемент (или основа?) певческой школы / В.Н. Левко // в сб.: Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений» / Ред.-сост. М.С. Агин. – М.-СПб., 2007
14. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2012.
15. Николаева, Е.В. Концепция программы по музыке в свете новой государственной стратегии развития общего музыкального образования / Е.В. Николаева, Э.Б. Абдуллин // Вестник кафедры ЮНЕСКО музыкальное искусство и образование. – 2013 – №3 – с. 133-157
16. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников [Текст]: учебное пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
17. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором [Текст]: учеб. пособие / М.С.Осеннева, В.А.Самарин. – М.: Academa, 2003. –190 с.
18. Пятницкая И.Н., Шаталов А.И. Трудные дети - трудные взрослые: здоровые подростки, отклоняющееся поведение молодежи, предпосылки отклоняющегося поведения, профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков / И. Н. Пятницкая, А. И. Шаталов. - Москва : КноРус, 2015.
19. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г.П.Стулова.- М.: Прометей, 1992. – 270 с.
20. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов. – М.: Наука, 2003.
21. Цымбалюк, Е.А. Реформа системы музыкального образования школьников: поиск новых методологических подходов // Мировоззренческие и философскометодологические основания инновационного развития современного общества: Беларусь, регион, мир: мат. междунар. науч. конф., Минск 5-8 нояб. 2008 г. URL: http://bookucheba.com/sotsialnaya-filosofiya-knigi/reforma-sistemyi-muzyikalnogoobrazovaniya-28317.html