Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работа посвящена проблеме формирования у младших школьников первоначальных навыков работы с учебными текстами на уроках русского языка.
В начальной школе закладываются основы развития учащихся. На начальной ступени обучения формируются первоначальные навыки работы с учебными текстами. Эта работа прослеживается на всех уроках, но особая роль отводится формированию навыков работы с учебным текстом на уроках русского языка.
Умение работать с учебным текстом создаёт условия для успешного усвоения других предметов, делает успешной познавательную деятельность ученика и его готовность к дальнейшему образованию. Умение работать с учебным текстом формирует основы умения учиться и способность к организации своей учебной деятельности.
Русский язык является для младшего школьника основой всего учебного процесса, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Сегодня в учебниках русского языка по ФГОС в каждом разделе ученик подводится к тексту. Понимать тему текста, определять основную мысль текста, строить речевое высказывание как устное, так и письменное, располагать предложения в нужной последовательности, правильно связать слова в предложении, находить нужную информацию в справочной литературе, умело пользоваться памятками и словарями и т. д. - вот те умения, которые формируются в процессе обучения младших школьников работе с учебными текстами на уроках русского языка. Особое внимание на уроках русского языка следует обращать на задания, направленные на развитие грамотной устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Учебные тексты должны эффективно решать задачи формирования УУД, которые являются приоритетным направлением содержания образования. Учебные тексты по русскому языку должны обеспечивать формирование личностных и метапредметных УУД, достижение предметных результатов. Тексты учебника по русскому языку составлены с опорой на речевой и жизненный опыт учащихся. Текстовый материал должен расширять кругозор и расширять словарный запас младших школьников, способствовать их нравственному воспитанию. Умелое использование учителем эффективных методов и приёмов работы с учебными текстами будет способствовать формированию текстовых умений у младших школьников на необходимом уровне. Проблема выбора наиболее эффективных методических приёмов по формированию у младших школьников текстовых умений, умелого выбора учителем методических приёмов из всего их многообразия с учётом психолого-педагогических особенностей детей достаточно актуальна на этапе начального образования.
Актуальность: необходимость формирования умения работать с учебным текстом отмечается в федеральном государственном стандарте начального общего образования. Стандарт второго поколения говорит о том, что выпускник начальной школы приобретёт первичные навыки работы с учебными текстами. Только грамотное использование учителем методов и приёмов формирования у младших школьников первоначальных навыков работы с учебными текстами на уроках русского языка позволит получить выпускника начальной школы, отвечающего требованиям ФГОС.
Проблема: какие методы и приёмы эффективно влияют на формирование у младших школьников первоначальных навыков работы с учебным текстом?
Объект: формирование у младших школьников первоначальных навыков работы с учебными текстами.
Предмет: методы и приёмы формирования у младших школьников первоначальных навыков работы с учебными текстами на уроках русского языка.
Цель: выявить, теоретически обосновать и проверить на практике эффективность методов и приёмов формирования у младших школьников первоначальных навыков работы с учебными текстами на уроках русского языка.
Гипотеза: формирование у младших школьников первоначальных навыков работы с учебными текстами будет эффективным, если:
- при выборе методов и приемов учитель учитывает специфику учебного текста;
- у младших школьников накапливается практический опыт работы с учебными текстами;
- учитель использует эффективные методы и приёмы для формирования у младших школьников первоначальных навыков работы с учебными текстами.
Задачи: 1. Раскрыть сущность проблемы формирования у младших школьников первоначальных навыков работы с учебными текстами.
2. Выявить особенности учебных текстов в круге чтения современных младших школьников.
3. Проанализировать традиционные методы и приёмы обучения младших школьников работе с учебными текстами.
4. Выявить эффективные методы и приёмы обучения младших школьников работе с учебными текстами и экспериментально доказать их результативность.
5. Разработать модель урока русского языка с использованием эффективных приёмов формирования у младших школьников первоначальных навыков работы с учебным текстом.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической литературы по теме исследования, анализ и обобщение педагогического опыта по теме исследования, эксперимент, моделирование.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ РАБОТЫ С УЧЕБНЫМИ ТЕКСТАМИ
1.1 Учебные тексты в круге чтения современных младших школьников
В научной литературе не сложилось единого подхода к определению понятия текста. В связи с этим понятие «текст» рассматривается учеными с разных точек зрения.
Одним из важнейших средств формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций является текст. Он служит источником информации и, следовательно, средством приобретения, расширения, коррекции знаний; помогает школьникам овладеть терминологическим и понятийным аппаратом изучаемой науки; освоить понятия нормы и антинормы; приобрести опыт действий с единицами языка и речи; совершенствовать собственную речь, овладеть видами речевой деятельности; понять культуроносную функцию языка. Кроме того, текст – средство взаимосвязанного формирования и развития не только всех групп предметных умений, навыков и способов познавательной деятельности, но и «составная часть социальной памяти, целостная система значений, являющаяся ориентировочной основой как для познавательной деятельности, так и для деятельности общения» . Немаловажным моментом является то, что текст развивает языковую рефлексию, заключающуюся в понимании:
а) разносторонности и многозначности языковых единиц (например, слова как совокупности фонем и морфем, лексической, единицы, части речи и, наконец, как члена предложения);
б) многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена;
в) разнообразных (парадигматических и синтагматических и др.) связей языковых единиц.
С позиций психологии, учебно-научный текст представляет собой «источник познавательных задач или проблем, которые надо уметь обнаружить и решить» . Следовательно, работа с текстом будет заключаться, с одной стороны, в декодировке смысла и решении тем самым познавательной задачи, а с другой стороны, в реализации подобных задач в репродуцируемом или создаваемом школьником речевом произведении. С позиций дидактики, под учебно-научным текстом понимаются тексты, «обслуживающие особую сферу общения – учение – и выполняющие присущие им дидактические функции. Поэтому они всегда строго адресованы, т. е. учитывают возрастные, психологические особенности обучаемых» . В таких текстах научность изложения соединяется с доступностью, часто занимательностью.
Теоретические положения иллюстрируются примерами, сопровождаются комментариями и выводами. Даются сведения о происхождении используемых в тексте терминов. Учебно-научные тексты имеют, как правило, чёткую структуру. С точки зрения лингводидактики, это «текст, предназначенный для выработки определённых навыков в той или иной сфере фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса и связной речи» . Если характеризовать учебно-научный текст с точки зрения содержания, то он представляет собой, «такое сообщение, в котором обязательно раскрывается содержание изучаемого объекта, даётся совокупность его характеристик в определённом направлении, отражающем аспект рассмотрения данного объекта в конкретной научной дисциплине» .
Текст – основное понятие текстоцентрического подхода и системообразующее начало в обучении русскому языку. Подобног
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы) : учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – М. : Академия, 2010.
2. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие / Е.С. Антонова. – М.: КНОРУС, 2007. – с. 21
3. Бабайлова А. Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. – с.130
4. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 2-го класса (1-4) / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М.: БАЛЛАС, 2001.
5. Валгина Н.С. Теория текста: учеб. пособие / Н.С. Валгина. – М.: Логос, 2003.
6. Габидуллина А.Р. Учебно-педагогический дискурс. – Горловка: ГГПИИЯ, 2009.
7. Гвенцадзе М.А. Коммуникативная лингвистика и типология текстов. - Тбилиси, 1986.
8. Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания. М.: Педагогика, 1982.
9. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии. – М.: Наука, 1984.
10. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы / В.И. Капинос Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1991.
11. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избр. психол. труды. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, Воронеж: МОДЭК, 2001.
12. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования. -6-е изд., стер. / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2011.
13. Львова С.И. Системно-деятельностный подход как условие реализации основных целей федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку // Опыт внедрения учебно-методического комплекта по русскому языку / под ред. С.И. Львовой. – М.: Мнемозина, 2012. – С.5-32.
14. Львова С.И. Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания / С.И. Львова // Русская словесность. – 2004. - №3. – С. 46-51
15. Мотина Е. И. Язык и специальность: лингво-метод. основы обучения русскому языку нефилоло- гов. М.: Русский язык, 1983. – с. 10
16. Никитина Е.И. Активизация работы по учебнику / Е.И. Никитина // Русский язык в школе. – 1996. - №1. – С.17-24
17. Орлов О. М. Функции устного пересказа и методика его проведения на уроках русского языка в 4 классе. автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Орлов Олег Михайлович. М., 1987.
18. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды / Т.М. Пахнова // Русский язык в школе. – 2000. – №4. - С. 3-12
19. Потапова И. И. К вопросу о видах текста (учебный текст и его типология) // Вестн. Моск. ун- та. Журналистика. 1976. № 3. С. 35
20. Черепанова Л.В. Инновационные подходы в обучении русскому родному языку.- Чита: ЗабГГПУ, 2012.