Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Сегодня общество начинает осо-знавать всю ценность и важность таинства внутреннего самосознания, где изучение традиционных народных праздников и русских народных песен становится важным аспектом. В то же время педагогика музыкального об-разования, основанная на изучении традиционных праздников и русской народной песенной традиции, не имеет должного методического обеспече-ния. Дошкольники часто не имеют возможности участвовать в процессе освоения подлинной народной музыкальной культуры, особенно песенных традиций.
Таким образом, раскрывается основная проблема общего образова-ния, которая заключается в возрождении и сохранении культуры народных певцов в контексте творческого развития, обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.
Традиционные народные праздники и обряды, обычаи и традиции, народные песни и танцы постепенно выходят на главный этап культурной жизни общества. Народный праздник - это традиционная форма объедине-ния общества, позволяющая петь, танцевать, играть и веселиться вместе со всеми, создавая чувство целостности, коллективного творчества и необхо-димого чувства солидарности.
Выдающиеся педагоги, психологи, этнографы доказали, что в каждой стране есть свои обычаи и порядки, а также исторические формы и сред-ства народного воспитания. Как описывает Г.Н. Волков в своем этнопеда-гогическом очерке: «Трудовой народ с незапамятных времен вел самобыт-ный нравственный образ жизни, развивал свою собственную духовную культуру. У всех народов было множество обычаев и традиций, которые облагораживали жизнь рабочих. Они проявили себя как в отношении при-роды, так и в поэзии сельскохозяйственного труда, в устном народном творчестве, в удивительном народном искусстве, в хороших нравах, в хо-роших вкусовых привычках и правилах приличия».
Сегодня перед школой стоит непростая задача по воспитанию куль-турной, творческой личности, способной найти свое место в сложной, по-стоянно меняющейся реальности. Нравственную основу воспитания и раз-вития подрастающего поколения можно найти, прежде всего, в народных источниках. В настоящее время существует необходимость в изучении культурных народных традиций. Устное народное творчество, охватываю-щее большое количество жанров: сказки, пословицы, фольклор, частушки, скороговорки, русские народные праздники, обряды и обычаи - это бесцен-ное богатство каждого народа, огромный пласт культуры, показатель его способностей и талантов. Использование педагогической народной культу-ры в образовании, изучение фольклора во всем его многообразии является важной составляющей духовного развития личности.
Некоторыми аспектами воспитания дошкольников с помощью фоль-клора занимались Ю.Г. Илларионова, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская и другие.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы иссле-дования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить условия осуществления совмест-ной деятельности семьи и ДОУ по формированию положительного отно-шения детей к народным праздникам.
Объектом исследования является процесс осуществления совмест-ной деятельности семьи и ДОУ по формированию положительного отно-шения детей к народным праздникам.
Предметом исследования являются основы и принципы осуществ-ления совместной деятельности семьи и ДОУ по формированию положи-тельного отношения детей к народным праздникам.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление благоприятных условий для осуществления совместной де-ятельности семьи и ДОУ по формированию положительного отношения детей к народным праздникам.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть роль народных праздников и традиций в социализации детей и формировании культурного уровня ребенка дошкольного возраста;
- изучить опыт совместной с родителями организации народных праздников в ДОУ;
- рассмотреть взаимодействие семьи и ДОУ в формировании положи-тельного отношения детей к праздникам и традициям;
- изучить и проанализировать отношение родителей к народным праздникам и традициям в ДОУ;
- проанализировать методические рекомендации педагогам по орга-низации совместных с родителями праздников в ДОУ.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение,
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии и преподаванию, статистика и ин-тернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникин, В.П. Русское народное творчество/ В.П, Аникин - М.: Высш. шк., 2004. - 735 с. С. 573-591.
2. Антонова Т. // Детский сад от А до Я. - 2005. - № 6. - С. 43-44.
3. Антонова Т. Народный праздник как средство приобщения ре-бенка-дошкольника к национальной культуре: педагогическая академия /
4. Арзуманян,Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории/ Л. Арзуманян, Т. Ткаченко // Дошкольное вос-питание. - 2011. №11 С.87.
5. Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокуль-турной образованности детей дошкольного возраста. Магнитогорск: МаГУ. 2004, 59с.
6. Бабынина, Т.Ф. Традиции народных культур. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образова-тельных учреждений/ Т.Ф. Бабынинина - Казань: РИЦ «Школа», 2003. - 188 с. С.20-32.
7. Бронштейн М.М. Праздники народов в России. - Москва: Ро-смэн - Пресс, 2004. - 178с.
8. Васильева Л. Г. На Пасху солнце восходит пританцовывая. / Л. Г. Васильева. // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 2. - С. 70- 72.
9. Дошкольное образование. Словарь терминов / [Сост. Виногра-дова Н.А. и др.] - М.: Айрис - пресс, 2010. - 400с.
10. Дыбина, О.В. Сказка как средство патриотического воспитания/ О.В. Дыбина // Ребенок в детском саду. - 2009. № 2 С. 5.
11. Ельцова, О.М., Антонова, Г.А. Воспитание духовности через приобщение к русской народной культуре/ О.М. Ельцова // Справочник старшего воспитателя. - 2011. №4 С.29.
12. Зацепина М.Б., Мещанинова З.Н., Лисицина О.А. Проведение народных праздников в учреждениях дошкольного образования детей. //Детский досуг. - 2012. - № 2. - С.11- 27.
13. Капица, Ф.С., Колядич, Т.М. Русский детский фольклор./ Ф.С. Капица- М., 2002 С. 15-17.
14. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М.: Издатель-ство «Академия», 2006. - 345с.
15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. по-собие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 415с.
16. Крылова Е. Забытый праздник //Детский досуг. №3 2010. с. 24 -28.
17. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Академия, 1993. - 635с.
18. От рождения до школы. Примерная основная общеобразова-тельная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, М.: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2011. -336с.
19. Пониманская Т.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- К.: «Академия», 2004. - 456с.
20. Традиции. Обычаи. Обряды. /Ред. - сост. Л.И. Жук - Минск: Изд. ООО «Красико - Принт», 2004. - 128с.
21. Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 127-128.
22. Харченко Т. Без прошлого нет будущего / Т. Харченко. // До-школьное воспитание. - 2008. - № 2. - С. 119 -121.
23. Шаламова, Е.И. Организационно-методическая работа по озна-комлению детей с русской народной культурой/ Е.И. Шаламова // До-школьная педагогика. - 2009. № 7 С.49.
24. Шевцова И. Духовно - нравственное воспитание старших до-школьников посредством театрализованной деятельности / Детский сад от А до Я. - 2012.- № 3. - С.52 -58.
25. Шестерина Н. Моя Родина Россия: праздники / Н.Шестерина. // Дошкольник. Младший школьник. - 2010. - № 1. - С. 33-37.