Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде воспитанию и развитию обучающихся уделяют не меньше внимания, чем процессу обучения. Музыкальное развитие личности сегодня не менее важно, чем, к примеру, овладение математикой, или физикой. Роль музыкального наблюдения в образовательном процессе чрезвычайно важна и неоценима. Музыкальная образованность не исчерпывается одними лишь занятиями музыкой. Занятия музыкой, в их классическом варианте не каждому по плечу.
Музыкальное наблюдение способствует созданию развивающей, общеобразовательной среды. Вопросы музыкального сопровождения вызывают не только практический, но и научный интерес. Чтобы переосмыслить некоторые ценности, необходимо изменять сознание и поведение людей, что невозможно обеспечить без наблюдения со стороны педагогов и иных специалистов.
Массовое музыкальное образование претерпевает в последние годы серьезные трансформации как на уровне методологического осмысления, так и с позиции принятия конкретных технологических педагогических решений. Это детерминировано принципиально иным уровнем интеллектуального и духовного развития современных обучающихся. Современных школьников серьезно волнуют философские проблемы бытия, вопросы о цели и смысле жизни, человеческого существования, проблемы личной самооценки и др. По отношению к музыкальному развитию подобные тенденции также имеют отношение.
Исследования показывают, что информированность многих школьников в отношении современной музыки чрезвычайно велика. Чаще всего школьников интересуют незатейливые музыкальные произведения, которые легко укладываются в примитивные мелодичные обороты. Это никак не способствует гармоничному музыкальному развитию личности и не способствует приобщению воспитанников к высокому музыкальному искусству. В этой связи учителю музыки нужны методики, способствующие эффективному музыкально - образовательному самоопределению обучающегося средствами музыкального искусства и средства наблюдения за процессом.
Цель работы: теоретически обосновать и изучить возможность использования форм и методов педагогического наблюдения за музыкальным развитием учащихся.
Объект исследования: процесс музыкального развития учащихся.
Предмет исследования: формы и методы педагогического наблюдения за музыкальным развитием учащихся.
Задачи:
1. Провести анализ понятия педагогическое наблюдение.
2. Рассмотреть особенности педагогического наблюдения за музыкальным развитием учащихся.
3. Изучить приёмы, формы и методы педагогического наблюдения в условиях реализации ФГОС.
4. Описать организацию педагогического наблюдения за музыкальным развитием учащихся.
5. Описать организационно – педагогические условия наблюдения за музыкальным развитием учащихся.
6. Предложить методические рекомендации по педагогическому наблюдению за музыкальным развитием учащихся.
Методологической основой исследования являлись:
- личностно ориентированный подход (И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков, Т.И. Шамова и др.);
- системно – деятельностный подход (Б.П. Битинас, Н.В. Кузьмина, К.К. Платонов и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические – анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы и научных работ по теме исследования, классификация, моделирование.
Эмпирические – опросные методы, беседа.
Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась научно-методологической обоснованностью использованием комплекса методов, адекватных его предмету, поставленным в работе задачам.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы педагогического наблюдения за музыкальным развитием учащихся
1.1. Анализ понятия педагогическое наблюдение
Востребованность нового в педагогике музыкального образования связана с тенденциями глобализации. Об этом процессе можно говорить, рассматривая несколько позиций. Можно рассматривать процесс с точки зрения природы музыкального искусства, обусловленности возникновения жанров, типов и стилей музыки обобщенными идейно-теоретическими установками и др. Все эти процессы требуют компетентного педагогического наблюдения со стороны специалиста.
Под педагогическим наблюдением понимают метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных. Педагогическое наблюдение носит созерцательный и пассивный характер. Оно не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают. От простого наблюдения оно отличается тем, что здесь присутствует конкретный объект наблюдения и используется наличие специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов [7]. Педагогическое наблюдение играет большую роль в процессе исследований. К достоинствам метода наблюдения относят следующее:
- регистрация событий в момент их протекания;
- независимость наблюдателя от мнений испытуемых;
- наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике.
Есть у метода наблюдения и слабые стороны. К ним можно отнести:
- недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта, к которым относят мыслительную деятельность, мотивы и др.);
- ограниченность объема наблюдений для исследователя;
- пассивный характер исследования;
- элементы субъективизма наблюдателя.
Наблюдение как метод познания изучаемых объектов должно удовлетворять ряду требований. К основным требованиям можно отнести:
1. Целенаправленность.
2. Планирование.
3. Систематичность и системность.
К возможным объектам педагогического наблюдения часто относят:
- задачи обучения и воспитания;
- средства воспитания, их место в занятии, на этапе и др.;
-методы обучения и воспитания;
- поведение педагога и учащихся;
- продолжительность процесса;
-количественная сторона процесса (количество повторений, занятий и др.).
В педагогике рассматривают несколько видов наблюдений:
1. Непосредственое наблюдение.
2. Открытое наблюдение.
3. Непрерывное наблюдение.
4. Дискретное наблюдение.
5. Проблемное наблюдение.
6. Тематическое наблюдение.
При непосредственном наблюдении исследователь сам выступает наблюдателем происходящего педагогического явления. Он может наблюдать со стороны, не принимая личного участия в занятиях. Он свидетель происходящего. Здесь необходимо понимать, что достоверность полученных данных может быть искажена, поскольку подавляющее большинство педагогов и учащихся не остаются безразличными к присутствию посторонних. Если исследователь часто наблюдает за занятиями, учащиеся забывают о его присутствии. Но педагог, который ведёт занятие помнит от этом всегда. Здесь немаловажную роль играет психологическая подготовка, умение расположить преподавателя к себе и вызвать доброжелательное отношение к присутствию на его занятиях. Исследователь может быть непосредственным участником процесса с одинаковыми для всех занимающихся правами. Это потребует от исследователя определенной технической подготовленности. Исследователь может сам выступать в роли преподавателя, где проводится наблюдение. Такая позиция создает наиболее благоприятные возможности для наблюдений.
Под открытым наблюдением понимают такое наблюдение, когда занимающиеся и преподаватели знают, что за ними ведется наблюдение. Если участники не осведомлены, что они в поле зрения экспериментатора, речь в этом случае идёт о закрытом наблюдении. При проведении закрытого наблюдения можно использовать технические средства, звукозаписывающие устройства и др. Скрытое наблюдение, с точки зрения получения более достоверных фактов, имеет большее преимущество. При нём поведение занимающихся и преподавателя остаются естественными. Здесь лишь необходимо учитывать границы вторжения в личную жизнь людей.
При непрерывном наблюдении происходит отражение явления в законченном виде. Предполагается фиксация событий от начала до конца какого-либо процесса. Продолжительность наблюдения зависит от задач исследования и от того педагогического явления, за которым ведется наблюдение. Продолжительность может составлять от нескольких секунд, минут, месяцев, или лет.
Под дискретными наблюдениями понимают характеристику того, что в процессе их проведения изучается не всё педагогическое явление в целом, а лишь отдельные его этапы. Дискретное наблюдение проводится тогда, когда начало и завершение наблюдаемого явления значительно удалены во времени. В данном случае не удастся проследить за динамикой процесса, увидеть многие его детали, или общий ход развития явления. Но знание и понимание его начального и конечного признаков позволяют понять общую закономерность явлений.
Проблемное наблюдение может проводиться по многим показателям. Как правило, такой вид наблюдения является достаточно широким, поскольку охватывает большой круг вопросов и чаще всего осуществляется коллективно. В этом случае предоставляется возможность проследить за развитием ряда нескольких явлений, что позволяет установить их отношения, характер взаимного воздействия на основной исследуемый процесс и др.
Тематическое наблюдение исследует какое - либо одно из явлений в его собственных границах. В результате познается сущность явления и его качественная структурная характеристика. Все эти процессы можно применить к наблюдениям, связанным с музыкальным развитием субъекта. В каждой области и направлении складываются свои специфичные формы и методы исследования, собственная методология и др. Основываясь, прежде всего, на национальных музыкальных традициях и методиках, названная система имеет ряд общих методологических предпосылок. Музыкальное образование опирается на гуманистическую педагогику и психологию. Здесь широко используется и применяется один из ведущих принципов художественной педагогики - принцип диалога. Он центрируется в содержании занятий на специфике музыкального языка, его интонационной и образно-поэтической сущности.
Специалистам известно, что тенденции глобализации в музыке и музыкальной педагогике имеют некоторую негативную практику, к которой можно отнести стереотипы в восприятии педагогом ученика. Речь идёт о феномене массовой культуры, когда внушительное количество программ неоправданно претендуют на универсальность в музыке. В подобной ситуации важно определить одним из принципов современного музыкального образования - принцип реально диагностируемого подхода, предполагающий прозрачность музыкально-образовательного процесса на всех его этапах [9].
В современном российском обществе существует проблема развития музыкальной культуры. Существующие сегодня школьные учебники музыки не всегда отвечают потребностям национальной инициативы «Наша новая школа» и новым ФГОС по направлению личностно-ориентированного развития учеников в рамках музыкального искусства и формирования устойчивого интереса к наследию прошлого.
Многократно использованная идея сведения всего поля музыкальной культуры и музыкальной деятельности учеников к таким формам, как песня, танец и марш, сегодня устарела. Современные тенденции в творчестве композиторов показали большие возможности музыкального искусства и безграничное разнообразие его форм. Среди людей всегда были популярны мюзиклы, джаз, этно и др. Если разносторонне не знакомить учеников с современными течениями и поисками в искусстве, никогда не будет преодолён барьер между подлинным переживанием внутри и вне себя музыкальной культуры и безвкусицей.
Специалисты считают, что по современным школьным учебникам музыки, целостное музыкальное культурное поле не собрать. Можно, в лучшем случае познакомиться с несвязанными между собой разрозненными сведениями. В этом направлении необходимо формулировать и последовательно осуществлять иной подход к изучению самого сложного и одновременно доступного каждому ученику искусства, каким является музыка.
1.2. Особенности педагогического наблюдения за музыкальным развитием учащихся
Если просмотреть на изменения, произошедшие в содержательной части учебников по музыке для общеобразовательных школ за последние 25 лет, можно увидеть хорошо просматриваемую популяризацию одних и тех же произведений. В процессе изучения учебной литературы и пособий, можно заметить, что к одному и тому же материалу возвращаются в процессе изучения по 2-3 раза, но частями. Очевидно, что это не создаст целостного представления ни о самом произведении, ни об авторе музыки, ни о его творчестве. В традиционном подходе использовались учебники под названием «Музыкальная грамота». и «Учебник пения». В них были заложены базовые основы музыкальной культуры. Сегодня этот опыт традиционной школы практически потерян.
Современные учебники под названием «Музыка» дают ученику беглый взгляд на величайшее искусство. В обязанности учителя музыки на уроке входит трансляция незатейливых, малосвязанных друг с другом сведений из музыкальной истории и прослушивание небольших музыкальных отрывков. Учить музыке по книгам нельзя, поскольку там может быть запечатлена лишь часть музыкальной истории или изложены законы музыкального развития. Учебные программы необходимо выполнять, но компетентный педагог может создать атмосферу радостного переживания музыкального искусства даже в границах простейшей импровизации.
Нельзя в этом случае идти по ложному пути, давая в изобилии для изучения сложные музыкальные понятия, формально преподнося классические жанры и виды. В этих условиях ученики могут выучить нужные названия и определения, но ни на шаг не приблизятся к живому восприятию музыкальной культуры в целом [3]. Необходимо изменить подход в целом к знакомству школьников с музыкальным искусством. Должна измениться также структура урока музыки. Должны появиться новые технологии музыкального образования и усилиться его воспитательный потенциал. Многие педагоги сегодня в этом процессе используют интегрированное обучение.
Знания по истории своего народа, приобретенные ребенком ранее, можно соединить с историей появления музыкальных инструментов, или новых видов и жанров в музыке. Занимательные исторические путешествия в музыкальные страны создают необходимый устойчивый интерес к предмету. Часов по предмету педагогу хватает далеко не на всё, но, тем не менее, важно деление урока музыки на несколько главных её частей - ритмическую, вокальную, историческую. Это создаст для учителя и учеников неисчерпаемое поле совместных поисков и открытий. Учителя практики подтверждают необходимость наличия трёх составляющих, которые традиционно входят в понятие музыкальной культуры:
1. Певческие навыки.
2. Освоение музыкальной грамоты.
3. Освоение музыкальной истории.
Собственные певческие навыки предполагают наличие понимания и изучения вокальных упражнений, развитие голоса через пение в хоре и сольно. Именно такая практика использовалась в традиционной школе. Освоение музыкальной грамоты возможно на уровне чтения нот, и небольших попевок. У многих возникает первичный опыт простейших собственных сочинений по образцу. Это приводит в конечном итоге к пониманию законов музыки через активное собственное переживание.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аристотель: Взгляд на музыку. Режим доступа: https://barucaba.livejournal.com/255235.html?ysclid=l0s93oa7sq (дата обращения 15.03.22).
2. Анисимов, П.В. Методика преподавания музыки: проблемы становления профессионального стиля [Текст] // Методолого-методическая подготовка учителя музыки: Материалы VII международной научно-практической конференции / Отв. Ред. Э.Б.Абдулин, Е.В.Николаева. – М. -2022. – С. 118-123.
3. Афонькина, Ю.А. Детская практическая психология. Алгоритмы работы психолога [Текст] / Ю. А. Афонькина; под ред. И. Ю. Синельникова. М.: АРКТИ. - 2021. - 144 с.
4. Бережнова, О.В. Технология проектирования образовательного процесса в организации: методическое пособие [Текст] / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. М.: ИД Цветной мир. - 2020. - 144 с.
5. История музыкального образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст] / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2021. – 416 с.
6. Крылова, Н.М. Мониторинг динамики развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности [Текст] / Н. М. Крылова, Л. В. Тимошенко. М.: Сфера. - 2021. - 96 с.
7. Мардаева Р.Р. Формы и методы педагогического образования за музыкальным развитием учащихся. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании». — Текст: непосредственный // 2022 г https://pedagogical.ru/files/formy-i-metody-pedagogicheskogo-nablyudeniya-za-muzykalnym-razvitiem-uchaschihsya.docx
8. Петрова, В.И. Азбука нравственного взросления [Текст]. – Спб.: Лань, 2020. – 224 с.
9.Проблема оценивания знаний, умений и навыков на уроках искусства. -текст: непосредственный //https://studfile.net/preview/4189520/page:13/
10. Развитие музыкально творческих способностей учащихся. Текст: непосредственный // 2022 г https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2013/02/08/razvitie-muzykalno-tvorcheskikh-sposobnostey-mladshikh
11. Современное музыкальное образование. – Материалы международной научно-практической конференции (9-11 октября 2003г.) / под ред. И.Б. Горбунова. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2021. – 329 с.
12. Терентьева, Н.А. Духовная парадигма в истории музыкального образования [Текст] // Современное музыкальное образование – 2020: Материалы междунар.научно-практич. конференции (9-11 октября 2020г.) / под ред. И.Б.Горбунова. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. – 329 с.
13.Организация педагогического контроля за музыкальным развитием учащихся. -текст: непосредственный // https://megaobuchalka.ru/12/10531.html
14. Формы и методы педагогического наблюдения за музыкальным развитием учащихся -текст: непосредственный // https://ppt-online.org/726793
15. Шитякова, Н.П. [Текст] Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2021. - 197 с.