Фрагмент для ознакомления
2
Интерес к проблеме профессионального выгорания обусловлен мощным отрицательным эффектом, который выгорание оказывает на профессиональную деятельность и поведение человека. Наиболее часто его действие ощущается в профессиях, где взаимодействие происходит по типу «человек-человек» (медицинские работники, учителя, воспитатели, педагоги, психологи).
О феномене эмоционального выгорания впервые заговорили в 70-е годы ХХ века. Считается, что впервые данный термин употребил американский психиатр Х. Фреденбергер, подразумевая под данным термином в первую очередь эмоциональное истощение, используя слово «выгорание», как метафору. Термин «выгорание» был предложен К. Маслач в 1967 году.
Актуальность выбранной темы «обусловлена тем, какой теоретический и практический запрос предъявляет практика к деятельности педагогов начального образования. В последнее время можно наблюдать, что количество детей с младшего школьного возраста с девиантным поведением возрастает. Также, в образовательных организациях всё чаще здоровые дети и дети с особыми образовательными потребностями учатся совместно. На данный момент, не имеет смысла говорить о том, является ли это хорошим или плохим знаком, можно только сосредоточиться на том, что на современном этапе развития дошкольного образования существенно возрастает риск проявления профессионального выгорания у педагогов.
В первую очередь, на педагогов возрастает нагрузка, так как часто современные дети ведут себя странным или неадекватным образом, из- за чего педагог раздражается, злится. Также подобное поведение значительно нарушает обучение детей, так как остальные дети невольно отвлекаются на ребенка, а могут и просто его бояться. Как итог, педагог вынужден тратить большое количество сил, времени и ресурсов, чтобы полноценно осуществлять свои профессиональные обязанности.
Нельзя не сказать о том, что у педагога с эмоциональным выгоранием происходят личностные изменения. Часто, это раздражительность, которая может проявляться по отношению к коллегам. Таким образом, задачей исследования является измерить уровень эмоционального выгорания у педагогов, которые работаю с детьми младшего школьного возраста, а также определить, имеется ли взаимосвязь эмоционального выгорания со стажем работы педагога.
Объект исследования – синдром эмоционального выгорания
Предмет исследования – особенности профессионального выгорания учителей начальных классов
Цель работы: определение эффективных возможностей профилактики синдрома эмоционального выгорания учителей начальных классов.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что педагоги начальных классов, имеющие стаж работы в школе более 10 лет, имеют более высокий уровень эмоционального выгорания по сравнению с педагогами, стаж которых составляет 3 года или менее.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу, посвященную проблеме эмоционального выгорания у педагогов НОО и факторов его возникновения;
2. Изучить особенности профессионального выгорания педагогов с разным стажем профессиональной деятельности, работающих в системе начального общего образования.
Методы исследования: анализ научной литературы и интернет-ресурсов, проведение диагностических методик, математическая обработка результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования:
25 педагогов:
13 человек имеют стаж работы более 10 лет (группа А)
12 человек имеют стаж работы 3 года или менее (группа Б).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1. Понятие о профессиональном выгорании
Одна из серьезных проблем современного мира – профессиональное выгорание. Особенно серьезно затрагивает она развитые страны.
Термины «профессиональное выгорание» и «профессиональное выгорание» появились сравнительно недавно – во второй половине XX века. И это неслучайно. Причинами для этого можно смело назвать увеличение количества стрессовых ситуаций у представителей разных профессий, повышение объема информации и ее источников и др. [9]
На сегодняшний день ВОЗ признала синдром профессионального выгорания медицинским диагнозом [12]. Еще в 2021 году синдром профессионального выгорания был включен в перечень Международной классификации болезней. По определению ВОЗ, этот синдром — результат хронического стресса на рабочем месте; он проявляется, как правило, в ощущении «мотивационного или физического истощения, нарастающего психического дистанцирования от профессиональных обязанностей» и снижении работоспособности [11].
Интерес к проблеме эмоционального выгорания обуславливается отрицательным эффектом, который данная проблема оказывает на жизнь и здоровье человека. Важно отметить, что от эмоционального выгорания страдает не только «выгоревший», но и те, кто с ним взаимодействует. Это коллеги, ученики, пациенты, клиенты и все люди, которых можно объединить как «получателей помощи» [4].
Из данной формулировки становится понятно, что эти люди обращаются за помощью, а значит ждут соответствующего к себе отношения, им необходимо внимание к их личности и их проблеме, забота о их эмоциональном и физическим состоянии. Часто, для таких людей более важным и «целебным» является именно доброе слово, а не реальное действие. Но что же может предложить им человек, находящийся в ситуации эмоционального выгорания? Большинство теорий сходятся на том, что человек с симптомами эмоционального выгорания становится черствым, безразличным, грубым, может хамить, раздражаться по самым незначительным поводам. Это значит, что существует высокий риск того, что такой человек «сорвется» на «получателя помощи» [8]. Таким образом, обратившийся за помощью человек, получит не так необходимую ему поддержку и «доброе слово», а грубость или, в лучшем случае, безразличие. Обратится ли он за помощью еще раз? Вероятность такого обращения значительно снижается, а ведь помощь человеку все еще нужна.
С чем же сталкивается тот, кто подвергся эмоциональному выгоранию? В первую очередь это конфликты. С коллегами, руководством и тем, кто обращается за помощью. Люди практически не могут не конфликтовать, ведь они постоянно испытывают раздражение. Второе – жалобы. Обращающиеся за помощью люди, не могут терпеть грубость и раздражение со стороны тех, от кого ожидают помощи. Это значит, что они обращаются с жалобами к руководителям, что порождает круг конфликта. Таким образом, человек может потерять работу [8].
Еще одна проблема, с который сталкивается человек, подвергшийся эмоциональному выгоранию – заболевания. Чаще всего принято выделять заболевания сердечно-сосудистой системы. На втором месте – заболевания дыхательной и нервной систем. Дело в том, что постоянно испытываемый стресс негативно сказывается на работе организма, страдают сердце, сосуды, легкие, бронхи и нервная система человека. Человек с серьезными проблемами со здоровьем, опять же сталкивается с трудностями, но теперь уже с внутренними, которые исходят из собственного организма[3].
Таким образом, нам кажется, что проблема эмоционального выгорания является актуальной и значимой для представителей различных профессий. Далее мы более подробно рассмотрим теории и исследования эмоционального выгорания, которые представлены в отечественной и зарубежной литературе, а также познакомимся с историей проблемы эмоционального выгорания.
Впервые понятие «эмоциональное выгорание» (от англ. burnout) введено как научный термин американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году. В своих наблюдениях он обобщил изменения, который видел среди специалистов, занятых в психиатрии. Кроме этой сферы, исследования проводились и среди представителей других профессий. В 1981 году известный исследователь темы профессионального выгорания Эдвард Морроу пришел к выводу, что состояние человека, подвергшегося профессиональному выгоранию, можно сравнить с медленно тлеющей проводкой, которая рано или поздно приведет к катастрофе. Образ «запах горящей психологической проводки» получился настолько ярким, что его до сих пор используют для объяснения этого явления [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айсина Р.М. Роль самооценки в формировании эмоционального выгорания / Р.М. Айсина// Вестник Университета. – 2017. – № 1 – С. 113 – 119.
2. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения / О.И. Бабич. – М.: Учитель, 2018. - 120 c.
3. Байер Е., Григорян Н./ Личность в условиях депривации. Исследование феномена жизнестойкости: теория и практика педагогической систем/ Журнал развитие личности 86 № 4 – 2018.
4. Баксанский О.Е., Сафоничева О.Г. Синдром эмоционального выгорания. взгляд психолога и невролога// Вестник новых медицинских технологий. 2021. №2. С. 45–57. DOI: 10.24412/1609-2163-2021-2-45-57.
5. Барабанщикова, В.В. Профессиональные деформации специалистов в динамичной организационной среде // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2019. № 1. – С. 91-107.
6. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 105 с.
7. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С./ Психология управления персоналом. Психическое выгорание: учеб. пособие для академического бакалавриата /3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – С.290.
8. Водопьянова Н.Е./Синдром выгорания. Диагностика и профилактика 3-е изд., испр. и доп. Практическое пособие / Наталия Евгеньевна Водопьянова. - М.: Юрайт, 2017. - 193 c.
9. Евенко, С.Л. Стрессоустойчивость, как научная проблема в современной психологической практике. // в сборнике: Современные гуманитарные технологии в высшем образовании: состояние и перспективы развития: сборник публикаций преподавателей и студентов по итогам международной научно-практической конференции / под общ. ред. В.Д. Серякова. М.: Издательство «Спутник +», 2019. – С. 123-129.
10. Зайцева, О. А. Профессиональное выгорание у медицинских работников / О. А. Зайцева, З. В. Овчаренко. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – №37(379). – С.139-146.
11. Караваева, Т.А. Взаимосвязь уровня нервно-психической устойчивости и распространенности синдрома выгорания у специалистов в области психического здоровья / Т.А. Караваева, Ю.А. Кухтенко, В.В. Макаров, А.В. Яковлев // Наркология. – 2019. – № 8. С. 60–68.
12. Катунин, А. П. Эмоциональное выгорание: сущность и содержание / А. П. Катунин, Д. В. Бутынко. // Молодой ученый. – 2020. – № 18 (308). – С. 399-401
13. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2017. С.6-8
14. Крук, В.М., Кубышко, В.Л., Федотов, А.Ю. Психологическая подготовка: уроки и перспективы в контексте профессионально-личностного развития специалиста, // Психология и право. 2018. № 4. – С. 219-232.
15. Кухтенко, Ю.А. Клиническая психотерапия и синдром эмоционального выгорания / Ю.А. Кухтенко // Независимый психиатрический журнал. – 2017. – № 1. – С.80–81
16. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач. – Москва: Просвещенияе, 1978. – 127 с.
17. Матюшкина, Е.Я. Профессиональный стресс и профессиональное выгорание у медицинских работников. / Е.Я. Матюшкина, А.П. Рой, А.А. Рахманина, А.Б. Холмогорова // Современная зарубежная психология. – 2020. Т.9, № 1. – С. 39–49.
18. Матюшкина, Е.Я. Факторы профессионального выгорания специалистов (на примере работников контактного центра) / Е.Я. Матюшкина // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – Т. 25, № 4. С. 42–58.
19. МКБ-10 (Международная классификация болезней). – Москва: 80 Московский центр ВОЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mkb10.com/
20. Медведская, Е.И. Особенности эмпатии и профессионального выгорания белорусских и российских педагогов / Е.И. Медведская, Е.В. Шерягина // Консультативная психология и психотерапия. – 2017. – Т. 25, № 2. – С. 59–74.
21. Терентьева Т.А. Профессиональное выгорание сотрудников в современных организациях /Т. А. Терентьева. – // Молодой ученый. – 2020. – № 18 (308). – С. 147-150
22. Щетинина Н. А. Профессиональное выгорание специалиста: причины, последствия, пути решения / Н. А. Щетинина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 9 (247). – С. 178-181.
23. Ярошенко Е. И. Особенности психологической устойчивости личности и проявления феномена эмоционального выгорания сотрудников в условиях пандемии COVID-19 // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 446– 450.