Фрагмент для ознакомления
2
1 Психомоторика как основа формирования человека
1.1 Понятие психомоторики в психологии
Важность психомоторной организации человека в формировании и развитии всех психических процессов и личности в целом часто отмечается научным сообществом психолого-педагогического профиля. Психомоторные способности человека играют ключевую роль в системно организованном процессе внутренней психической деятельности, функционировании всех видов и форм деятельности, направленных на достижение цели. По мнению многих ученых, психомоторные способности являются фундаментальной основой психического развития и ядром построения совокупности высших психических функций человека. Проблема психомоторных способностей является фундаментальной в психолого-педагогической науке. Несмотря на широкий спектр его работ, устоявшееся определение этого явления в современной науке не закреплено. Психомоторная активность и психомоторные способности человека прошли долгий путь исследований. Явления психомоторности и психомоторных способностей рассматривались в работах И. М. Сеченова, н.А. Бернштейна, К. К. Платонова, н. И. Озерецкого, н. А. Розе и др. [1].
Введение в науку понятия "психомоторная" принадлежит гениальному ученому с мировым именем, классику психологии И. М. Сеченову, который представил двигательные функции человека в неразрывной связи с деятельностью высших отделов центральной нервной системы. Ученый видел перспективу развития исследуемого явления в разработке и внедрении научных основ формирования психомоторных способностей человека. И. М. Сеченов постоянно подчеркивал тот факт, что психомоторная деятельность является неотделимым единством динамической и психической сфер деятельности человека.
Выдающийся ученый, создатель нового направления в науке – физиологии деятельности – Н.А. Бернштейн внес значительный вклад в изучение психомоторности. Разработанная им новая концепция стала основой для целостного представления осмысленного поведения человека, технологии построения навыка движения как действия в семантической цепочке, а также уровней создания движения. Под» психомоторной " н. А. Бернштейн понимал всю двигательную сферу человека.
Согласно идеям одного из старейших советских психологов К. К. Платонова, явления, лежащие в основе рассматриваемых понятий, обобщают человеческую психику на непроизвольные, двигательные, рациональные и двигательные действия. Ученый подчеркнул, что двигательные или двигательные акты по своим свойствам могут быть разнообразными. Исследуя структуру явления, К. К. Платонов выделил гетерогенные двигательные акты как образующие систему в представлении психомоторных способностей, состоящую из пространственной, временной и силовой составляющих [18].
Академик Н. И. Озерецкий внес значительный вклад в разработку проблемы особенностей психомоторного развития человека. Исследования ученого стали первыми шагами в формировании научно обоснованных представлений об этом процессе, выделив ключевые области его изучения. Н. И. Озерецкий разработал диагностические инструменты для исследования двигательных компонентов (статическая и динамическая координация, скорость движений, темп движений). Ученый подчеркивал, что психическая и двигательная сферы неразрывно связаны, и если они сознательно влияют на одну, благоприятное развитие другой обусловлено [15].
Следуя классикам науки, Н. А. Роуз в исследованиях психомоторных способностей человека сосредоточила свое внимание на том факте, что психомоторное развитие представляет особый интерес для научного и практического изучения, поскольку в многогранной психомоторной деятельности человека проявляется вся его уникальная и индивидуальная функциональность как личности. воспроизводится. На Роуз представил проблему психомоторного формирования человека с точки зрения общей теории формирования психофизиологических функций. Как фундаментальная характеристика психомоторного развития, она изучала структуру микродвижений и действий. Большое внимание при анализе микро-возрастных особенностей психомоторности было уделено динамике психофизических нагрузок в различных условиях [19].
В научной литературе определение "психомоторные способности" анализировалось с разных точек зрения, и поэтому существует несколько подходов к изучению этого явления.
Е. П. Ильин, рассматривая такие понятия, как психомоторное развитие человека, психомоторные качества человека, выделяет два составляющих элемента системы – двигательные навыки и двигательные способности. Позиция ученого основана на том, что изучаемые им психомоторные качества могут быть поняты только в том случае, если они изучены как с физиологической, так и с психологической стороны. Таким образом, Е. П. Ильин подтверждает истинность учения классиков о неразрывном единстве психических и двигательных процессов [7].
Концепция академика В. Д. Шадрикова является значительным вкладом в решение проблемы развития способностей, в том числе психомоторных. Ученый доказал, что степень эффективности когнитивных и психомоторных процессов позволяет квалифицировать наличие у испытуемого соответствующих способностей. Рассматривая природу психомоторных способностей человека, В. Д. Шадриков выделил различные характеристики используемых авторами показателей и в то же время отметил, что выделенные характеристики во многом пересекаются [17].
Е. Н. Сурков, рассматривая психомоторные явления в области физической культуры и спорта, сказал, что психомоторность-это, прежде всего, результат содержательной оценки разнообразия форм психического мышления. Под различными формами психического отражения э. н. Сурков понимал все формы от ощущения до эффективной интеллектуальной деятельности, определяемой уровнем развития интеллекта.
В. П. Озеров на основе многолетних исследований психомоторных способностей в области спортивных достижений, а также в учебной деятельности пришел к выводу, что психомоторные способности являются системной составляющей двигательных способностей человека. Поддерживая учения классиков, он утверждает, что в основе изучаемого нами явления лежит когнитивный и двигательный компоненты. Являясь ядром двигательных способностей, по мнению В. П. Озеров, психомоторные способности закрепляют продуктивное управление двигательными актами на основе самоконтроля и саморегуляции [16].
Последовательница учения В. П. Озеровой Н. А. Медведева, взяв за основу его взгляды, изложила свое понимание феномена психомоторных способностей, выделив в их структуре личностную, социальную, физиологическую и генетически обусловленную сферы. По его мнению, психомоторные способности - это развитое свойство, обладающее точностью управления и эффективностью управления.
Б. Б. Коссов придавал большое значение развитию и формированию психомоторных способностей младших школьников. Ученый подчеркивал важность этого процесса для общего развития человека, а в используемых методах выделял творческую реализацию основных положений теории постепенного формирования психомоторного действия [9].
Н. Е. Коренкова, исследуя психомоторную сферу студенческой молодежи, определила психомоторное развитие как комплексное свойство. Экспериментальным путем она выявила сравнительные и типологические особенности структуры психомоторной деятельности в виде исходных психомоторных статусов и изучила их взаимосвязь с индивидуальными и личностными особенностями. Н. Е. Коренкова описала особенности психомоторной деятельности учащейся молодежи с различными психомоторными статусами и психомоторной организацией.
Изучая психомоторные способности на примере музыкального и исполнительского искусства, С. Г. Корлякова пришла к выводу, что психомоторные способности-это прежде всего общие способности человека. По его мнению, психомоторные способности развиваются в двигательной активности, приобретая динамические черты, и являются динамической составляющей способностей. Структурными компонентами изучаемого нами явления, считает С. Г. Корлякова, являются такие качества, как сила, выносливость, быстрота, координация, двигательная память. Она подчеркивает, что во всех зрительных, слуховых, вкусовых и других актах обязательно выявляется двигательная связь. Идеомоторные процессы связывают представление движения с его выполнением. Все психомоторные движения человека отличаются целостностью, все сенсомоторные действия являются составной частью сложных психомоторных действий. С. Г. Корлякова утверждает, что во всей творческой деятельности человека психомоторность является ключевым элементом [10].
В. В. Никандров изучал психомоторную организацию человека как важнейшую сферу его жизнедеятельности. Ученый классифицировал психомоторные свойства, описал основные виды двигательных реакций, представил психомоторность как целостную систему двигательных реакций человека и выделил в ее структуре ключевой, по его мнению, компонент - «время реакции». Понятие "психомоторное" ученый трактует как психически обусловленное двигательное действие человека, подчеркивая, что психомоторные способности зависят от строения тела, возраста, пола, работы двигательного анализатора. В. В. Никандров считает, что во всем присутствует неразрывная кинематическая связь двигательный акт с мышечной активностью [11].
М. А. Безбородов, опираясь на концепцию академика В. Д. Шадрикова, развивает идею о том, что психомоторные способности-это свойства функциональных систем человека. Изучая продуктивность психомоторных способностей на примере младших школьников, она рассматривала их структуру с точки зрения успешности выполнения конкретных психомоторных задач. В определении понятия»психомоторная"
М. А. Безбородова выдвигает на первый план сознание как высшую форму психического отражения двигательной активности. В описании психомоторной сферы человека она различает единство таких компонентов, как двигательный компонент, сенсорный компонент и когнитивный компонент.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Архипова С.В. Развитие психомоторных функций./ С.В. Архипова – Саранск, 2021. – 217 с.
2.Безбородов М. А. Научно-практические вопросы изучения психомоторных способностей / М.А. Безбородов // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 6. - С. 2-9.
3.Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. — М.: Наука, 1990. — 494 с.
4.Величко, Е. В. Основные направления работы по психомоторному развитию / Е. В. Величко // Молодой ученый. — 2020. — № 1-2 — С. 253-258.
5.Гуревич М.О. Психомоторика./ М.О. Гуревич – СПб.: ПИТЕР, 2019. – 198 с.
6.Жестакова Е.А. Учет психомоторного развития в физическом воспитании человека. / Е.А. Жестакова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: образование, педагогические науки. – 2020. – №5 – С. 12-19
7.Загревская А.И. Психомоторные особенности человека / А.И. Загревская // Психологическая наука и образование. - 2021. - № 5. - С. 13–21.
8. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека : учебник для вузов./ Е.П. Ильин - СПб. : Питер, 2019. - 384 с.
9.Камаргос Е.К Значение психомоторики в жизни человека / Е.К. Камаргос // Междисциплинарный основной научный журнал. – 2021. – Т. 9. – С. 25-27.
10.Коренкова Н. Е. Разработка проблемы психомоторики на кафедре общей психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета // Научные труды Московского гуманитарного университета. - 2021. - № 1. - С. 39-44.
11. Корлякова С. Г. Психомоторная природа человека // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2020. - № 2. - С. 79-82.
12.Марков К.К. Формирование психомоторных качеств: теоретические и методологические проблемы / К.К. Марков // Фундаментальные исследования. – 2021. – № 8-4. – С. 943-947;
13.Морозова И.С. Психомоторное развитие человека: Цикл занятий. / И.С. Морозова – М.: Национальный книжный центр, 2020. – 96с.
14.Наумова Т. В. Развитие психомоторных способностей детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды : дис. / Т.В. Наумова - Саратов, 2020. - 220 с.
15. Никандров В. В. Психомоторика : учебное пособие для вузов. / В.В. Никандров - СПб.: Речь, 2020. - 114 с.
16.Нордгеймер Ю. Р. Системное описание психомоторных способностей / Ю.Р. Нордгеймер // Развитие инструментов управления научной деятельностью - 2021. - Ч. 4. - С. 197-201.
17. Озеров В. П. Психомоторные способности человека. / В.П. Озеров – М.: Феникс+, 2022. - 248 с.
18.Родин Ю.И. Проблема психомоторики человека в свете естественнонаучной парадигмы / Ю.И. Родин // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2017 - № 5А. - С. 5-23.
19.Родин Ю. И. Психомоторика человека в свете системной и эволюционной парадигм / Ю.И. Родин // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2021. - № 3-1. - С. 389-395.
20. Розе Н. А. Психомоторика взрослого человека. / Н.А. Розе - СПб. : Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова, 2020. - 128 с.
21.Саенко Ю. В. Специальная психология: учебное пособие. / Ю.В. Саенко – М.: Глобол, 2021. – 297 с.
22.Ушамирская Г.Ф. Специальная педагогика: студенческая научная работа. / Г.Ф. Ушамирская – М.: Наука, 2019. – 347 с.