Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В настоящее время интерес к личности человека проявляет весь комплекс психологических наук. Феномен личности рассматривают с точки зрения исследовательских интересов и в научной логике, которая сложилась в методологии науки. От социального типа личности студента зависят особенности восприятия индивидуального образа педагога. При анализе типов личности студентов можно рассматривать самые разнообразные факторы, на основании которых можно проводить различного рода исследования, в том числе отношение студента к педагогу. Также можно говорить об отношении студента к обучению. К выбранной им профессии и др.
Тенденции развития современной образовательной теории и практики свидетельствуют, что формирование профессионального самосознания студентов реализуется через педагогическое взаимодействие. Проблема взаимоотношений субъектов образовательного процесса является одной из актуальных в психологии. Вопросами взаимоотношений студентов и педагогов занимались Н.П. Аникеева В.А. Кан-Калик, С.А. Копылов, Е.П. Нечитайлова и др. Успешность педагогического взаимодействия зависит от характера восприятия студентами преподавателя как педагога и ученого.
Восприятие людьми друг друга является исходной формой процесса межличностного познания, от которого зависит и успешность решения задач всего образовательного процесса. Педагоги часто не учитывают влияние психологических знаний на процесс эффективного воздействия на студента в учебной деятельности. В связи с этим, данная проблема может быть отнесена к разряду наиболее востребованных проблем в современной психологии межличностного познания.
Цель работы: изучить и обосновать особенности восприятия индивидуального и реального образа педагога глазами студентов.
Объект исследования: особенности процесса восприятия индивидуального и реального образа педагога глазами студентов.
Предмет исследования: социальные типы личности студентов, влияющие на восприятие образа педагога
Задачи:
1. Описать социальное восприятие индивидуального и реального образа педагога студентами.
2. Изучить особенности восприятия образа педагога студентами в зависимости от социального типа личности.
3. Рассмотреть характеристики продуктивного взаимодействия в образовательном процессе.
4. Выявить взаимосвязь социального восприятия студентов и характера педагогического взаимодействия в образовательном процессе.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа. Заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы восприятия индивидуального и реального образа педагога глазами студента
1.1. Социальное восприятие индивидуального и реального образа педагога студентами
Понятию личности в социальной психологии уделяют достаточно много внимания. Социология уделяет внимание личности как объективной закономерности общественного развития. Эти закономерности отражаются в жизнедеятельности человека как социального существа. При взаимодействии людей друг с другом, о каждом человеке формируется определенное мнение, на результаты которого влияют индивидуальные особенности общающихся. Речь идёт об убеждениях, потребностях, чувствах и др. Отражаясь на поведении, проявляясь в действиях и поступках по отношению к окружающим, всё это способствует более полному раскрытию психологической сущности личности, помогают понять её характер, способности, интересы.
Любая личность – это всегда носитель определенных общественных отношений. Это человек, который, так или иначе, принадлежит к определенной социальной группе. В науке насчитывают более ста определений понятия «личность». Каждое из них отражает авторскую концепцию понятия. Это важнейшая категория которая неразрывно связана с процессами самопознания, самоактуализации и саморегуляции.
Всё то время, пока студент учится в вузе, он преодолевает различного рода сложности и препятствия. Это не может не вызывать у студента различных переживаний и раздумий и эмоциональных всплесков, что в свою очередь может вызывать у человека различного рода отношения ко всему окружающему. В психологии активно формируется направление, предметом исследования которого является процесс и особенности восприятия и понимания человека человеком. До этого, важными направлениями исследования в данной области было формирование первого впечатления о человеке. В этом направлении работали А.А. Бодалев, Г. Клаус, Г. Фоме и др.
Индивидуальные, возрастные, профессиональные особенности восприятия студентов рассматривали Ф. Гезелл, Б. Мазнер и др. Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, П.М. Якобсон и др. изучали влияние на восприятие свойств как у воспринимающего, так и у воспринимаемого. Они также рассматривали самооценки тех и других [2]. «Совершенно очевидным стал факт о том, что познающий субъект включает в образ о другом человеке наряду с его физическими, индивидуально-психологическими особенностями деятельностные, коммуникативные, рефлекторные характеристики» [2]. По мнению В.А. Лабунской на стадии первого впечатления человек создает самый обобщенный образ другого человека. Этот образ выражается поначалу в самых простых характеристикак, таких как добрый, отзывчивый, общительный и др.
Постепенно образ пополняется иными характеристиками и это происходит в процессе непосредственного взаимодействия. Эти характеристике в большинстве своём будут зависеть от содержания общения субъектов от необходимости такого общения и др. рассматривают некоторые факторы, которые определяют характер восприятия другого человека. К таким факторам относят субъективные характеристики внешнего облика другого человека. В данном случае речь идёт о внешности, экспрессии, манерах и др. Многие моменты зависят от личностных качеств субъекта восприятия, его психического склада и отношению к различным сторонам действительности. Многие моменты будут зависеть непосредственно от ситуаций, при которых происходит познание другого человека, собеседника.
В реальном процессе межличностного восприятия и общения, данные факторы всегда действуют в единстве, но наиболее устойчивым фактором является особенность личностных качеств субъекта восприятия, то есть, студента. В процессе обучения студенты часто испытывают стрессы. Очень часто у студента стрессы связаны с личностью педагога. В таких случаях психологи рекомендуют в качестве основных способов адаптации к стрессовым ситуациям использовать механизмы психологической защиты и копинг - стратегии. Обучаясь в вузе, студент получает для себя будущую специальность. Помимо формирования его личностных субъективных качеств с течением времени у субъекта начинают формироваться качества, которые так или иначе можно отнести к профессионально значимым качествам [7]. В зависимости от отношений студента и педагога формируются все необходимые личностные и профессионально значимые качества субъекта образования.
Студенчество – это определённый период времени в жизни человека, когда всевозможные личностные новообразования возникают быстрее, чем в остальные периоды жизни. Все новообразования должны, каким - либо образом, помогать в решении возникающих в процессе обучения проблем различного характера. Они должны быть направлены на развитие личности и ее самосознания. Это обуславливает мобильность субъекта и как следствие его будущую конкурентоспособность. Несомненно, студент связывает все эти ожидания с личностью педагога. Личностное и профессиональное самосознание, формируемое в процессе обучения в вузе, рассматривали в своих трудах авторы Е.Г. Ефремова, Л.М. Митина и др. Чаще всего исследователи под самосознанием студента понимают системное, интегративное и динамически изменяющееся качество личности, развивающееся в процессе обучения и получения образования [13].
Содержание самосознания субъекта есть понимание и осознание субъектом у себя именно тех свойств и качеств личности, которые необходимы ему для успешного выполнения учебной и профессиональной деятельности. Речь идёт о личностных качествах студента, которые позволят ему успешно формировать его будущие профессионально-значимые качества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимов, А. И. Психологическая защита как индикатор социального здоровья студента [Текст]/ А. И. Анисимов, Н. Н. Киреева // Психология обучения. - 2014. - No 1. С. 84 - 100.
2. Агишева, А. В. Диагностика соответствия типа личности студента медицинского университета сфере профессиональной деятельности / А. В. Агишева, Э. В. Кулеша. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 742-745. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28022/
(дата обращения: 06.06.2023).
3. Барсукова, А. Д. Особенности формирования профессионального самосознания студенчества [Текст]/ А. Д. Барсукова / Монография. — М.: Издательство АСВ, 2009 - 168 с.
4. Басхаева, И. И. Модель профессионала как ведущая детерминанта профессионального самоопределения / И. И. Басхаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 9-14. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3398/ (дата обращения: 06.06.2023).
5. Бассин, Ф. В. О силе «Я» и психологической защите [Текст]/ Ф.В. Бассин// Самосознание и защитные механизмы личности Самара: БАХРАХ - М, 2000. - С. 3-12.
6. Вассерман, Л. И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля [Текст]/ Л. И. Вассерман. - СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2005. - 48 с.
7. Горюнов, Л. В. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста [Текст]/ Л. В. Горюнов //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2007. - No1 - С.63-69.
8. Горячих, А. В. Механизмы психологической защиты как средство личностного развития студента / Горячих, А. В., Саитова М. А./ Инновации. Интеллект. Культура. XXI Всерос. (с междунар. участием) науч. - практ. конф. молодых ученых и студентов. Тюмень, 2014. - С. 255‒259.
9. Демина, Л. Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности [Текст]/ Л.Д.Демина, И.А. Ральникова. – Барнаул: Изд-во Алтайского госуниверстита, 2000. – 310 с.
10. Демченко, О. Ю. Динамика профессионального самосознания курсантов государственной противопожарной службы МЧС России [Текст]/ О. Ю. Демченко //Дис. канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2009. – 100 с.
11. Зубакова, Н. П. Влияние ценностных ориентиров на мотивацию профессиональной деятельности студентов-парикмахеров / Н. П. Зубакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 815-817. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34773/ (дата обращения: 06.06.2023).
12. Канзычакова, Е. Г. Особенности копинг-стратегии у студентов младших курсов разных специальностей [Текст]/ Е. Г. Канзычакова/
Курс.работа. – Абакан. – 2007. – 42 с.
13. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения [Текст]/ Т. Л. Крюкова / Монография. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова – студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. – С.64 – 73.
14. Митина, Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования [Текст]/ Л. М. Митина. - М.; СПб.: Нестор - История, 2014. - 376 с.
15. Массен П. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. [Текст]/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 284 с.
16. Морозова, И. С. Взаимосвязь механизмов психологических защит с копинг - стратегиями у студентов - первокурсников [Текст]/ И. С. Морозова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - No 18. С. 345 – 349.
17. Панасенко, Е. А. Параметры психологических защит студентов первого курса во взаимосвязи с личностными особенностями [Текст]/ Е. А. Панасенко, И. С. Морозова // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2016. - No 4. – С. 176 – 180.
18. Петросянц, В. Р. Особенности проявления механизмов психологической защиты студентов – психологов в ВУЗе в зависимости от жизнестойкости [Текст] / В. Р. Петросянц. - Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2016. - No 3. – с. 19.
19. Сутович, Е. И. Психолого-педагогические условия формирования профессионального самосознания будущих специалистов Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности [Текст] / Е. И. Сутович/ - Труды III международной научной интернет-конференции (март–июнь 2009г.). - Омск, 2009. – 21 с.
20. Сунгурова, Н.Л. Психолого-педагогические условия обучения студентов в современной информационно-компьютерной среде [Текст] / Н.Л. Сунгурова // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – No 1. – С. 79-81.