Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект разработки проблемы 5
1.1. Учебно-исследовательская деятельности в современной школе 5
1.2. Универсальные учебные действия 13
Глава 2. Эмпирический аспект разработки проблемы 19
2.1. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий 19
2.2. Учебно-исследовательская деятельность на уроках информатики как средство формирования универсальных учебных действий 24
2.3. Контрольный эксперимент по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий 26
Заключение 30
Список литературы 31
Приложение 1 33
Приложение 2 35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (ФГОС СОО) [11], каждый ученик общеобразовательного учреждения должен продемонстрировать метапредметные результаты обучения. В процессе достижения метапредметных результатов обучения ученики российских школ осваивают универсальные учебные действия (УУД), которые можно использовать при изучении любого образовательного предмета. Так, современные педагоги, реализующие обучение по ФГОС СОО, «учат учиться» посредством различных инновационных методов обучения. Одним из самых действенных и актуальных методов формирования УУД считается исследовательский метод. Научное исследование учащихся общеобразовательных школ является очень ценным, но достаточно трудным видом деятельности, требующим подготовки ученика и компетентности педагога.
Таким образом, цель данной работы – теоретически изучить и практически обосновать учебно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках информатики как средство формирования УУД.
Объектом в рамках данной работы ставим учебно-исследовательскую деятельность учащихся.
Предметом является учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики как средство формирования УУД.
Согласно объекту, предмету и цели исследования ставим перед собой ряд задач:
1) изучить основы учебно-исследовательской деятельности;
2) раскрыть понятие универсальных учебных действий;
3) организовать констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников;
4) предложит учебно-исследовательскую деятельность на уроках информатики с целью формирования универсальных учебных действий;
5) провести контрольный эксперимент по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий.
Методы исследования: теоретического характера – анализ научной психолого-педагогической литературы, законодательной базы из области образования; эмпирического характера – констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, наблюдение, методы описательной математической статистики.
База исследования:
Глава 1. Теоретический аспект разработки проблемы
1.1. Учебно-исследовательская деятельности в современной школе
В.А. Горскому принадлежит следующее определение учебно-исследовательской деятельности учащихся: учебно-исследовательская деятельность – это процесс получения личного опыта использования собственных знаний, умений и навыков, с основанием на индивидуальные природные задатки способностей с целью удовлетворения познавательного интереса в определенной области научного знания [9].
В ПООП ООО учебно-исследовательская деятельность учащихся определяется в качестве средства формирования УУД [8].
Учебно-исследовательская работа является ценным достоянием образовательного процесса, поскольку определяет возможность школьников взглянуть на реальные проблемы науки с позиции ученого-исследователя. Раздел ПООП ООО «Формы взаимодействия участников образовательного процесса при создании и реализации программы развития универсальных учебных действий» содержит описание варианта организации рабочей группы по учебно-исследовательской деятельности. Руководителем группы может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе (УВР), собственно директор, иной представитель образовательного учреждения: учитель-предметник, школьный психолог.
Согласно ПООП ООО учебно-исследовательская работа в школе организуется в двух направлениях [8]:
1) во время урока в виде проблемного занятия, семинара, практической и лабораторной работы;
2) во внеурочное время как логическое продолжение урока в виде научно-исследовательской и реферативной работы, интеллектуального марафона, конференций.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей. – М.: Просвещение. - 2008. – 151 с.
2) Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий. М.: Просвещение. - 2010. – 96 с.
3) Виды сканеров. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ktatyane.ru/qparts/scaners
4) Газейкина А.И., Казакова Ю.О. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы. Педагогическое образование в России. – 2016. - №7. – С. 161-169. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/81697196.pdf
5) Ерохина Е.Л. Исследовательская и проектная деятельность школьника: разграничение понятий. М., 9 с.
6) Классификация текстовых редакторов. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lebedev.vostrove.ru/article/it/metods/text/clas.htm
7) Никитина Е.Ю., Мишанова О.Г. Педагогические условия методики управления коммуникативным образованием младших школьников. - Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. №10 – С. 130-146.
8) Примерная основная образовательная программа основного общего образования. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://slovesnik.org/images/docs/documents/POOP-5-9.pdf
9) Рябова Л.Г. Исследовательская деятельность учащихся. 1 сентября. - «Открытый урок». – 2016. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/581619/
10) Сизых Н.В. Рабочая программа по информатике и ИКТ. 7 класс. - 2014. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2014/06/22/rabochaya-programma-po-informatike-i-ikt-7-klass
11) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf