Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы применения игровых технологий в процессе обучения современных школьников
1.1. Анализ понятия игровые технологии в учебно – воспитательном процессе
Школьное детство – это тот период жизни человека, когда эмоции и чувства часто господствуют над всеми другими чувствами и сторонами жизни. Постепенно взрослея, школьник многого достигает в межличностных отношениях, ориентируется в семейно-родственных отношениях, умеет достичь желаемого и хорошо понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не только его собственным отношением к самому себе. В процессе обучения и воспитания в общеобразовательной школе, ученик раскрывает свои возможности и способности, которые в дальнейшем часто определяют всю его последующую взрослую жизнь. Каждый педагог школы активно ему помогает во всех этих процессах.
В современной образовательной среде практически каждый учитель владеет инновационными педагогическими технологиями и методиками, которые в условиях личностно ориентированного подхода. регламентируемого ФГОС позволяет формировать у каждого школьника помимо предметных образовательных результатов, личностные свойства и качества. особую роль в этом процессе занимают игровые технологии и дидактические игры [15].
Под игровыми технологиями понимают вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, где складывается и совершенствуется самоуправление поведением субъекта. В понятие игровые технологии входит обширная группа приёмов и методов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Под дидактическими играми понимают вид учебных занятий, которые организуются с помощью игр. Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая в данном конкретном случае используется в качестве основного метода. Деятельность участников в игре формализована. В дидактической игре присутствует система оценивания и наличие регламента и правил. Школьники в любом возрасте отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций. У школьника в процессе обучения и воспитания формируется собственное отношение к учебному труду, а также к тем, кто его окружает. У него постепенно вырабатываются навыки и привычки правильного поведения в социуме. Умения и навыки, которые формируются у школьников в процессе общения друг с другом и с взрослыми, своё дальнейшее развитие получают в игре. Здесь ученикам необходима квалифицированная помощь педагога, чтобы помочь организовать игру, которая побуждала бы их к активизации учебной деятельности, хорошим поступкам и пониманию многих вещей, которые их окружают.
Любая игра должна вызывать у школьника высокие чувства и эмоции. Любая, хорошо продуманная игра, или игровой приём является важным средством умственного воспитания и развития когнитивных способностей. Все те знания, которые получает школьник, находят в игре своё практическое применение и развитие. Игровые роли ученики выбирают в соответствии со своими интересами. В процессе игры они учатся и развиваются. В игре они познают сущность основ наук, знакомятся с профессиями и др. В любой игре развиваются творческие способности личности. Хорошо организованная дидактическая игра создаёт ребёнку бодрое и радостное настроение. Любого рода игры делают жизнь детей полной и удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Большинство дидактических игр в их процессе отражает труд взрослых. В игре формируются многие моральные личностные качества школьника. В процессе игры возникает чувство товарищества и дружбы, ответственность перед коллективом за порученное дело, умение разрешать спорные вопросы и правильно общаться с другими детьми [6].
Игра – это важнейшая самостоятельная деятельность ученика. Она имеет большое значение в том числе, для становления индивидуальности и формирования ученического коллектива. При организации игровой деятельности в учебном процессе перед учителем встают достаточно сложные вопросы и проблемы. Очень важно, чтобы у школьника всегда сохранялась мотивация в игре. Все качества и свойства его личности проявляются и формируются в активной познавательной деятельности.
В зависимости от того, что человек делает и как делает, формируются его определенные задатки, склонности и черты характера. Любая личность формируется в деятельности. Чем больше и разнообразнее эти виды деятельности, тем многочисленнее и разнообразнее отношения с другими людьми. При этом интересы школьника становятся всё более разностороннее и разнообразнее. Он учится понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки.
В развитии школьника большое значение имеет форма включения умственной деятельности, в деятельность практическую. Любая деятельность человека требует использования определенных движений и способов действия. Речь идёт о его сформированных умениях и навыках, или компетенциях. При этом разумная деятельность человека не сводится лишь к навыкам. Любые действия должны выполняться осмысленно. Для этого человек учится самостоятельно использовать системы, или наборы освоенных им навыков. Педагогам при этом необходимо периодически оценивать, насколько верно происходит подобного рода научение школьника. Сам человек тоже должен критически оценивать полученный результат.
Ученику необходимо всегда проверять успешность своих выполненных действий, т.е. выполнять, помимо физических еще иную систему умственных и мыслительных операций. Школьник, в силу своего возраста не всегда способен объективно оценить свои действия. Именно педагог в процессе контроля и диагностики способен дать объективную оценку того, насколько успешно, или не очень, развивается каждый ученик [9].
Всё это можно также отнести к условиям успешной игровой деятельности школьников. Существуют самые разные виды игр, наиболее подходящие для различного школьного возраста. Правильно подобранные игры позволяют успешно реализовать все запланированные учебные цели и задачи в образовательном процессе. Речь в данном случае может идти об играх с правилами. Различными группами дидактических игр и игр – драматизаций. Школьникам также нравится играть в ролевые и деловые игры.
Любая игра имеет свои специфичные особенности, но каждая из них является формой активного отражения для школьника окружающей его жизни. Любая игра осуществляется конкретными действиями действиями и при успешной игре школьник осваивает все необходимые действия в комплексе.
Можно также отметить, что игра – это способ самовыражения человека. В ходе мониторинга игровой деятельности школьников у педагога всегда возникает много вопросов. Каким образом можно направить каждого ученика на полезную и интересную игру, не подавляя при этом его активности и инициативности. Как устранять возникающие между школьниками обиды, конфликты и недоразумения. От способности учителя, решение подобного рода вопросов зависит всестороннее воспитание учеников и творческое развитие каждого из них.
Очевидно, что развитие самостоятельной игровой деятельности зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым школьником. Это общение должно протекать в форме равноправного и доброжелательного сотрудничества. Расширение знаний и умений школьников предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. Устанавливается связь между прошлым опытом учеников и их новыми знаниями. Педагоги практики отмечают, что планирование такой сложной деятельности, как игра детей, представляет затруднения у многих начинающих педагогов. Для этого, прежде всего, необходимо обеспечить анализ игровой деятельности. Эта задача является достаточно сложной, поскольку разновидностей игр и игровых приёмов существует много. Вариантов анализа, соответственно, может также существовать достаточно много. Тем не менее, педагогу необходимо иметь обобщённый вариант анализа для любого вида игры.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии школьников [Текст] / Г. М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2007. – No 10. – С.299-303.
2. Ахраменко, Е. В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 10.06.2023).
3. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке / О. В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/ (дата обращения: 10.06.2023).
4. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий [Текст] / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. – М.: Прометей, 2012. – 216 с.
5. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А. Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 10.06.2023).
6. Корепанова, О.В. Уроки в форме деловой игры [Текст] / О.В. Корепанова // Журнал «Начальная школа: плюс до и после». – 2007. – No3. – С. 59-62.
7. Кузнецова, О.Ф. Обобщающий урок по всем предметам в форме игры "Крестики-нолики" [Текст] / О.Ф. Кузнецова, М.Л. Зворыкина // Журнал «Начальная школа: плюс и минус». – 2001. – No 5. – С. 50-52.
8. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 10.06.2023).
9. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 10.06.2023).
10. Муромцева, О.В. Игровые технологии в школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 10.06.2023).
11. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий [Текст] / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2010. – No9. – С. 19-24.
12. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения на переходном этапе от азбуки к хрестоматии для чтения [Текст] / Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2012. – No 7. – С. 208-212.
13. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 10.06.2023).
14. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.
15. Фоминых, М.В. Актуальность использования технологии игрового моделирования в ходе развития педагогических способностей будущих учителей / М.В. Фоминых. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 10 (10). — С. 379-385. — URL: https://moluch.ru/archive/10/695/ (дата обращения: 10.06.2023).