Фрагмент для ознакомления
2
Современное формирование коммуникации ребенка проходит в специфических условиях, которые определяются развитием информационных технологий, повышением стрессовой нагрузки на личность в социуме (пандемии, войны, эмоциональное напряжение в социуме, дистанционное обучение), цифровизацией общества, повсеместным использованием гаджетов, детьми в частности, характеризующим переход к коммуникации в киберпространстве и др.
Отмеченные тенденции вносят определенные сложности и изменения в процесс социализации ребенка, затрудняя его качественное вхождение в систему межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, учитывая тот факт, что эффективная социализация личности во многом обусловлена особенностями и успешностью развития речи как эффективного инструмента коммуникации. Для ребёнка своевременное и полноценное овладение речью является предпосылкой для дальнейшего эффективного развития и функционирования во всех основных видах деятельности каждого возрастного периода – игра, общение, обучение т.д.
В ракурсе данного исследования – логопедическая работа с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
ОНР характеризуется нарушениями во всех компонентах речевой системы: лексической стороны, фонематической, грамматики, звуковой стороны. При общем недоразвитие речи происходит замедление и усложнение процессов усвоения языковых средств.
При ОНР «страдают» компоненты связности речи, лексического анализа, словообразования и т.д., что обусловливает применение комплексного подхода для коррекции данного нарушения у дошкольников.
В отечественной научной логопедической, дефектологической, психологической школе проблемой общего недоразвития речи старших дошкольников занимались многие ученые (Г.В. Бабина, Н.А. Грассе, Л.С. Волкова, Н.А. Власова, Н.С. Жукова, Н.И. Жинкин, Л.М. Крапивина, Р.Е. Левина, И.А. Сикорский, В.И. Селиверстов и др.).
В то же время, несмотря на наличие разработок по исследованию общего недоразвития речи дошкольников и направлений логопедической работы с дошкольниками с ОНР, его коррекции, говорить об их исчерпывающем характере не представляется своевременным.
Вышесказанное обусловливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Коррекция связной монологической речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством моделирования».
Объект исследования: связная монологическая речь.
Предмет исследования: коррекция связной монологической речи у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством моделирования
Цель: изучить возможности применения моделирования в коррекции связной монологической речи у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
1. Проанализировать особенности развития речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
2. Рассмотреть методические подходы к исследованию и формированию речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Описать моделирование как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи.
4. Провести экспериментальное исследование применения наглядного моделирования в коррекции связной монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: использование наглядного моделирования повысит эффективность коррекции связной монологической речи у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования:
Теоретические: обзор и анализ современной литературы по проблеме исследования, анализ основных понятий и терминов исследования.
Эмпирические: эксперимент, сравнение и обобщение экспериментальных данных, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Практическая значимость исследования отражена в возможности решения задач коррекционно-развивающей логопедической работы на базе дошкольной образовательной организации.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы, приложений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асанова, Г.Р. Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи / Г.Р. Асанова, Н.В. Лебедева // Педагогика: Традиции и инновации. Материалы 4 Международной научной конференции, 2013. – С. 135-137. – Текст : непосредственный.
2. Баранова, Г.А. Особый ребенок: равные условия – нестандартный подход. Методическое пособие. В 2-х частях. Часть 1 / Г.А. Баранова и др. – Тула : Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области (ИПК и ППРО ТО), 2016. – 270 с. – Текст : непосредственный.
3. Бабина, Г.В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Н.А. Грассе // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – Воронеж : МОДЭК, 2001. – С. 174-192. – Текст : непосредственный.
4. Баранова, Л.В. Особенности формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / Л.В. Баранова // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (с международным участием) / под общ. ред. А.И. Ахметзяновой. – Казань, 2013. – С. 12-14. – Текст : непосредственный.
5. Бойко, С.И. Теоретико-методологическое обоснование использования средств наглядного моделирования в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи / С.И. Бойко // Проблемы педагогики. – 2017. – № 2(25). – С. 61-67. – Текст : непосредственный.
6. Глозман, Ж.М. Нейрофизиологические механизмы готовности к речи в норме и патологии / Ж.М. Глозман, А.В. Вартанов, А.А. Кисельнико, Н.Л. Карпова // Актуальные проблемы логопедической практики. Метод. материалы науч.-практ. конф. «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф. Н. Н. Трауготт. – Санкт-Петербург : Акционер и К, 2004. – С. 206-213. – Текст : непосредственный.
7. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием / В.П. Глухов. – Москва : Сфера, 2011. – 298 с. – Текст : непосредственный.
8. Жарова, В.А. Практикум по произношению при дислалии: практикум / В.А.Жарова, Е.С. Теплякова. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (ЯГПУ), 2019. – 143 с. – Текст : непосредственный.
9. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. / Н.С. Жукова, Е.Н. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : Литур, 2004. – 320 с. – Текст : непосредственный.
10. Жинкин Н.И. Механизмы речи – Н.И. Жинкин. – Москва : Акад. пед. наук РСФСР, 1958. 370 с. – Текст : непосредственный.
11. Ланина, Е.М. Логопедическая диагностика и коррекция дизартрии у детей: учебное пособие / Е.М. Лисина, М.Г.Симкин. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2013. – 164 с. – Текст : непосредственный.
12. Лебедева, Т.В. Сравнительное психологическое исследование особенностей речи дошкольников с нарушенным и нормальным развитием : автореферат дисс. кандидата психол. наук. – Москва : ГАОУ ВО ГМ «Московский городской педагогический университет», 2020. - 24 с. – Текст : непосредственный.
13. Левина, Р.Е., Никашина, Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. // Основы теории и практики логопедии. – Москва : Просвещение, 1968. – 213 с. – Текст : непосредственный.
14. Лукьянова, Л.А. Наглядно-игровые модели для развития и коррекции речи: практическое пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Л.А. Лукьянова, Т.В. Пятница. – Мозырь : Белый Ветер, 2010. – 73 с. – Текст : непосредственный.
15. Мастюкова, Е.М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников / Е.М. Мастюкова. – Москва : Прометей, 1991. – С. 4-15. – Текст : непосредственный.
16. Поспелова, С.Н. Направления и методы изучения детской речи в отечественной и зарубежной лингвистике / С.Н. Поспелова // Молодой ученый. – 2015. – № 10 (90). – С. 1432-1434. – Текст : непосредственный.
17. Русакова, М.А. Особенности формирования глагольной лексики у дошкольников с лёгкой степенью дизартрии на индивидуальных логопедических занятиях / М.А. Русакова, Л.В. Христолюбова // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. – 2013. – С. 191-196. – Текст : непосредственный.
18. Филичева, Т.Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г В. Чиркина. – Москва : Просвещение, 1989. – 223 с. – Текст : непосредственный.
19. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью / Под ред. Л.С. Волковой. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 479. – Текст : непосредственный.
20. Шацкова, В.Н. Психологические особенности детей с общим недоразвитием речи // Баранова Г.А., Григорьева А.И., Дьячкова Т.В., Патрикова Т.С. Особый ребенок: равные условия – нестандартный подход. Методическое пособие. В 2-х частях. Часть 1. – Тула : Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области (ИПК и ППРО ТО), 2016. – 270 с. – Текст : непосредственный.