Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы проведения олимпиад по русскому языку для младших школьников
1.1. Школьная олимпиада как вид внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью понимают деятельность школьников вне уроков, которая, как и урочная деятельность реализуется на основе учебного плана. Именно в школе, в рамках урочной и внеурочной деятельности ребёнок приобретает основные знания по разным предметам и получает необходимый опыт для дальнейшей жизни. В школе ребёнок осваивает разнообразные социальные роли, что позволяет ему становиться самостоятельным и ответственным. От качественной реализации внеурочной деятельности зависит весь дальнейший успех каждого из учеников. Успех ребенка в его будущем зависит также от его адаптации, индивидуализации и интеграции в различные процессы, во время школьной жизни [3].
В последние годы общеобразовательная школа претерпела радикальные изменения и преобразования. Модернизация содержания учебных программ и форм деятельности учеников на основании Федерального закона «Об Образовании» Российской Федерации, введение ФГОС открыли путь к большой активности и самостоятельности ребенка. Языковой компетенции субъекта сегодня придается особое значение. Языковая компетентность школьника является основой формирования общей успешности в его последующем обучении. Младший школьный возраст чрезвычайно для этого благоприятен, в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта и общению. Данная компетенция обеспечивает развитие способностей у каждого ребёнка. Особо актуальным это является в условиях личностно ориентированного подхода. Вопрос о необходимости работы в начальной школе по формированию языковой компетенции всегда рассматривался учёными и исследователями.
Теоретическое осмысление формирования языковой компетенции посвящены работы И.А. Зимней, А.В. Хуторского и др. Психолого-педагогические аспекты формирования языковой компетенции анализировали учёные и исследователи Е.Д. Божович, Е.А. Быстрова, Н.М. Шанский и др. В современной образовательной среде учителя начальных классов реализуют требования ФГОС НОО и активно занимаются поиском разнообразных способов и методов формирования языковой компетенции младших школьников. Этот процесс активно реализуется как в рамках урочной, так и в рамках внеурочной деятельности. При этом методисты и психологи отмечают, что в настоящее время недостаточно используется потенциал внеурочной деятельности, в том числе и для формирования устойчивой языковой компетенции. При этом, важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это не механическая добавка к основному общему образованию. Многие считают, что внеурочная деятельность лишь призвана компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Такого рода работа тоже обеспечивается в процессе внеурочной деятельности, но тем не менее её главное предназначение заключается в создании условий для наиболее полного учёта интересов и наклонностей каждого из детей. При этом обеспечивается устойчивая взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования. Здесь можно говорить о том, что именно в преемственности урочной и внеурочной деятельности обеспечивается полнота и цельность среднего образования [25].
Для формирования языковой компетенции младших школьников может быть использована школьная олимпиада, которая относится к массовым формам внеурочной деятельности. Формат олимпиады позволяет охватить значительное количество участников. Олимпиада является одним из наиболее эффективных и интересных видов внеурочной работы. Олимпиада заключается в выполнении ряда заданий повышенной трудности, которые требуют глубоких знаний и умений по предмету, широкой эрудиции, смекалки, творчества.
Школьной олимпиадной работе придают большое значение, поскольку она обладает значительным потенциалом и возможностями при формировании языковой компетенции. Олимпиадная деятельность направлена на формирование лингвистических интересов детей. Она обеспечивает развитие их познавательных интересов, возможностей и позволяет осуществить максимальную творческую деятельность со стороны каждого ученика. Эта работа призвана удовлетворить любознательность школьников и поддерживать их интерес к русскому языку.
Олимпиадные задания по русскому языку не должны дублировать задания, которые учитель выдаёт на уроке. Задания для олимпиады по русскому языку в начальной школе предполагают творческое применение программных знаний, умений и навыков по тому предмету, по которому проводится олимпиада. Как правило, задания для олимпиады бывают повышенной сложности. Подобные задания могут быть выданы на уроке отдельным детям в качестве дополнительных заданий.
При этом учителю важно учитывать, что успешность ученика в начальной школе выражается не только в отметках, но и в желании участвовать в конкурсах, олимпиадах. У детей должно сохраняться желание проявить себя. Каждый из детей должен стремиться к новым победам. В связи с этим, можно говорить, что олимпиада занимает важное место в развитии младших школьников. Она дает возможность каждому ребенку реализовать свои способности и повысить самооценку. Именно олимпиада вызывает и усиливает интерес к изучаемому предмету. Олимпиада является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей и наклонностей детей. Каждый ученик стремится к самореализации. При подготовке к олимпиаде у школьника формируются навыки планирования и самоконтроля.
По мнению методистов, олимпиада является неформальным срезом уровня и качества школьного обучения, в том числе, по русскому языку. Результаты олимпиады служат элементом внутришкольного контроля детей на уровне - выше базового. Итоги олимпиады всегда дают обширный материал для работы школьной психологической службы и методических объединений [5]. Можно с уверенностью говорить о том, что школьная олимпиада является массовым и увлекательным ученическим соревнованием. При проведении олимпиады в начальной школе учителю можно установить следующее:
-уровень подготовки учеников по предмету;
-наличие детей в классе с высокой мотивацией к обучению;
-наличие условий для эффективной работы с одаренными детьми и др.
В основе содержания олимпиадных заданий, тем не менее, лежит содержание общеобразовательных программ начального общего образования. Можно отметить, что целью проведения олимпиады в начальной школе является пропаганда научных знаний и развитие у младших школьников интереса к мыслительной и исследовательской деятельности. Чаще всего учителя отмечают проведение предметных олимпиад как возможность выявления и поддержки одаренных школьников. Проведение предметных олимпиад активизирует внеурочную предметную работу с учащимися. Младшим школьникам уже достаточно хорошо понятно, что такое «школьный Олимп» и к чему им необходимо стремиться. При этом, нельзя забывать, что наряду с принципом «пусть победит сильнейший» при проведении олимпиад важно руководствоваться и другим принципом – «в олимпиаде есть победители, но нет побеждённых».
Многоступенчатое и многоуровневое построение графика проведения олимпиад позволяет принять в ней участие большому числу учащихся и выявить среди них одаренных. Интерес к вопросам, связанным с олимпиадными заданиями, а также, самостоятельно сделанные открытия, действуют на детей всегда положительно. Очевидно, что это стимулирует младшего школьника к дальнейшим продуктивным учебным действиям. Олимпиада позволяет ребенку открыть себя и дает ему возможность утвердиться в окружающей среде.
Начинать работу по подготовке к участию в олимпиадах необходимо уже в первый год обучения в начальной школе. Такие занятия должны быть не чаще одного раза в неделю продолжительностью до 30 минут. К школьной олимпиаде можно успешно готовить детей как во время уроков, так и на внеклассных занятиях. Самое важное в этом процессе – это целенаправленная систематическая работа. Учителю важно показать каждому ребёнку, что он верит в его силы. Очень важно поддерживать любознательность детей, разумно дозируя задания как в качественном, так и в количественном отношениях в соответствии с уровнем индивидуального развития.
В некоторых случаях можно помогать детям, направлять их работу, развивать самостоятельность рассуждений и способствовать развитию индивидуального мышления. На каждом уроке русского языка можно найти время для выполнения нестандартных заданий, или заданий на смекалку. Если задание сложное и нет уверенности, что его выполнят многие дети, его можно предложить в конце урока, после записи домашнего задания. Учитель должен предупредить, что задание это сложное и что можно попробовать выполнить его в домашних условиях. На самостоятельных и контрольных работах также целесообразно предлагать детям нестандартные задания в качестве дополнительного задания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - No 12. - С. 19-21.
2. Архипова, Е.В. Теория и практика обучения русскому языку. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
3. Афанасьева, Н.А. Палитра стилей: учебное пособие по стилистике русского языка [Текст] /Н.А. Афанасьева. – СПб.: Златоуст, 2012. – 116 с.
4. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
5. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб.пособ. [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2006. – 205 с.
6. Балыхина, Т.М. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для преподавателей и студентов. [Текст] / Т.М. Балыхина. – М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.– С. 118-124.
7. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2006. – 173с.
8. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2002. – 79 с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - С.55-56.
10. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 225 с.
11. Гавриленко, Д.С. Лингвистический КВН «Часть речи – имя существительное» [Текст] /Д.С. Гавриленко. - РЯШ. 2005. No 2. С. 48 – 49.
12. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 249 с.
13. Дробот, А.Н. Система дополнительного образования для детей и подростков [Текст] / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - No 3. - с.222-229.
14. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - No4. – С.15-21.
15. Жданова, С.В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 20.05.2023).
16. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей [Текст] / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98 с.
17. Зайцева, И. А. Внеаудиторная работа по русскому языку как способ интенсификации воспитательно-образовательного процесса (на примере подготовительного факультета для иностранных граждан) / И. А. Зайцева. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 134-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12135/ (дата обращения: 14.06.2023).
18. Злобина, Ю.И. Оценка эффективности различных видов внеучебной деятельности в процессе обучения русскому языку [Электронный ресурс] // Журнал «Мир науки, культуры, образования». – 2018. № 2. – С. 97-99 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchiteley-podgotovlennye-na-osnove-analiza-tipichnyh-oshibok-uchastnikov-ege-2019-goda-po-kitayskomu/viewer (дата обращения: 14.06.2023).
19. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007. – 334 с.
20. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы [Текст] / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2012. - No 5. - С. 59-62.
21. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С.104-106.
22. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008. – 105 с.
23. Медник, С. Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗ- педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metodolog.ru/node/1296 (дата обращения: 14.06.2023).
24. Мухомедеева, Е.Ф. Программа внеурочной деятельности: оптимизационная модель [Текст] / Е.Ф. Мухомедеева // Воспитание и дополнительное образование. - 2014. - No 1. - С.8-15.
25. Пащенко, И. Ю. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка / И. Ю. Пащенко, В. В. Студенникова. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8417/ (дата обращения: 14.06.2023).
26. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Текст] / И.Н. Попова // Народное образование. - 2013. - No 1. - С.219-226.
27. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса [Текст] / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. - 2003. - No 3.- С.17-20.
28. Шадриков, В.Д. Развитие способностей [Текст] / В.Д. Шадриков // Начальная школа. - 2004. - No 5. С.6-12.
29. Шапиро, М.С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.С. Шапиро, М.В. Водинская. – М.: Телевинф, 2012. – 37 с.
30. Ярошевская И.Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время [Текст] / И.Х. Ярошевская // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. – No 9. - С.13-17.