Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Воспитание всесторонне развитой личности всегда предполагает совершенствование у субъекта познания и мышления. Это сделать достаточно сложно, если у человека не развита речь. Именно речь является основным средством человеческого общения. Развитие речи у младших школьников всегда являлось актуальной задачей для системы образования. Развивать речь младших дошкольников можно различными способами, в том числе, средствами театрализованной деятельности детей.
Какие именно средства выберет воспитатель ДОУ, зависит от того, какими приёмами и методиками он владеет. Благодаря организации театрализованной деятельности у детей развивается не только речь, но и полезные коммуникативные навыки. Деятельность дошкольных образовательных организаций сегодня также регулируется ФГОС.
ФГОС дошкольного образования регламентирует всестороннее развитие ребёнка, с целью его социализации и формирования коммуникативных компетенций. Благодаря театрализованной деятельности и сюжетно – ролевым играм дети достаточно быстро социализируются в развивающей среде дошкольной образовательной организации.
Чтобы установить сегодня субъект - субъектные отношения между воспитателями и воспитанниками, необходимо признать за ребёнком право на личное развитие. Воспитанник сегодня с малых лет является субъектом собственной деятельности. Ребёнок имеет право на самостоятельность и на творческое проявление индивидуальности. Но для этого необходимо верить в силы и возможности ребёнка и доброжелательно к нему относиться. На практике идеи личностно ориентированного подхода и взаимодействия не всегда находят должную реализацию.
Цель работы: теоретически обосновать и апробировать на практике процесс организации работы с воспитателями по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс организации работы с воспитателями по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить организацию театрализованной деятельности в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Описать организацию работы с воспитателями ДОУ по театрализованной деятельности старших дошкольников.
3. Рассмотреть особенности деятельности воспитателей при реализации театрализованной деятельности старших дошкольников.
4. Предложить методические рекомендации по организационной работе с воспитателями при реализации театрализованной деятельности старших дошкольников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы организационной работы с воспитателями ДОУ по театрализованной деятельности старших дошкольников
1.1. Организация театрализованной деятельности в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста
В последние десятилетия в современной образовательной среде происходят многочисленные инновационные изменения. В новой парадигме образования в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) на каждой из образовательной ступени реализуется системно – деятельностный и личностно ориентированный подходы. Любой образовательный, или развивающий процесс педусматривают субъект - субъектными отношениями между воспитателем и воспитанниками. В вопросах субъект – субъектных отношений в образовательной среде работали исследователи А.А. Кирсанов, В.А. Сластенин и др. Идеи самоценности дошкольного детства принадлежат учёным Л.А. Венгер, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконину и др. [15].
В центре новой парадигмы находится личностное развитие ребенка. Образование сегодня рассматривают как фундаментальное средство культуры и развития субъектов. Инновационная педагогика сегодня ставит перед собой задачу формирования и развития творчески активной и самостоятельной личности. Сегодня образовательная среда помимо образовательного результата предусматривает формирование и развитие личностно значимых качеств субъекта. Формировать эти качества педагоги начинают с дошкольного образования и воспитания, поскоку это регламентировано требованием ФГОС. В дошкольном детстве у каждого ребёнка формируются собственные стереотипы поведения. В основном каждый ребёнок все свои личностные качества формирует в семейных условиях. Тем не менее, развивающая образовательная среда ДОУ вносит в эти процессы свой большой вклад.
Большую роль в процессе формирования личностно значимых качеств ребёнка играет театрализованная деятельность. В творческом процессе театрализации развивается речь, память, внимание каждого ребёнка. Организация театрализованной деятельности в ДОУ является одним из самых любимых видов развлечения детей. В любом возрасте дети любят играть в различные ролевые и театрализованные игры.
Дошкольное детство – это тот период жизни человека, когда эмоции и чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни. Постепенно взрослея, ребёнок многого достигает в межличностных отношениях. Он уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких людей. Ребёнок хорошо понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не только его собственным отношением к самому себе. Он понимает, что это обусловлено тем, как именно его поступки выглядят в глазах окружающих людей [7].
Дошкольники отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций. Именно в этом возрасте ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У ребёнка формируется собственное отношение к труду, к тем, кто его окружает. У него постепенно вырабатываются навыки и привычки правильного поведения в социуме. Умения и навыки, которые формируются у детей в процессе общения детей друг с другом и с взрослыми, своё дальнейшее развитие получают в игре, в том числе, и в театрализованной. Тем не менее, здесь необходима большая квалифицированная помощь педагога, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы их к хорошим поступкам. Любая игра должна вызывать у ребёнка высокие чувства. При этом игра также является важным средством умственного воспитания и коммуникационного развития ребенка. Все те знания, которые ребёнок получает в этом возрасте в ДОУ и дома находят в игре своё практическое применение и развитие.
Ребёнок стремится в театрализованной игре воспроизвести различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов и др. Он начинает размышлять над тем, что сам видел, рассказывает другим, о чем ему читали и говорили. Смысл многих явлений, с которыми он встретился в игре, становится для него более понятным.
Игровые роли дети выбирают в соответствии со своими интересами. В процессе игры они мечтают и развиваются. В игре они познают сущность многих профессий и др. именно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда и о роли различных профессий.
В игре также развиваются творческие способности ребёнка. Интересная игра создаёт ребёнку бодрое и радостное настроение. Любого рода игры делают жизнь детей полной и удовлетворяют их потребность в активной деятельности. При этом, большинство игр в их процессе отражает труд взрослых. В игре дети подражают работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта и др. Очевидно, что в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества. Игра и труд часто объединяются. Можно часто наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре. Моряки строят корабль, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. В игре ребёнка формируются его многие моральные качества. Это чувство товарищества и дружбы, ответственность перед коллективом за порученное дело, умение разрешать спорные вопросы и правильно общаться с другими детьми [16].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст] / В.В. Абраменкова – М.: ПЕР СЭ.- 2008. – 431 с.
2. Атемаскина, Ю.В. Профессиональные объединения педагогов в современном дошкольном учреждении [Текст] / Ю.В. Атемаскина.- Детский сад от А до Я.– 2007.–No 4.– С. 48-54.
3. Аджимуратова, А. Р. Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста / А. Р. Аджимуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 10 (114). - С. 1155-1158. - URL: https://moluch.ru/archive/114/29936/ (дата обращения: 13.06.2023).
4. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы [Текст]/К.Ю. Белая.– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
5. Батюта, М.Б. Возрастная психология [Текст] / М.Б.Батюта, Т.Н.Князева. – М.: Логос, 2015. – 306 с.
6. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева.– М.: ТЦ Сфера, 2008.– 96 с.
7. Глазунова, В.Г. Педагогический совет как средство совершенствования воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст] /В.Г. Глазунова.- Детский сад от А до Я.– 2007.– No 4.– С. 114-129.
8. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/Н.С. Голицына.– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004. – 80 с.
9. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.
10. Дыбина, О.В. Моделирование методической работы дошкольного учреждения в условиях инновационной деятельности [Текст] /О.В. Дыбина.-Детский сад от А до Я.– 2007.– No 4.– С. 70-79.
11. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности: Учебное пособие [Текст]/И.П. Калошина.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 559 с.
12. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога [Текст] / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто – Феникс, Ростов/Д, 2008. – 576 с.
13. Короткова, Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах [Текст] / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. – Изд. 3-е, дораб. – Москва : Линка-Пресс, 2014. – 64 с.
14. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст]/П.Н. Лосев.– М.: ТЦ Сфера, 2005.– 160 с.
15. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст]/В.М. минаева.– М.: АРКТИ, 2001.– 48 с.
16. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д».- 2000 – 96 с.
17. Михайлова-Свирская, Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО. [Текст] / Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с.
18. От рождения, до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 336 с.
19. Пчелкина, Ю.В. Развитие творческих способностей педагогов [Текст] /Ю.В. Пчёлкина.- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.– 2007.– No 5.– С.16-20.
20. Юрченко, Л. Ю. Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность / Л. Ю. Юрченко. - Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 66-67. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10076/ (дата обращения: 13.06.2023).