Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие творческой работы
Познание термина «творчество» легло в основу трудов многих отечественных и зарубежных ученых, педагогов, психологов. Среди них: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, Л.С. Выготский, Т.А. Барышева, Д.Б. Богоявленская, Е.П. Ильин, А.М. Матюшкин, Г.С. Альтшуллер, Э. Аронсон, М.И. Махмутов, А.В. Хуторской, Дж. Гилфорд, Н. Роджерс, П. Торренс, И.Э. Унт и другие.
Исследователи основ творчества предлагают более ста его определений. Творчество - это создание новой культурной или материальной ценности по задумке [18]. Творчество – процесс человеческой деятельности, результат которого - создание материальной и духовной ценности. Творчество – высшее проявление активности человека [3].
В Большом энциклопедическом словаре понятие творчество трактуется как «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической уникальностью» [13].
По мнению американского психолога и психотерапевта Н. Роджерса, творчество есть «способность обнаруживать новые решения проблем или обнаружение новых способов выражения, привнесение нечто нового в жизнь индивида. Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива, создание качественно нового, никогда не существовавшего» [3].
В большинстве определений творчество является деятельностью, а любое творчество является выполнением конкретных действий и задач.
Творчество в большей или меньшей степени живет в каждом из детей. Анализ различных подходов к понятию творчество, выполненных Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, О.И. Никифорова и др., позволил нам выявить наиболее общий: под творчеством будет пониматься деятельность человека, в результате которой воспроизводится нечто новое – или предмет внешнего мира, или построение мышления, которое приводит к новым знаниям о мире, или чувство, отражая новое отношение к реальности.
Индивидуальные креативные занятия в рамках этого исследования являются индивидуальными занятиями, которые требуют от школьников не простого воспроизведения информации, но содержат элемент незнания и обычно имеют несколько правильных ответов. Часто «правильный ответ», который нужно найти в процессе выполнения задачи, не известен даже учителю.
Как справедливо указывал Л.С. Выготский, с помощью «индивидуальных творческих заданий у школьников формируется творческое мышление» [25].
Создавая творческие задания, учащиеся не только учатся творческой деятельности, но развивают познавательный интерес.
По словам Г.В. Тереховой, творческие задачи являются системой, где много творческих задач организованы и связаны, построены на основании иерархического метода творчества, направленного на развитие творчества детей младшего школьного возраста в образовательной деятельности [24].
В системе развития Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова отмечают, что творчество к текстам помогает создать такую ситуацию в классе, позволяющую провести исследовательскую работу учащихся, проявлять интересные детские интерпретации прочитанных произведения [16].
Смирнов С.А. в исследованиях понимает творческую задачу как учебную задачу, содержащую творческую компоненту, при решении которой учащийся должен применять знания, приемы или методы решения никогда не применяемых им раньше [23].
По словам И.Э. Унта, творческие задачи являются задачами, требующими творческой деятельности обучающегося, когда обучающийся находит самостоятельно способ решения, использует его, создает что-то новое [25].
Анализируя основные психологические новообразования и характер ведущей образовательной деятельности в младшем школьном возрасте, ориентацию этого возраста на предмет и методы ее преобразования, предполагается возможность накопить творческий опыт. Опыт творческих действий не только во время познания, а также во время таких видов деятельности, как формирование и преобразование конкретных предметов, событий, явлений и творческих применений, полученных при обучении знаний [16].
В психологической литературе по этой проблеме приводятся определения творческого вида деятельности.
Познание является образовательной деятельностью ученика, которая понимается как процесс творчества, формирующего их знание [26].
Преобразование является творческой деятельностью учащихся, которая является обобщением основных знаний и служит развитием нового учебного и специального знания [26].
Создание является творческой деятельностью, которая предполагает создание учащимися учебной продукции в образовательных областях [28].
Творческое использование знаний является деятельностью учащихся, которая предполагает внести ученику собственную мысль при использовании знаний в практике [12].
Все это дает возможность определять понятие творчества на уроках литературного чтения как продуктивную форму деятельности учащихся, направленную на освоение творческого опыта познания, создания и преобразования прочитанного произведения в ходе его осознания и познания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альтшуллер Г.С. Как стать гением. URL: https://royallib.com/ read/altshuller_g/kak_stat_geniem.html#458792 (дата обращения: 01.07.2023).
2. Бармина А.Н. Путеводитель «Образовательный квест: от А до Я». URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/ dopolnitelnoe-obrazovanie/pedagogicheskaja-masterskaja/231769-putevoditel-obrazovatelnyj-kvest-ot-a-do-ja-i.html (дата обращения: 02.12.2018).
3. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб. : РХГИ, 1997. 464 с.
4. Биржевая Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения в первом классе // Начальная школа. 2011. № 7. 35 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Электронный ресурс]. - URL: http://pedlib.ru/Books/7/0060/7-0060-1.shtml (дата обращения 01.07.2023)
6. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. Воронеж, 2015.
7. Голубцова Т.В. Книжка-игрушка и её методические возможности для общего и литературного развития младших школьников. Конференция «Предмет «Русский язык» в школе – методическая платформа развития текстовой компетенции школьника. Москва, 2015.
8. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. М. : Академия. 1996. 128 с.
9. Залесова Н.В., Башлыкова А.В. Творческие задания как средство развития познавательного интереса учащихся // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. № 2. С. 150-155.
10. Калинина Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие. М. : АРКТИ. 2008. 80 с.
11. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя / Н. И. Кудряшев. М.: Просвещение, 1981. 190 с.
12. Лернер, И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей /И. Я. Лернер. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.
13. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 3 класса, 4 части. Кубасова О.В. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
14. Мали, Л. Д. Творческие работы на уроках литературного чтения в начальных классах / Л. Д. Мали // Начальная школа плюс до и после. - М.: Баласс, 2013. - №8 – с. 53-56.
15. Мартынова Е.Н. Развитие интереса к чтению книг у детей в процессе обучения. Ярославский педагогический вестник. 2015; 5: 66 – 69.
16. Марутян, С.А. Воспитание самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук / С.А. Марутян. - М. : МГПИ, 1987. - 24 с.
17. Матвеева, Е. И. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы. (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова) / Е. И. Матвеева. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 288 с.
18. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М. : МПСИ. 2003. 720 с.
19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополн. М. : ООО «А ТЕМП», 2013. 874 с.
20. Педагогический терминологический словарь. URL: https:// pedagogical_dictionary.academic.ru (дата обращения: 01.07.2023).
21. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
22. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения: Пособие для учителя / М. А. Рыбникова. 4-е изд., испр. М.: Просвещение, 1985. 288 с.
23. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учеб. / Т.В. Рыжкова. – М.: Академия, 2007. – С. 100-111.
24. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением. Начальная школа. 2005; 6: 100 – 102.
25. Смирнов, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учеб. пособие : для студентов сред. пед. учеб. заведений / авт. : С. А. Смирнов. – М. : Академия, 2008. – 510 с.
26. Терехова, Г.В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе [Текст]: автореферат дисм… кандидата пед. наук / Г.В. Терехова. - Челябинск, 2002. -17 с.
27. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э. Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 226 с.
28. Ушачев, В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991. - 55 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. 31 с. (Стандарты второго поколения).
30. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007. -639с
31. Шпунтова, Т. Т. Драматизация на уроках литературного чтения / Т. Т. Шпунтова // Начальная школа. – 2014. - №7 – С. 75-79.