Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Воспитание личности, один из важнейших вопросов и задач, которые призваны решать все звенья народной педагогики и образования. Проблема воспитания одаренного ребенка существует столько, сколько существует сама педагогика.
Важным условием эффективной учебно-воспитательной работы с является сотрудничество школы и семьи. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитательной среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие с родителями должна носить характер встречного движения, совпадать как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Такое условие поможет избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать все, что происходит в стенах образовательного учреждения.
Наиболее эффективной моделью взаимоотношений между школой и семьей, является их тесное взаимодействие. Основной целью организации такого взаимодействия является привлечение семьи в единый образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители.
Проблема взаимоотношений семьи и школы - относительно молодая проблема в педагогике. До XX века в зарубежной и отечественной педагогике существовало четкое разделение воспитания семейного и воспитания в учебном заведении.
Анализ исследований и публикаций. Проблемы семейного воспитания рассматривали в своей педагогической деятельности Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и т.д. К.Д. Ушинский одним из первых ввел в педагогику понятие коллектива воспитателей, как средства нравственного воспитания ребенка. Н.И. Пирогов выдвинул идею гармонического единства действий главных деятелей воспитания.
Теоретической базой данного исследования стали работы ученых, занимавшихся проблемами взаимодействия учреждения образования с семьёй воспитанника (В.А. Сластенин, Т.П. Колодяжная, В.А. Горянина, Ю.П. Азаров и др.).
Объект исследования – взаимодействие учреждения образования с семьей.
Предмет исследования – управление взаимодействием учреждения образа жизни с семьей.
Цель курсовой работы – охарактеризовать систему работы ГБОУ лицей № 488 Выборгского района.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
1. Проанализировать систему работы образовательного учреждения с семьей.
2. Дать характеристику образовательного учреждения ГБОУ лицей № 488 Выборгского района.
3. Проанализировать работу образовательного учреждения ГБОУ лицей № 488 Выборгского района с семьей.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, сравнительно-сопоставительный, системный).
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 488 Выборгского района Санкт-Петербурга.
1. Система работы образовательного учреждения с семьей
В Российской Федерации служба семьи развита неравномерно: во многих областях такая работа только начинается. Обращение к опыту прошлых лет показывает, что определенную психолого педагогическую помощь семье оказывала общеобразовательная школа. Интенсивное развитие этого процесса начался в 70-е годы ХХ века и продолжался в последующие. Наряду с традиционной формой взаимодействия семьи и школы - родительскими комитетами - возникают и распространяются другие: родительские лектории, университеты педагогических знаний для родителей, поклассный педагогический всеобуч, консультационные пункты по проблемам семейного воспитания и т.п., основная цель которых заключалась в повышении педагогической культуры родителей [6, с. 47].
Основными формами взаимодействия семьи и школы остались родительские собрания, работа родительских комитетов и чисто материальные контакты (помощь в ремонте помещения, мебели, финансирование различных воспитательных мероприятий и т.д.). В последние годы наблюдается постепенное, хотя и довольно медленное, возрождение системы повышения педагогической культуры родителей (педагогизации семьи) как одного из важных направлений взаимодействия семьи и общеобразовательных учебных заведений.
Эти вопросы получили отражение в пунктах Государственных программ, касающихся развития института семьи и воспитания в ней детей, активизирует заказ на проведение специальных исследований по этим вопросам и подготовку на их основе различных материалов (планов, программ, методических рекомендаций, тематических разработок для учителей по организации и проведению работы с родителями), которые печатаются на страницах педагогической прессы. Выходят отдельными учебно методическими пособиями, сборниками [2, с. 35].
Проблема педагогического взаимодействия родителей и учреждения образования всегда была предметом внимания любого цивилизованного общества, прежде всего с точки зрения педагогического просвещения родителей. Ею занимались выдающиеся педагоги прошлого: А. Дистерверг, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский и другие. Она стала объектом научной разработки и практической организации деятелей образования: Ф.П. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и других.
А.Г. Варначева выделила характерные признаки такого взаимодействия:
1) равноправное субъект-субъектное взаимодействие участников, то есть равенство в общении и партнерство в совместной деятельности;
2) взаимное уважение личности участников взаимодействия;
3) обмен определенными ценностями в процессе совместной деятельности;
4) собственная активность ребенка (родителей) в достижении целей, самостоятельность выбора;
5) возникновение оптимальных межличностных отношений, определяющих положительный характер совместной деятельности [4, с. 163].
Согласно исследованиям Е.А. Кудрявцевой, структурными компонентами взаимодействия выступают:
1) эмоциональный – показывающий способность понимать переживания и сопереживать в процессе межличностных отношений, выражать солидарность и согласие, находить компромисс;
2) оценочно-рефлексивный – определяющий способность к самонаблюдению в системе отношений, к оценке качества взаимодействия и осознанию необходимых изменений;
3) операционально-деятельностный – отражающий способности к совместной деятельности: определению цели, созданию проекта, программы и плана действий в проблемном поле воспитания;
4) ценностно-смысловой – характ
Фрагмент для ознакомления
3
Список информационных источников
1 Акимова, В.А. Историко-педагогический анализ развития современных моделей взаимодействия школы и семьи / В.А. Акимова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2013. – №4. – С. 47-57.
2 Антипова, Е.В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е.В. Антипова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – №1. – С.34-37.
3 Арнаутова, Е.П., Иванова, В.М. Общение с родителями: Зачем? Как? / Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова. – М., 2003. – 208 с.
4 Варначева, А.Г. Сотрудничество как основной способ взаимодействия взрослых и детей в детской общественной организации / А.Г. Варначева // Вестник Удмуртского университета. Философия, психология, педагогика. – 2008. – № 2. – С. 162-165.
5 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: «Академия», 2005. – 456с.
6 Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: «Просвешение», 2017. – 640 с.
7 Петровский, А.В. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.
8 Свирская, Л.В. Работа с семьёй: необязательные инструкции : методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Свирская. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 176 с.
9 Сластёнин, В.А. Методика воспитательной работы: учебное пособие для вузов / В.А. Сластёнин. – М.: Академия, 2004. – 144 с.
10 Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М.: Сов. Энциклопедия, 2014. – 840 с.