Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы современных образовательных технологий
1.1. Характеристика современных образовательных технологий
Современные технологии и модели обучения становятся всё разнообразнее. При этом, все они вышли из традиционной образовательной модели, или модели системного академического образования. Традиционная образовательная модель осуществлялась по принципу «объект – субъект», когда в центре образовательного процесса стоит педагог и полностью определяет ход обучения. Сегодня все модели без исключения функционируют по принципу «субъект – субъект» и при этом, в центре образовательных событий всегда стоит обучающийся.
Традиционная образовательная модель всегда себя оправдывала для своего исторического времени, поскольку учитель и преподаватель являлись носителем и источником знаний [21]. Внедрение педагогических технологий в образовательный процесс является ведущей задачей новой образовательной системы. Инновационные подходы в образовании сегодня подразумевают выделение в содержании каждого предмета творческого аспекта, который был бы понятен ученику [7]. Задача педагога заключается не только в формировании знаний и умений, но и формировании его личностного потенциала. Таковы требования ФГОС на каждой образовательной ступени.
Это именно то, что отличает инновационную образовательную модель от традиционной, классической модели образования, когда преподаватель и учитель выступали в роли источника информации. В традиционной образовательной модели ученик выступал получателем готовой информации.
Специалисты в области образования пишут, что, не смотря на все положительные моменты традиционной системы, которые, безусловно, имели место быть, её главным недостатком являлось то, что ученик в процессе обучения был пассивным объектом. Традиционное образование породило барьер между навыками и знаниями. Инновационные педагогические технологии позволили перейти на проблемно-ориентированное обучение. В этом процессе образовательные задачи решаются на основе реально существующих учебных проблем. Сейчас можно говорить о том, что все основные педагогические инновации связаны с применением интерактивных форм и методов обучения и это никак не зависит от конкретного названия той, или иной, инновационной образовательной технологии. Внедрение интерактивных форм и методов обучения в учебный процесс в настоящий момент является одним из важнейших направлений совершенствования подготовки учеников.
Сегодня выделяют три формы взаимодействия ученика и педагога:
1. Пассивная форма.
2. Активная форма.
3. Интерактивная форма.
При пассивной форме взаимодействия все основные действия и инициативы исходят от педагога. Ученики при этом лишь слушают преподавателя. Нельзя говорить о том, что эта форма взаимодействия сегодня полностью исключена из образовательной среды. При активной форме взаимодействия ученики и преподаватель являются равноправными участниками педагогического процесса. Такого рода взаимодействие называется субъект – субъектными отношениями и именно такие отношения сегодня регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
При интерактивных формах взаимодействия происходит общение не только между учеником и учителем, но и между самими учениками. Здесь важно отметить, что эти взаимодействия доминируют в образовательном процессе и это связано со степенью активности субъектов образования. Ведущей задачей преподавателя при этом является создание условий, которые были бы комфортными для каждого из учеников. Лишь в этом случае каждый почувствует свою успешность в процессе обучения [9].
В целом, можно говорить о том, что современные педагогические технологии, которые реализуют сегодня в каждой образовательной организации, включают в себя следующие аспекты:
-наличие информационно - коммуникационных технологий;
-обучение в сотрудничестве, что подразумевает командную и групповую работу;
-наличие технологий игрового, делового и ролевого характера;
-дистанционные технологии обучения и др.
Нельзя сказать, что сами образовательные технологии, их формы и методы, которые применяют сегодня, к примеру, в вузе, сильно отличаются от образовательных технологий, которые применяют в школах, техникумах, или колледжах. Принципиальное отличие здесь заключается в том, что в вузе больше внимания уделяют самостоятельной деятельности студентов. В самом образовательном процессе вуза большую роль играет исследовательская составляющая. Исходя из этого обязательного требования ФГОС сегодня везде большое значение придают исследовательским и проектным методам обучения.
В структуру таких образовательных технологий входят:
- концептуальная (методологическая и теоретическая) основа;
-практико-ориентированные занятия, тренинги, практические семинары, дебаты и др.
-диагностика и контроль полученных результатов, которые преподаватель проверяет в ходе промежуточной и итоговой аттестации.
Здесь важно отметить, что успешность использования инновационных образовательных технологий во многом зависит от условий их реализации. Это, прежде всего, наличие соответствующей материально – технической базы и её специфичные особенности.
Таким образом, можно говорить о том, что современные образовательные технологии, которые сегодня реализуют в образовательных организациях, позволяют решить проблемы новой образовательной парадигмы непрерывного образования.
Сегодня вся система образования функционирует в условиях федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). ФГОС регламентирует условия для реализации основных образовательных программ, начиная от дошкольной образовательной организации, и заканчивая вузом. В эту систему также входит среднее общее образование и среднее профессиональное образование. В связи с этим сегодня часто рассматривают следующие модели обучения:
1. Модель организации обучения, ориентированная на оказание разнообразных образовательных услуг.
2. Культурологическая образовательная модель.
3. Дистанционное обучение.
4. Смешанное обучение.
Здесь важно отметить, что в основе всех моделей обучения сегодня лежит личностно ориентированный и системно – деятельностный подход. В этом есть их принципиальное и глобальное отличие, которое отличает их от традиционной образовательной модели.
В традиционной образовательной модели не предусматривался процесс индивидуализации обучения. Эту модель часто называют знаниевой, поскольку в качестве конечного образовательного результата рассматривались сформированные знания, умения и навыки (ЗУН). Современный ФГОС рассматривает несколько видов результатов. Если рассматривать на примере общеобразовательной школы, здесь предусмотрена реализация трёх видов образовательных результатов:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Если рассматривать на примере профессионального образования, там реализуется компетентностный подход, что в свою очередь предусматривает формирование нескольких видов компетенций, помимо получения обязательных ЗУН. Сегодня в любой педагогической модели обучения доминирующее положение занимает тот, кого обучают. Ради ученика определяют все параметры образовательного процесса:
-цели и задачи;
- содержание образования;
-формы, методы и технологии обучения;
-средства и источники обучения и др.
Задача педагога сегодня сводится в конечном итоге к тому, чтобы поощрять и поддерживать саморазвитие того, кто обучается и это никак не зависит от возраста ученика. Педагог, или наставник оказывает помощь в определении параметров обучения и поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения становится самостоятельный поиск знаний, умений, навыков и формирование полезных и важных личностных качеств обучающегося [8].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Я.К. Смешанное обучение как инновационная образовательная технология [Текст] / Я.К. Абрамова // Перспективы развития информационных технологий. - 2014. - No17. - С. 115-119.
2. Андреева, Н.В. Шаг школы к смешенному обучению [Текст] / Н.В. Андреева // «Рыбаков фонд», «Открытая школа». Москва. 2016. – 282 С.
3. Борисова, Н.В. Образовательные технологии открытого дистанционного обучения и опыт их комплексного применения [Текст] / Н.В. Борисова // Система обеспечения качества в дистанционном образовании. Вып.1. –Жуковский: МИМ ЛИНК,2001. С.101-113.
4. Богоряд, Н.В. Изменение роли преподавателя в концепции смешанного обучения [Текст] / Н.В. Богоряд // В мире научных открытий. - 2014. -No3(51). - С. 76-81.
5. Брыксина, О.Ф. Инновационные технологии в образовании: где найти точку опоры, чтобы перевернуть урок? [Текст] / О.Ф. Брыксина // Поволжский педагогический вестник. 2015. No3. – С43-47.
6. Велединская, С.Б. Смешанное обучение: секреты эффективности [Текст] / С.Б. Велединская, М.Ю. Дорофеева // Высшее образование сегодня. 2016. - No 8. - С. 30-32.
7. Виноградова, Л.И. Образовательная модель «Перевернутый класс» или «перевернутое обучение» / Л.И. Виноградова - [Электронный ресурс].- http://www.moocv.ru/pages.php?pageid=5981 (Дата обращения: 21.06.2023).
8. Воробьев, А.Е. Анализ особенностей применения технологии «Перевернутого обучения» в экономических вузах [Текст] / Воробьев, А.К. Мурзаева // Открытое образование. - 2018. - No2. – 63-69.
9. Гизатулина, О.И. «Перевернутый» класс - инновационная модель обучения [Текст] / О.И. Гизатулина // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 116-118.
10. Гончарова, Н.Ю. Новые информационные технологии [Электронный ресурс]: URL: http://www.acis.vis.ru/8/4/1_5/4.htm (Дата обращения: 21.06.2023).
11. Дергачева, О.А. Перспективы применения технологии «Перевернутый класс» [Текст] / О.А. Дергачева // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков: сб. науч. тр. по материалам очной XV Междунар. студ. науч.-практ. конф. - М. - 2017. - С. 98 - 100.
12. Долгова, Т.В. Смешанное обучение – инновация XXI века Интерактивное образование [Текст] / Т.В. Долгова // информационно-публицистический образовательный журнал/учредитель ООО «А-Приор». 2017, No5. – С. 22-29.
13. Игнатенко, И.И. Современные подходы к созданию образовательной среды [Текст] / И.И. Игнатенко // Наука и школа. - 2018. - No2. – С 73-76.
14. Кларин, М. В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта [Текст] / М.В. Кларин // Педагогика. - 2000. - No 7. - С. 12-18.
15. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения [Текст] / М.В. Кларин Исследование мирового опыта / М.В. Кларин - М.: Луч, 2016. - 640 с.
16. Коволенко, Б.Г. Десять главных изменений в образовании будущего: Будущее онлайн-обучения и обучения в высшем образовании [Текст] / Б.Г. Коволенко // Образование. – 2013. - No4 - С. 25-28.
17. Кузьмина, Е.В. Студент в среде E-learning: учебное пособие по курсу [Текст] / Т.В. Кузьмина, Е.В. Тихомирова, Л.Ю. Гольдфарб, Н.Ю. Дворников. Москва. - 2008. – 611 С.
18. Логинова, А.В. Особенности и принципы функционирования педагогической модели перевернутый класс [Текст] / А.В. Логинова // Молодой ученый. - 2015. - No 9. -С. 114–119.
19. Малитиков, Е.М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ [Текст] / Е. М. Малитиков, М. П. Карпенко, В. П. Колмогоров // Право и образование. - 2000. - No 1(2). - С.42-54.
20. Малинина, И.А. Применение технологий смешанного обучения иностранному языку [Текст] / И.А. Малинина // Современные научные исследования и инновации. 2013, No10. – С.74-77.
21. Мохова, М.Н. Активные методы в смешенном обучении в системе дополнительного педагогического образования [Текст] / М.Н. Мохова // Москва. - 2005. –155 С.
22. Мишота, И. Развитие смешанного обучения в условиях цифровизации образовательного процесса [Текст] / И. Мишота // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. No3 (13). – С.19-23.
23. Мищенко, А.И. Педагогический процесс как целостное явление [Текст] / А.И. Мищенко – М: Издательский центр Академия, 2013. – 254 с.
24. Нагаева, И.А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности [Текст] / И.А. Нагаева // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. No6 (33). – С.44-48.
25. Федотова, О.Д. Альтернативная образовательная технология Flipped leaming как реализация идеи радикального пересмотра организационных основ процесса обучения [Текст] / О.Д. Федотова, Е.А. Николаева // Мир науки. 2017. - Т. 5. - No 1. - С. 52-58.