Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Преобразования, которые происходят в последние десятилетия в российском образовании, предъявляют качественно новые требования к обучению и воспитанию детей. В современной образовательной среде чрезвычайно важно индивидуальное развитие и образование младшего школьника. В связи с этим, можно говорить о проектировании развивающей образовательной среды, которая способствует интеллектуальному, физическому и нравственному развитию каждого из детей. Сегодня говорят о настоятельной потребности общества в творческой инициативе каждой личности. Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении развития способностей, логического мышления и компьютерной грамотности младших школьников. Помочь в этом может дифференцированное обучение в условиях цифровизации и индивидуальный подход в учебно – воспитательном процессе.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) НОО и основные образовательные программы начальной школы ориентированы на развитие познавательного интереса младших школьников, позиции субъект - субъектных отношений учителя и ученика. Это происходит в ходе реализации целостного учебно-воспитательного процесса и на каждом уроке, в том числе и на уроках математики. Но прежде чем учителю выйти на творческий уровень взаимодействия с учениками, ему необходимо сформировать у детей необходимый запас соответствующих знаний, умений, навыков по своему предмету и обучить его компьютерной грамотности.
Цель работы: изучить возможности обучению компьютерной грамотности младших школьников на уроке математики.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в младшей школе.
Предмет исследования: приёмы и методы на уроке математики при обучении младших школьников компьютерной грамотности.
Задачи:
1.Провести анализ понятия компьютерная грамотность младших школьников.
2.Изучить процесс формирования компьютерной грамотности посредством урока математики.
3.Описать организационно – педагогические условия формирования компьютерной грамотности у младших школьников на уроках математики.
4.Предложить методические рекомендации по формированию компьютерной грамотности у младших школьников на уроках математики
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, эксперимент.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования компьютерной грамотности у младших школьников
1.1 Анализ понятия компьютерная грамотность младших школьников
Под образовательной средой сегодня понимают психолого-педагогическую реальность и сочетание сложившихся исторических влияний. Это намеренно созданные педагогические условия и обстоятельства, которые направлены на формирование и развитие личности младшего школьника. Можно говорить о том, что – это специфичное системно образованное пространство, в котором реализуется взаимодействие субъектов образовательного процесса. Прежде всего, речь идёт об учителе начальных классов и младших школьниках.
Под компьютерной грамотностью сегодня понимают способность эффективно использовать компьютеры и связанные с ними технологии. Уровни квалификации компьютерной грамотности могут варьироваться от элементарного использования до компьютерного программирования и продвинутого решения проблем. Это системная совокупность знаний и умений, которая необходима человеку для жизнедеятельности и профессиональной деятельности в информационном и компьютеризированном обществе [14]. Термин «компьютерная грамотность» чаще всего понимается как владение навыками работы с компьютером. Речь идёт об использовании компьютера, мыши, работа с текстом и др. Часто отождествляют понятия компьютерная грамотность и информационная грамотность, под которой понимают работу непосредственно с информацией: поиск, понимание, оценку, взаимодействие и др.
По мнению С.А. Христочевского, компьютерная грамотность - это системная совокупность знаний и умений, необходимых человеку для использования компьютера в качестве орудия интеллектуального труда в компьютеризированном обществе. Чаще всего речь идёт об уровне элементарной компьютерной грамотности. Субъект приобретает минимальный набора знаний, навыков и приемов работы на персональном компьютере. В учебно – воспитательном процессе очень важно приобретение необходимых и достаточных знаний в области информационных технологий и владение наиболее общими способами деятельности. В этом случае речь уже идёт о функциональном уровне владения компьютерной грамотностью.
Математическое образование во все времена занимало, и будет занимать ведущее место в любой системе образования. В системе общего образования оно также занимает одно из центральных мест. Это, безусловно, определяется его большой практической значимостью и необходимостью в целостной образовательной среде. Математика – это, прежде всего, составная часть человеческой культуры и фундамент политехнического образования. Это ключ к познанию окружающего мира и база научно-технического прогресса [3].
В традиционной образовательной среде наблюдалось чёткое разграничение между точными и гуманитарными науками. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к расширению сферы применения математических методов к традиционно гуманитарным областям, в частности, к истории, литературе, психологии и др. Исследователи сегодня говорят о гуманитаризации самой математики. Это тоже можно отнести к устойчивой тенденции современности, поскольку, ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики [6].
Математика даёт людям не только математические знания и необходимые практические умения. Математика позволяет человеку развить все его интеллектуальные качества. Благодаря математике развивается формально – логическое мышление человека. Чем больше человек владеет математическими методами расчёта, тем более структурированным становится его мышление в целом. Педагогам практикам хорошо известно, что далеко не всем ученикам удаётся глубоко овладеть математическими умениями и навыками. Это зависит от многих причин, в том числе от личностного потенциала субъекта, но практика показывает, что при желании, обучить математике человека, который этого желает, вполне реалистично. К этому необходимо стремиться, поскольку, качественное математическое образование необходимо каждому человеку для успешной жизни в современном обществе [5].
Можно уверенно говорить о том, что овладение математическим содержанием является одним из ключевых ресурсов, которое обеспечивает сегодня основу инновационного образования. Для большинства людей именно школьное математическое образование даёт возможность приобщиться к математической культуре. Обучение математике осуществляется практически по одним и тем же программам, но при этом, далеко не все те, кто обучается, имеют одинаковые достижения в этой области.
В настоящее время разработана и действует Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Её ведущая цель – вывести российское математическое образование на лидирующие позиции в мире. Это необходимо по многим причинам. Математика используется во многих прикладных областях и чтобы качественно овладеть содержанием всех этих областей, необходимо хорошо владеть математикой. Концепцией предусмотрена модернизация содержания учебных программ по математике практически на каждой образовательной ступени. Это необходимо для того, чтобы обеспечить преемственность содержания основных образовательных программ, начиная от дошкольных образовательных организаций и заканчивая вузом [22].
В математическом образовании сегодня есть установка следующего содержания: «нет неспособных к математике детей». Это можно рассматривать как требование к учителю, который должен владеть всеми необходимыми современными методиками и технологиями, которые позволят до каждого ученика донести содержание математики на уровне средней общеобразовательной школы.
Современная образовательная среда сегодня функционирует в условиях требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для каждой образовательной ступени. ФГОС рассматривает реализацию системно – деятельностного и личностного ориентированного подхода как альтернативу традиционному образованию. Это значит, что индивидуализация образования должна решить проблемы каждого отдельно взятого ученика. Для этого необходимо повышать качество работы учителей и преподавателей математики на всех ступенях образования. Особое внимание следует обращать на школьников, которые имеют устойчивую учебную мотивацию к математике и демонстрируют математические способности. Можно уверенно говорить о том, что без высокого уровня математического образования граждан невозможно выполнение поставленных задач по созданию инновационной экономики. Именно от этого зависит, случится или нет, технологический рывок в нашей стране. Страна имеет богатейший опыт в математическом образовании и математической науке. Этот опыт был накоплен в традиционной образовательной системе в 1950-1980 годах.
Сегодня в образовательной среде существует много нового, в частности, информационные технологии, моделирование в различных отраслях экономики, биомедицина, прогнозирование природных и техногенных катастроф и др. Ни одно из этих направлений не сможет обойтись без математики. Как и в любой другой отрасли, здесь есть свои актуальные проблемы, которые необходимо решать. Учителя практики часто жалуются на отсутствие у современных школьников учебной мотивации к математике. Это вероятно связано с недооценкой значимости современного математического образования. Не исключено также, что учебные программы по математике сильно перегружены содержанием, которое нельзя назвать необходимым и достаточным. На каждый дидактический (учебный) материал должны быть разработаны методические и контрольно – оценочные средства, что часто отсутствует в образовательной практике. Многое содержание в дисциплине морально устарело и не соответствует заданиям промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки школьников. Содержание часто оторвано от жизни и бывает нарушена его преемственность при переходе с одного образовательного уровня, на другой. Недостаточно учитываются потребности будущих специалистов в математических знаниях и методах.
Можно много говорить о факторах, которые непосредственно влияют на успеваемость современных учеников. При этом нельзя делать поспешных суждений и выводов, которые могут отрицательно сказаться на существующей системе математического образования. Необходимо проводить исследования по разным образовательным направлениям, связанным с математическим содержанием. Российские школьники продолжают занимать ведущие призовые места на международных олимпиадах по всем фундаментальным наукам. Эти школьники действительно являются избранными и одарёнными. Но нельзя забывать о том, что овладеть математикой должны все школьники, не смотря на то, что математика является одной из самых сложно осваиваемых дисциплин школьного общеобразовательного цикла.
У многих школьников математика вызывает уныние и чувство неудовлетворённости. Причины этого могут быть различны, важно лишь отметить, что до определённого этапа достаточно многое зависит от родителей школьников, которые не всегда бывают в курсе того, что их ребёнок испытывает проблемы. Чтобы решить проблему – необходимо провести исследование. Многие современные педагоги сегодня владеют опытом исследовательской работы. Они сами в состоянии провести ту, или иную диагностику, которая позволит им достаточно объективно определить причины неуспеваемости школьников по математике.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Виситова, Л. С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе [Текст] / Л. С. Виситова // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - М.: Буки-Веди, 2015. - с. 6-8.
2. Виситова, Л. С. Инновационные методы преподавания в начальной школе / Л. С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2016. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 13.06.2023).
3. Волкова, Л.В. Современные подходы к пониманию образовательной среды Л.В. Волкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 16-20. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 13.06.2023).
4. Дидковская, Н. Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н. Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 13.06.2023).
5. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута в начальной школе / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 13.06.2023).
6. Занина, Л.В. возможности проектной технологии на уроках математики в начальной общеобразовательной школе / Л.В. Занина. – электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ.конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной;Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 60-64. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 13.06.2023).
7. Кузьмина, Н.В. Понятие педагогическая система и критерии ее оценки [Текст] / Н.В. Кузьмина. – М., Инфра-М. - 2008. – 234 с.
8. Макклелланд, Д. Мотивация человека [Текст] / Д. Макклелланд. - Питер, 2007. – 672 с.
9. Нарыкова, Г.В. Организация развивающей образовательной среды начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Г.В. Нарыкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 131-135. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 13.06.2023).
10. Организация развивающей образовательной среды в начальной школе: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 13.06.2023).
11. Павлюченко, О.А. Инновационные формы и методы работы с детьми раннего возраста в условиях введения ФГОС.- 2017. - Текст: непосредственный https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/292506-innovacionnye-formy-i-metody-raboty-s-detmi-r (дата обращения: 13.06.2023).
12. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 13.06.2023).
13. Сластенин, В.А. Педагогика. Инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2007. - 567 с.
14. Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования [Текст] / сборник материалов конференции. – Нефтекамск: ИМЦ, 2013. – 53 с.
15. Суслова, Ю.Г. внедрение исследовательского образовательного модуля в практику начальной школы / Ю.Г. Суслова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 156-160. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF
16. Система Л.В. Занкова: развитие, творчество, достижения: материалы межрегион. научно-практич. конф., посвященной 60-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова [Текст] / под ред. О.Н. Нагаевой. - Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2017. – 109 с.
17. Степанов, П.В. Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях [Текст] / П.В.Степанов // Сибирский педагогический журнал, 2017. No 2. С. 121–128.
18. Черникова, Н.А. Основные направления педагогических исследований оптимизации процесса обучения [Текст] / Н.А. Черникова // Модернизация профессионального образования в условиях интеграции: проблемы обеспечения качества. - Изд-во СибАДА, 2005. - С. 48-50.
19. Шамис, В.А. Активные методы обучения [Текст] / В.А. Шамис // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2011. – No 14. – С. 19 - 23.
20. Шахмартова, О.М. Активные методы обучения [Текст] / О.М. Шахмартова. – Пенза: ПГПУ им. Белинского, 2011. – 131 с.
21. Шаркова, С.А. Включение учителя и учащихся в творческую деятельность – основной путь развивающего обучения. Материалы межрегион. научно-практич. конф., посвященной 60-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова [Текст] / С.А. Шаркова. - под ред. О.Н. Нагаевой. Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2017.- С.28-34.
22. Шашурина, М.П. Элементы системы Л.В. Занкова в дистанционном обучении детей с ОВЗ. материалы межрегион. научно-практич. конф., посвященной 60-летию системы развивающего обучения Л.В. Занкова [Текст] /М.П. Шашурина. - под ред. О.Н. Нагаевой. Обл. гос. бюдж. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2017. – С.87-93.
23. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. — 365 с.
24. Ячменникова, Т.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / Т.С. Ячменникова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. No5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 13.06.2023).
25. Якушко, В.М. Современные технологии формирования познавательного интереса в учебной деятельности учащихся младших школьников// начальная школа. 2016 - No 11- С.104-110 [Электронный ресурс] http://storytelling-ru.livejournal.com/ (дата обращения: 13.06.2023).