Фрагмент для ознакомления
2
Хореографическое искусство вступает в современную формацию танца, испытывая неизбежное влияние авангардных современных те¬чений в своей области. Однако танец своими генетическими корнями издревле был признан утверждать и воспитывать в человеке гармониче¬ское единство телесного и духовного, отражать душу и сердце человека. Это всегда было присуще как самобытное свойство российскому танцу, тесно связанному и унаследованному от народной хореографии, духовно нравственных ценностей.
Цель исследования - выявить основные направления педагогической работы хореографических коллективов в современной социальной политике.
Объект исследования - процесс педагогической работы хореографических коллективов в современной социальной политике.
Предмет исследования - педагогическая работа хореографического коллектива в современной социальной политике.
Задачи:
1. Рассмотреть историю становления хореографии.
2. Выделить проблему использования средств современного танца в детском хореографическом творчестве.
3. Изучить эффективные педагогические методы развития музыкальности студентов-хореографов средствами бального танца.
4. Выделить влияние хореографического искусства на гармонизацию личности.
Информационную и теоретическую базу исследования составили работы по педагогике, психологии, менеджменту, искусству хореографии.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по тем исследования.
Глава 1. Особенности педагогической работы хореографических коллективов в современной социальной политике
1.1. История становления хореографии
Для современной танцевальной сцены характерен растущий интерес к истории танца и ее (пере)осмыслению. Исследователь современного танца А. Лепеки называет данную тенденцию «волей к архивированию», что подразумевает активное обращение к архивным материалам, рекон-струкции и воссозданию спектаклей прошлого и предполагает единство теоретической и практической деятельности [28].
Анализируя спектакли современного танца последних десятилетий, можно выделить два основных подхода в работе с танцевальным насле-дием. Первый выражается в стремлении воссоздать хореографический текст, максимально приближенный к оригиналу. Данный подход нашел воплощение в многочисленных реконструкциях произведений А. Дун¬кан, О. Шлеммера, М. Вигман, Г. Палукки, К. Йосса, М. Грэм, Х. Ли¬мона и др. В этом случае неизбежно возникает вопрос: насколько точно сегодня можно восстановить текст, стилистику и особенности исполни¬тельской манеры, свойственные танцевальному образцу прошлого? Тело танцовщика в начале XX века и в наши дни абсолютно разное.
Как бы ни стремился современный артист соответствовать оригиналу, он будет не¬произвольно вносить в исполнение собственные эстетические, эмоцио¬нальные и соматические нюансы. В частности, историк танца Й. Ши майда отмечает, что «в танцевальном искусстве трудно найти большое количество реконструкций, точно соответствующих оригиналу (в от¬личие от тех, которые основаны на какой-нибудь вдохновляющей идее, переработке или ремиксах)» [24, с. 64]. По мнению критика Е. Сафро¬нова, реконструкция всегда подразумевает реинтерпретацию: «Стрем¬ление к поглощению прошлого меняет сущность произведения. Рекон¬струкция или принцип воссоздания меняет его интенцию и темпораль¬ную структуру» [21, с. 102].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Блок, Л. Д. Классический танец. История и современность / Л. Д. Блок. — Москва : Искусство, 1987. — 556 с.
2. Григорович, Ю. Торжество порядка над произволом / Ю. Григорович. — Текст : не¬посредственный // Аргументы и факты. — 2005. — № 30.
3. Лихачев, Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре / Д. С. Лихачев. — Санкт-Петербург : СПбГУП, 2015. — 532 с.
4. Галичанин, А. Е. Классический танец в современной России: парадигмы разви¬тия / А. Е. Галичанин. — Текст : непосредственный // Балет. — 2020. — № 2. — С. 44-45.
5. Ирхен, И. И. Образование в области культуры и искусств в условиях реформируе¬мой России: состояние и тенденции / И. И. Ирхен. — Текст : непосредственный // Вест¬ник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2010. — № 3 (35). — С. 122-129.
6. Ирхен, И. И. Художественное образование в России: системы, динамика, векторы = Artistic education in Russia: systems, dynamics, vectors : [монография] / И. И. Ирхен. — Мо¬сква : Искусство в школе, 2008. — 224 с.
7. Реан, А. А. Психология и педагогика : учебное пособие для студентов вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — Санкт-Петербург : Питер, 2010. — 432 с.
8. Хореографическое искусство № 1121 от 16 ноября 2017 года (ред. от 26.11.2020). — Текст : электронный // Портал Федеральных государственных образо¬вательных стандартов высшего образования : [сайт]. — URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/ FG0S%20V0%203++/Bak/520301_B_3_15062021.pdf
9. Васенина, Е. В. Российский современный танец: генезис и специфика. На приме¬ре спектаклей, показанных на московской сцене в 1990-2010 гг. : диссертация на соис¬кание ученой степени кандидата искусствоведения / Е. В. Васенина. — Москва, 2019. — Текст : непосредственный.
10. Гордеева, Т. В. Возникновение культурного мира отечественного современного тан¬ца / Т В. Гордеева. — Текст : непосредственный // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. — 2018. — № 3 (56). — С. 60-74.
11. Никитин, В. Ю. Танец как социокультурный феномен. Три лика Терпсихоры / Ю. Никитин. — Текст : непосредственный // Вестник МГУКИ. — 2014. — № 6 (62). — 292-298.
12. Современный танец. — Текст : электронный // Академия танца Бориса Эйфмана : [сайт]. — URL: https://eifmanacademy.ru/ru/about/soderzhanie-obrazovaniya/modern/
13. Выготский, Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции / Л. С. Вы¬готский. — [5-е изд., заново свер. с ориг., испр. и доп.]. — Москва : Лабиринт, 1998. — 413 с.
14. Громов, Ю. И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера / Ю. И. Громов. — [2-е изд., испр.]. — Санкт-Петербург : Лань, 2011. — 250 с.
15. Рефлексивный подход к психологическому обеспечению образования : [сборник статей]. — Москва ; Ярославль : Ремдер, 2004. — 240 с. — Текст : непосредственный.
16. Теплое, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. — Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947. — 335 с.
17. Сафронов, Е. Терпсихора в очках: о перформансе и мнемоническом жесте / Е. Саф¬ронов. — Текст : непосредственный // Художественный журнал. — 2017. — № 103. — С. 101-109.
18. Сидельникова, М. У танца женское лицо / М. Сидельникова. — Текст : электрон¬ный // КоммерсантЪ. — 2022, 20 марта. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/5269641
19. Танц-кооператив «Айседорино горе». Советский жест. — Текст : электронный // Музей «Гараж». — URL: https://garagemca.org/event/dance-cooperative-isadorino-gore-so- viet-gesture
20. Шимайда, Й. Возвращение в прошлое: феномен реконструкции в современном хо¬реографическом искусстве / Й. Шимайда. — Текст : непосредственный // Белорусский балет в мировом пространстве / составитель С. И. Улановская. — Минск : Белорус. гос. акад. музыки, 2018. — С. 63-69. — (Науч. труды Белорус. гос. акад. музыки ; Вып. 45).
21. Гиршон, А. Танцевальная импровизация: за пределами терапии? / А. Гиршон. — URL: http://girshon.ru/article/tantsevalnaya-improvizatsiya-za-predelami-terapii-primenenie- tehnik-tantsevalnoj-improvizatsii-v-psihoterapevticheskom-kontekste/?ysclid=ldlmnywo- 15796530026
22. Запора, Р. Импровизация присутствует / Р. Запора ; перевод А. Гиршона. — Текст : непосредственный // Альманах 1. — 2012.
23. Тимошенко, О. Е. Работа с импровизацией по системе Уэйна Мак-Грегора «Созна¬ние и движения» / О. Е. Тимошенко. — Текст : непосредственный // Театр. Живопись. Ки¬но. Музыка. — 2018. — С. 99-118.
24. Царегородцева, К. А. Влияние интеграции учебной и сценической практики на фор¬мирование профессиональной компетентности будущего артиста балета / К. А. Царего¬родцева. — Текст : непосредственный // Казанский педагогический журнал. — 2016. — № 6 (119). — С. 64-68.
25. Заикин, Н. И. Русский народный танец : [учебное пособие] / Н. И. Заикин, Н. А. Заи- кина. — Орел : ОГИК, 2016. — Ч. 6. — 117 с.
26. Климов, А. А. Основы русского народного танца / А. А. Климов. — Москва : МГИК, 1994. — 317 с. — Текст : непосредственный.
27. Танец в диалоге культур и традиций : XII Межвузовская научно-практическая кон¬ференция, 24 февраля 2022 г. — Санкт-Петербург : СПбГУП, 2022. — 112 с.
28. Устинова, Т. А. Беречь красоту русского танца / Т А. Устинова. — Москва : Мол. гвардия, 1959. — 267 с.