Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Обучение - это свет, который все-ляет в человека уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести это доверие помогают различные типы учебных заведений, одним из которых яв-ляется школа. Однако часто приходится слышать фразы учеников, которые выражают свое отвращение к домашним заданиям и даже к посещению шко-лы. Некоторые дети не стремятся расширять свои знания: они пассивны в классе. Им больше нравятся занятия, не связанные со школой. Ребенок, кото-рый ходит в школу, надеется на признание и ожидает, что заслужит любовь и уважение учителей и одноклассников. Разрушение этого яркого оптимизма - самая большая проблема обучения. Ребенок приходит в школу, полный же-лания учиться. Почему он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы преподавания? Какую роль в этом играет учитель? Может ли учитель развить у учащихся интерес к процессу обучения и с его помощью?
На эти и многие другие вопросы ответили не только наши современни-ки, но и педагоги прошлых лет. К.Д. Ушинский рассказал о том, как лучше организовать воспитание детей. В своей педагогической работе «Труд в его психическом и педагогическом значении» К.Д. Ушинский отмечал: «Ум-ственный труд ученика, успехи и неудачи в учении - это его духовная жизнь, его внутренний мир, пренебрежение которым может привести к печальным результатам. Ребенок не только чему-то учится, усваивает материал, но и пе-реживает свою работу, выражает личное отношение к тому, в чем он пре-успевает и в чем терпит неудачу».
В этой работе К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех под-держивает интерес ученика к учебе. И интерес к обучению появляется только тогда, когда появляется вдохновение, порожденное успехом в получении знаний. Ребенок, который никогда не признавал радости от работы в учебе и не гордился тем, что трудности преодолены, теряет желание учиться.
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в образова-тельной деятельности, должны вызывать у учащихся интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение должно стать школой радости. Ра-дость от учебы, радость от творчества, радость от общения. Это определяет основную цель деятельности учителя: создать ситуацию успеха для каждого ученика.
Один из самых известных американских ученых, психолог, психотера-певт и педагог, разрабатывающий методики педагогического общения с деть-ми, У. Глессер также убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Он стремится глубже изучить проблему удовлетворения глубоких психологических потребностей ребенка в образовательной среде. В. Глессер убежден, что если ребенок преуспевает в школе, то у него есть все шансы добиться успеха в жизни.
Доктор А.С. Белкин придает большое значение созданию ситуаций для достижения успеха. Он твердо убежден в том, что трудно надеяться на «светлое будущее», когда ребенку не хватает уверенности в себе. Одно не-осторожное слово, один неосторожный шаг учителя могут сломать ребенка так, что потом никакие педагогические ухищрения не помогут.
Многие из наших современников считают, что учащегося тянет к знани-ям, когда он нуждается в обучении, когда им движут здоровые мотивы и ин-тересы, связанные с успехом.
В.А. Сластенин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную ак-тивность учащихся. Он видит дифференцированный подход в определении содержания задания и характера помощи учащимся в его выполнении как надежного способа создания ситуации успеха.
Создание ситуаций успеха, по мнению Г.А. Цукермана, приводит к со-трудничеству между учителями и учениками.
В концепции А.С. Смирнова основной целью педагогического процесса рассматривается создание условий для максимально возможного развития способностей ребенка, формирование у него внутреннего психологического спокойствия и уверенности в себе. А.С. Смирнов выделил следующие прин-ципы организации воспитательной деятельности: отношение к ребенку как к субъекту, формирование стиля личных отношений, создание положительного эмоционального фона. В школе ребенок должен чувствовать себя в безопас-ности и защищенности, но это становится возможным, когда у учеников по-является постоянное чувство выполненного долга.
Учитель должен создать источник внутренней силы ребенка, дающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Учитель должен со-здавать условия, в которых ребенок чувствует себя уверенно и внутренне удовлетворенным; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. И для этого нужно создать ситу-ации для достижения успеха.
Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, повышению продуктивности учебной работы и помочь учащимся реализовать себя как полноценную личность.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы иссле-дования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой те-ме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Объектом исследования является успешность обучения школьника.
Предметом исследования является влияние успеха на мотивацию и ре-зультаты обучения школьника.
Цель исследования является выявление влияния успеха на мотивацию и самооценку школьников.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть сущность понятия «успех» в педагогике и его компонен-ты;
- изучить влияние успеха школьника на эффективность обучения;
- детально проанализировать факторы, влияющие на успех школьника, и приемы создания ситуации успеха;
- проанализировать опыт работы учителей по созданию ситуаций успеха для школьников;
- рассмотреть проект классного часа об успехе человека.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы бы-ли использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изу-чение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистиче-ский анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, учебники по психологии и преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:»Политиздат», 1989.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В. Г. Асеев. – М. : Прогресс, 2006. – 267 с.
3. Бариляк, И. А. Особенности мотивации учебной деятельности детей школьного возраста, обучающихся в новых социально-экономических усло-виях : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 [Текст] / И. А. Бариляк. – СПб., 2002. – 19 с.
4. Белкин А. С. Ситуация успеха – путь к сотрудничеству. Екатерин-бург, 2005.
5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? [Текст] М.: Просвеще-ние , 1991-196 с.
6. Бирюков, С. М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников [Текст] / С. М. Бирюков // Начальная школа. – 1999. – № 10. – С. 23-43.
7. Бланк, Т. В. Формирование положительной мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников [Текст] / Т. В. Бланк // Начальное обучение и воспитание: научно-методический журнал. – 2009. – № 16. – С. 2-9.
8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Бо-жович. – Воронеж: Модэк, 2008. – 563 с.
9. Быкова, Е. А. Формирование мотивации учения в младшем школь-ном возрасте [Текст] / Е.А. Быкова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – № 3. – С. 84-92.
10. Выгодина, М. В. Мотивация как фактор успешной учебной дея-тельности младшего школьника [Текст] // Творчество субъекта познания, об-щения и деятельности / Под ред. В. С. Агапова, М. М. Мишиной, М. И. Плу-гиной. – М., 2015. – С. 119-124.
11. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005. – 1136 с.
12. Гани, С. В. Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости [Текст] / С. В. Гани и В. А. Гани // Актуальные вопро-сы современной науки. – 2009. – № 8. – С. 67-72.
13. Горчакова, Е.Б. Исследование мотивационной сферы личности с позиций системного подхода [Текст] / Е.Б. Соловьева // Труды Дальневосточ-ного гос. техн. ун-та. – 2003. – № 135. – С. 111-114.
14. Грекова, В.А. Психология учебной мотивации обучающихся. Учебная мотивация: основные теории и подходы [Текст] / В.А. Грекова // Се-веро-Кавказский психологический вестник. – 2010. – № 6-3. – С. 46-52.
15. Домрачева, С.А. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников [Текст] / С.А. Домрачева, Д.С. Кононова // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2016. – № 9. – С. 86-90.
16. Елфимова, Н. В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников [Текст] / Н. В. Елфимова. – М. : Издво МГУ, 1991. – 108 с.
17. Жаворонкова, Ю. М. Мотивация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста / Ю. М. Жаворонкова, И. А. Кильмасова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2017. – № 2. – С. 18-22.
18. Иванова, О. Ю. Психологические причины неуспеваемости школьников [Текст] / О. Ю. Иванова // Вестник Российского нового универ-ситета. – 2006. – № 10. – С. 81-85.
19. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002 – 512 с.
20. Ильин, Е. П. Психология для педагогов [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. – 640 с.
21. Казорина, А. А. Формирование учебной мотивации младших школьников [Текст] / А. А. Казорина, Л. Л. Парфенова. – Барнаул, АлтГПА, 2013. – 403 с.
22. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] / Е. Н. Каменская. – М. : Феникс, 2008. – 206 с.
23. Коротаева, Е. В. О ситуации успеха в учебной деятельности [Текст] / Е. В. Коротаева // Русский язык в школе. – 2003. – № 1. – С. 30–34.
24. Ларионова И.А. Ситуация успеха как фактор развития отношений сотрудничества в системе «Учитель–ученик» в педагогической деятельности: монография. Екатеринбург,1997.
25. Макаров, В. А. Особенности структуры учебной мотивации под-ростков [Текст] / В. А. Макаров // Вестник Московского ун-та МВД России. – 2008. – № 1. – С. 63-67.
26. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 1983. – 296 с.
27. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М. В. Матюхина. – М. : Педагогика, 2008. – 144 с.
28. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. – М. : Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
29. Пирмагомедова, Э. А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на ее развитие [Текст] / Э. А. Пирмагомедова, А. Т. Нагиева, Г. К. Сулейманова. – 2015. – № 2. – С. 110-112.
30. Сёмкин А.В., Мусина Н.Ж» Успех - сущность, функции, формы, компоненты». Наука и реальность / science & reality № 2(6) • 2021
31. Сергеева, Б. В. Педагогические условия формирования самооцен-ки в младшем школьном возрасте [Текст] / Б. В. Сергеева, Т. К. Габелия // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. – М., 2016. – С. 9-12.
32. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/11/14/iz-opyta-raboty-razvitie-motivatsii-v-uchebnoy