Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Устная и письменная речь играет важную роль в жизни человека. Правильная речь способствует развитию мышления, помогает хранить, сохранять и передавать информацию между людьми, получать новые знания, совершенствовать и развивать личность. Одной из основ формирования и развития речи является фонематический слух.
Понятийно-терминологический словарь логопеда Селеверстовой со-держит определение: фонематический слух - это способность человека анали-зировать и синтезировать звуки речи, то есть слух, обеспечивающий восприя-тие фонемы определенного языка. Понятие «фонема» было введено Л.С. Вы-готским в 30-х годах 20 века. Фонема - это не просто звук, это значимый звук, звук, который не утратил своего значения, известная единица с минимальным первичным свойством, присущим языку в целом.
Л.С. Выготский обращает внимание на то, что фонема воспринимается и осуществляется как фонема на базе фонемы, то есть восприятие фонемы про-исходит только на фоне человеческой речи, поэтому и был введен термин «фонематический слух». Л.С. Выготский включает в фонематический слух следующие компоненты: 1) способность слышать, присутствует ли опреде-ленный звук в слове или нет; 2) способность различать слова, содержащие одни и те же фонемы, расположенные в разном порядке; 3) способность раз-личать близкие по звучанию, но разные по значению слова.
Таким образом, благодаря фонематическому слуху у ребенка формиру-ется правильная устная речь, в дальнейшем человек овладевает процессами фонематического анализа и синтеза, необходимыми для изучения алфавита. Фонематический анализ - это мыслительный процесс различения отдельных фонем. Фонематический синтез - это мыслительный процесс соединения ча-стей в единое целое. На развитие фонематического слуха у детей влияет со-стояние корковой организации головного мозга.
Проблемой развития фонематических процессов на основе корковой организации у детей занимались следующие исследователи: Т.Б. Филичева, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин и другие.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой те-ме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия проведения оценки корко-вой организации фонематического слуха у детей.
Объектом исследования является оценка корковой организации фоне-матического слуха у детей.
Предметом исследования является корковая организация фонематиче-ского слуха у детей.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для оценки корковой организации фоне-матического слуха у детей.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть значение фонематического слуха;
- изучить этапы развития фонематического слуха;
- детально проанализировать высшие корковые функции;
- проанализировать оценку корковой организации фонематического слуха у детей.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы фонематического слуха. Этапы развития
1.1 Значение фонематического слуха
У человека есть три типа слуха. Физический (физиологический) слух позволяет воспринимать различные звуки в широком диапазоне громкости - от шума падающих листьев до раскатов грома. С помощью физического слу-ха мы также воспринимаем городские звуки: автомобильный сигнал, стук ко-лес поезда, скрип дверей и многое другое.
Музыкальный слух позволяет нам слушать музыку и наслаждаться ею. Слуховое восприятие позволяет понимать речь, чувствовать интонации и от-тенки сказанного.
Неречевой и речевой слух - две независимые формы слуховой системы. Неречевой слух - это способность ориентироваться в неязыковых звуках, то есть в музыкальных тонах и звуках. Речевой слух - это способность слышать и анализировать звуки языка (родного или другого), на котором говорят. Это самый важный стимул для формирования нормализованного произношения. Фонематический и фонетический слух (вместе они составляют речевой слух) не только обеспечивают усвоение и оценку речи другого человека, но и поз-воляют контролировать свой собственный язык. Фонетический слух, или «чувствительность к звуку» (по терминологии психолога А.А. Люблинской), выполняет «отслеживание непрерывного потока слогов». Произношение, не характерное для этого языка, фонетическая служба оценивает как неправиль-ное.
В Большом психологическом словаре (сост. Зинченко В., Мещеряков Б.) фонематический слух указывается как способность личности анализиро-вать и синтезировать звуки речи, то есть слух, воспринимающий фонемы определенного языка.
Фонематический слух - это способность человека распознавать звуки речи, представленные фонемами определенного языка. Формирование фоне-матического слуха происходит у детей, когда они воспринимают устную речь других и одновременно произносят собственные слова в соответствии с вос-принимаемыми образцами, которые используются для выделения и обобще-ния дифференциальных характеристик фонем [12].
Фонематический слух выполняет операции по различению и распозна-ванию фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Каждый язык харак-теризуется своими собственными фонематическими особенностями, которые определяют звуковую структуру языка. В каждом языке некоторые звуковые знаки выступают в качестве отличительных значений, а некоторые - как несу-щественные для данного языка. Следовательно, в русском языке фонемы - это все гласные (а, у, и, е, о), их ударение; длительность или высота звука незна-чительны. Для согласных звуков значимыми отличительными признаками яв-ляются тональность-глухота, твердость-мягкость. Таким образом, смена гласных или их ударения (пить-петь, мýка-мукá) и смена согласных их глухо-той-звучностью (палка-балка) или твердостью-мягкостью (пыл -пыль) меня-ют значение русского слова. Способность различать эти звуковые признаки называется речевым или фонематическим слухом (применительно к русскому языку).
Фонематический слух - очень важное понятие для овладения языком, а затем и письменной грамотностью. Это включает в себя точность слухового восприятия, распознавание звуков, акустический анализ речи. Когда ребенок воспринимает речь, он сталкивается с множеством звуков в своем потоке: фо-немы в речевом потоке изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в последовательности слогов, образуют непрерывные ком-поненты. Он должен отличать фонему от них, одновременно отвлекаясь от всех звуковых вариаций одной и той же фонемы и идентифицируя ее по по-стоянным (инвариантным) отличительным признакам, с помощью которых одна фонема (как языковая единица) противопоставляется другой. Если ребе-нок не выучит это, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет распознать его как идентичное. Таким образом, в процессе речевого развития у ребенка развивается фонематический слух, поскольку, по мнению Н.И. Жинкина, без него невозможно воспроизводить речь [19].
Следовательно, фонематический слух является необходимой основой для понимания смысла сказанного. Если языковая дифференциация не сфор-мирована, ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, записывает) не то, что ему было сказано, а то, что он услышал.
В анатомо-физиологическом механизме различения фонем основная роль принадлежит слуховой зоне коры головного мозга, расположенной в задней трети верхней височной извилины левого полушария (центр Вернике). Его поражение или недоразвитие приводит к неспособности человека разли-чать звуки речи (к сенсорной афазии или алалии). В процессе освоения фоне-матической системы родного языка задействованы речевой звуковой и ре-чедвигательный анализаторы. Поэтому при воспроизведении звука очень важно следующее:
- Слух и фонематическое восприятие;
- Моторика речевого аппарата, то есть подвижность речевых органов.
Слушание - непременное условие для формирования речи. Ребенок начинает говорить, потому что слышит речь других.
Но даже при нормальном слухе у детей наблюдается нарушение слуха. Это вызвано либо нарушением артикуляционного аппарата, либо недостаточ-ным развитием фонематического восприятия, либо нарушением двигательной функции и фонематического восприятия.
Фонематическим восприятием называют особые мыслительные дей-ствия, направленные на различение фонем (звуков речи) и установление зву-ковой структуры слова. Он включает в себя два компонента: фонематический слух и элементарный звуковой анализ. Из-за фонематического восприятия, которое развивается на основе фонематического слуха, звуки речи различа-ются в зависимости от вашего слуха.
Фонематическое восприятие является ключом к произнесению звуков, построению правильной слоговой структуры слов (даже при отсутствии спо-собности произносить все звуки ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» – «ти-ти-та»), основой для легкого овладения языком.
Нарушения фонематического восприятия приводят к смешению звуков и заменам, которые могут повлиять на написание в будущем. Без достаточно точного формирования основ фонематического восприятия невозможно фор-мирование его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные фонемы различных звуковых комплексов [12].
Формирование этих процессов гарантирует правильное произношение звуков, слоговую структуру слова и влечет за собой более легкое овладение грамотностью и письмом.
Фонематический слух формируется у ребенка, когда он учится пони-мать устную речь как основную форму речевой деятельности. Овладению фонематической структурой речи предшествуют другие формы речевой дея-тельности - устная речь, письмо, чтение, поэтому фонематический слух явля-ется основой всей сложной системы речи.
Выделяются следующие возрастные нормы развития фонематического слуха:
- Первый год жизни: ребенок рождается с врожденной чувствительно-стью к шуму. К третьей или четвертой неделе жизни у ребенка появляется не только сильный звук, но и концентрация слуха на речи взрослого. В возрасте двух месяцев ребенок начинает слышать более тихие звуки. В возрасте трех месяцев появляется способность находить источник звука глазами. В этом возрасте дети, как правило, начинают с удовольствием слушать музыку, по-является анимационный комплекс. Очевидно, что простой сенсорной способ-ности
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бабина Г.В., Грассе Н.А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – С. 174-192.
2. Бадалян Л.О. Детская неврология. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1984. — 576 с.
3. Баженова Ю.А., Мохова Ю.С. Особенности навыков словообразо-вания дошкольников с общим недоразвитием речи. Вестник Мининского уни-верситета. – 2020. – Том 8, № 2
4. Бассетти К., Дэтвайлер К., Мументалер М. Дифференциальный диа-гноз в неврологии. - М.: МЕДпресс-информ, 2010. — 350 с.
5. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб., 2012. – 224 с.
6. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – 270 с.
7. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О.Н. Жовницкая // Начальная школа. – 2015. – № 4. – 58 с.
8. Заркенова Л.С., Ильясова Б.И. Определение уровня сформирован-ности фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Международный журнал эксперимен-тального образования. – 2016. – № 1. – 62 с.
9. Калашникова, И.Л. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников / И.Л. Калашникова // Логопед. – 2013. – № 3. – 107 с.
10. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков: мето-ды и дидактические материалы / В.А. Ковшиков. – СПб.: Каро, 2014. – 128 с.
11. Кора головного мозга. Анатомия, функциональное строение, выс-шие психические функции, синдромы поражения. - https://volynka.ru/Articles/Text/1243
12. Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников. Ро-стов-на-Дону: Феникс. 2014. – 224 с.
13. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – 117 с.
14. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М.: Изд-во МГУ, 1962. — 431 с.
15. Лурия А.Р. Функциональная организация мозга. Печатается по из-данию: Лурия А. Р. Функциональная организация мозга // Естественно-научные основы психологии / Под. ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. М.: Педагогика, 1978. С. 109-139
16. Молодой ученый - 2017 - №40 (174) октябрь – 1. - Казань: Моло-дой учёный. — 196 с.
17. Морис Виктор, Аллан X. Роппер. Руководство по неврологии по Адамсу и Виктору. 7-е изд. – М.: Медицинское информационное агентство, 2006. — 680 с
18. Орган слуха. - https://aurora.ua/ru/sluh/diagnostika-sluha_sluh/organ-sluha.htm
19. Петрухин А.С. Детская неврология. Том 2. - М.; ГЭОТАР- Медиа, 2012, — Т. 2 — 560 с.
20. Повреждение коры головного мозга. - http://umozg.ru/zabolevanie/povrezhdenie-kory-golovnogo-mozga.html
21. Причины возникновения и формы сенсорной афазии. Симптомы заболевания, лечение. - http://onevroze.ru/prichiny-vozniknoveniya-i-formy-sensornoj-afazii-simptomy-zabolevaniya-lechenie.html
22. Слуховая кора. Слуховая функция коры головного мозга. - http://meduniver.com/Medical/Physiology/1003.html
23. Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Под-готовительный этап. Пособие для логопеда. Владос, 2015. – 122 с.
24. Что делать, если ребенок переставляет слоги в словах или путает звуки. - http://www.sibmedport.ru/article/11282-chto-delat-esli-rebenok-perestavljaet-slogi-v-slovah-ili-putaet-zvuki/
25. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зер-нова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.