Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы психофизиологических аспектов процесса чтения при норме и патологиях
1.1. Изучение навыков чтения у детей при норме
Ведущей задачей современной образовательной среды является создание условий для качественного воспитания и обучения детей. Перед образовательными организациями стоят такие важные задачи, как научить ребёнка учиться, научить жить, научить жить вместе. Приоритетной целью обучения детей чтению является формирование навыка техники чтения, с целью развития в дальнейшем его читательской компетенции.
Над проблемами формирования навыков чтения у детей работали исследователи И.Я. Блинов, Б.А. Буяльский, А.И. Долинина, О.В. Кубасова и др. Ими было рассмотрено влияние навыков чтения у субъекта на развитие устной и письменной речи. Чтение представляет собой сложный психофизический процесс. Современный анализ проблемы нарушения чтения основывается на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми.
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, но чтение не может рассматриваться единства письменной и устной речи.
Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Далее происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова. Таким образом осуществляется процесс прочитывания. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание ребёнком читаемого. Специалисты в этом процессе выделяют две стороны:
1.Техническую.
2. Смысловую.
При технической стороне чтения происходит соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением. Смысловая сторона является основной целью чтения. Между этими сторонами существует тесная связь. Понимание читаемого ребёнком определяется характером его восприятия. Исследователь Т.Г. Егоров выделял следующие ступени формирования навыка чтения:
1. Овладение звуко - буквенными обозначениями.
2. Послоговое чтение.
3. Становление синтетических приемов чтения.
4. Синтетическое чтение.
Каждая из этих ступеней характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой. На каждой ступени есть свои трудности и сложности в освоении данного этапа. Основными условиями успешного овладения ребёнком навыком чтения являются:
-сформированность устной речи;
-фонетико - фонематическая сторона (произношение, слуховая дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез);
-лексико-грамматический анализ и синтез;
-лексико-грамматический строй.
Техническая сторона чтения ребёнка предусматривает определённую беглость чтения, правильное дыхание и артикуляция. Для успешного формирования фонетической стороны речи ребёнок должен иметь подготовленный к этому артикуляторный аппарат. При этом, он уже имеет определённую совокупность знаний, умений и навыков, которая позволяет ему не просто бегло читать, но также позволяет отбирать, понимать и организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме. Это позволяет успешно использовать процесс продуктивного беглого грамотного чтения в личных и общественных целях. Каждый ребёнок уже в начальной школе должен осознать себя как грамотный читатель, способный к продуктивному чтению и анализу прочитанного. Читательская компетенция субъекта определяется именно владением техникой чтения и приемами понимания прочитанного и прослушанного [14].
Основными формами представления информации считают:
-текстовую информацию;
-символьную информацию;
-графическую информацию.
Разная информация по-разному воспринимается органами чувств человека. Под лингвистической информацией понимают определённым образом связанных множество сведений и понятий о языке и правилах его функционирования, отражённых в нашем сознании и влияющих на речевое поведение субъекта [11].
Под текстовой информацией понимают определённую последовательность символов, в частности, печатных знаков, которые принадлежат тому, или иному набору символов. Специалистами отмечено, что текстовая и речевая информация запоминается гораздо хуже образной. Возникающие в воображении зрительные образы, под воздействием слов, не такие яркие, как реально воспринимаемые объекты. При этом не все читаемые субъектом слова вызывают зрительные образы в воображении. Отмечено, что некоторая часть текстовой информации вообще не преобразуется в зрительные образы.
При отсутствии образов мозг не в состоянии образовать, какие - либо связи, и, следовательно, не будет возможности такую информацию запомнить. Мозг так же не в состоянии запоминать последовательность текстовой информации. И это ещё одна причина, по которой плохо запоминается текстовая информация, не зависимо от техники чтения. Можно понаблюдать за тем, каким именно образом вспоминается только что прочитанный текст. Как правило, вспоминаются те образы, которые возникали в воображении при прочтении текста. И лишь затем эти образы будут снова преобразованы в речь. Именно с этим связано понятие «умения работы с информацией». Анализ психолого-педагогической и методической литературы раскрывает неоднозначность и многообразие исследуемого понятия информация.
Исследователи признают текстами и текстовой информацией не только монолог, но и диалог, правда лишь в том случае, если он отвечает характеристикам связности и цельности. Связность и артикуляция определяется на трех – пяти – семи последовательных предложениях, но не более. Текстовая информация является отправной точкой исследования. Исследовательский процесс завершает именно текстовое представление итогов аналитической работы. Текстовая информация достаточно разнообразна по форме и содержанию. Так же имеют значение фиксирующие её носители. К примеру, на уроках литературного чтения, согласно требованиям ФГОС НОО младшие школьники должны учиться, не только читать, молча и вслух, но при этом они должны пользоваться умением и способностью читать для того, чтобы находить необходимую информацию. Это необходимо для получения нового знания. Все другие дисциплины ученики осваивают именно за счёт работы со смысловыми текстами [16].
От владения техникой чтения в данном случае зависит очень многое. Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования. При этом чтение является очень важным элементом всех учебных действий и носит универсальный метапредметный характер. В формировании читательской компетентности уроки литературного чтения играют ключевую роль.
Читательская компетентность субъекта будет определяться:
- владением техникой чтения;
-приемами понимания прочитанного и прослушанного;
-умением работать с текстами художественных и нехудожественных произведений разных жанров;
-сформированностью духовной потребности и др.
Большое внимание на уроках литературного чтения уделяют работе с текстом и формируют соответствующую технику чтения. Эта работа направлена на формирование способности младших школьников, применять в жизни полученные знания, умения и навыки, в том числе, универсальные учебные действия, согласно требованиям ФГОС НОО. В рамках начальной школы младшие школьники при работе с текстом должны обладать способностью:
1. Находить необходимую информацию.
2. Интерпретировать прочитанные тексты.
3. Проявлять рефлексию на содержание текста.
Текст необходимо прочитать, определить его основные элементы и найти необходимую информацию. Информация не всегда содержится в тексте в прямой форме. Чтобы правильно находить необходимую информацию, необходимо уметь в содержании выделять главное и второстепенное. Затем необходимо сравнить и противопоставить заключённую в тексте информацию различного характера. Далее следует найти необходимые доводы и сделать соответствующие выводы. После этого можно делать по тесту заключение о главной мысли текста. Рефлексия проводится по отношению к содержанию текста.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. — 256 с.
2. Ахутина, Т.В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции [Текст] / Т.В. Ахутина. – М.: Сфера, 2001. – 156 с.
3. Безруких, М.М. Как писать буквы [Текст] / М.М. Безруких, Т. Е. Хохлова. – М.: Ювента, 2003. – 18 с.
4. Апальков, В. Г. Формирование смыслового чтения. Международный и отечественный опыт (на примере обучения иностранному языку) [электронный ресурс] // Статистика и экономика. — 2014. — № 6 (2). — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/16824462 (дата обращения 15.06.2023).
5. Беккер, Р. Нарушения речи как фактор, обусловливающий затруднения в обучении чтению и правописанию [Текст] / Р. Беккер. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 112 с.
6. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия. [Текст] / Л.И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
7. Богданова, О.В. Учусь говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная логопедическая программа для работы с детьми дома и в детском саду [Текст] / О. В. Богданова. – М.: АСТ, 2009. – 40 с.
8. Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. [Текст] / Т.В. Буденная. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 64 с.
9. Васильева, М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах [Текст] / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская; под. ред. М.С. Васильевой. – М.: Педагогика, 2007. – 89 с.
10. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / Т.В. Волосовец, К Н. Кутепова, М.Ф. Фомичева // под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
11. Волков, С.М. Интервью с Натальей Сметанниковой «Школе нужен методолог чтения» [электронный ресурс] // Литература. — 2008. — № 18 — Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801812 (дата обращения 15.06.2023).
12. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов – М.: АРКТИ, 2006. – 144 с.
13. Горбенко, Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). 2012. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1552/ (дата обращения 15.06.2023).
14. Голд, Е. А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е. А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения 15.06.2023).
15. Григорьева, Т. П. Развитие речи младших школьников / Т. П. Григорьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 289-292. — [Электронный ресурс] - Режим доступа. –URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ ((дата обращения 15.06.2023).
16. Дозморова, Е. В. Проект «Приемы смыслового чтения» [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf (дата обращения 15.06.2023).
17. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Владос, 2004. – 180 с.
18. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева; под ред. Н. С. Жуковой – Екатеринбург: Анталекс, 2002. – 59 с.
19. Карпова, А. А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе / А. А. Карпова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 133-138. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1699/ (дата обращения 15.06.2023).
20. Коник, О.Г. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений младших школьников / О. Г. Коник, С. А. Борцова. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2014/ (дата обращения 15.06.2023).
21. Русецкая, М.Н. Нарушение чтения у младших школьников. Анализ речевых и зрительных причин [Текст] / М.Н. Русецкая. – СПб.: КАРО, 2007. – 192 с.
22. Савка, Л.И. К вопросу о фонетико-фонематическом недоразвитии речи у учащихся начальных классов [Текст] / Л.И. Савка // Дефектология. – 2007. – No 3. – С.20-27.
23. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте [Текст] / Н.Х. Швачкин // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В. И. Яшина. – М., 2000. – С.312-318.