Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития профессиональной культуры педагогов в дошкольном образовании
1.1 Понятие о культуре педагогической деятельности, ее структура
1.2 Педагогическое мастерство
1.3 Культура взаимоотношений воспитателя с детьми и родителями
Глава 2. Условия повышения профессиональной культуры педагогов в дошкольном образовании
2.1 Диагностика уровня культуры педагога
2.2 Изучение эффективности создания условий для повышения профессиональной культуры педагога в ДОУ
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Фрагмент для ознакомления
2
Современное дошкольное образования развивается как открытая и многогранная система, ориентируясь на предоставление высококачественных образовательных услуг семьям с детьми дошкольного возраста. Освещаются проблемы организации педагогической деятельности в детском саду, открывающие новые перспективы в его взаимодействии с семьей и начальным образованием, делается акцент на эффективности процессов социализации и индивидуализации развития личности дошкольника. В связи с этим потребность в учителе становится все более актуальной: профессионале, способном самостоятельно принимать ответственные решения, учитывая общее состояние системы образования, учитывая меняющиеся социально-экономические условия. Интенсивное обновление и модернизация образовательного процесса системы дошкольного образования в последние десятилетия объективно повысили планку профессиональных требований к педагогам.
В современных условиях конкурентоспособным источником деятельности учителя являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии преподавания и воспитания, общая и профессиональная педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выходящая за рамки нормативной деятельности, умение создавать и передавать ценности.
В процессе развития общества требования любой социальной деятельности всегда связаны с культурой. Высокий уровень культуры необходим для эффективности любой работы, а особенно педагогической. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного учреждения определяется прежде всего уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности.
На сегодняшний день проблема повышения квалификации педагогов в дошкольном образовательном учреждении является одной из наиболее актуальных.
Повышение профессиональной культуры призвано повлиять на профессиональную компетентность сотрудника в области образования и состоит из пяти основных компонентов: во-первых, профессиональные знания, научные и познавательные потребности, коммуникативные навыки, умения и умельцы, организационные навыки и менеджмент, личностные и общечеловеческие характеристики.
Цель исследования – рассмотрение технологии развития профессиональной культуры педагогов в дошкольном образовании.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие культуры педагогической деятельности
2. Раскрыть сущность педагогического мастерства
3. Разработать план методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности
4. Изучить эффективности создания условий для повышения профессиональной культуры педагога в ДОУ
Объект исследования – профессиональная культура педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Предмет исследования – процесс развития профессиональной культуры педагогов ДОУ.
Глава 1. Теоретические основы развития профессиональной культуры педагогов в дошкольном образовании
1.1 Понятие о культуре педагогической деятельности, ее структура
Развивающее дошкольное образование выдвигает на первый план создание таких условий, которые способствовали бы активизации развития творческого потенциала всех сфер личности (эмоциональной, личностной, духовной и нравственной), приобретению знаний на основе собственного опыта путем размышлений.
Важнейшей задачей отечественного дошкольного образования является переход к гибкой и многофункциональной системе образования, который осуществляется благодаря вариативной модели образования, ориентированной на человека. Мы рассматриваем это как процесс, направленный на создание картины мира, позволяющей личности ориентироваться в различных ситуациях так называемой постоянно меняющейся реальности.
В современной системе дошкольного образования Н. В. Жиганова и Т. А. Колес выделяют три проблемных блока:
1. Проблемы, связанные с актуализацией содержания дошкольного образования на современном этапе, которые включают в себя следующие вопросы: разнообразие содержания, разнообразие форм и методов, характеризующих развитие системы на современном этапе; отход от когнитивных диктантов в содержании дошкольного образования; повышение информативности дошкольного образования. внимание к обществу личностное развитие ребенка; программно-методическое обеспечение: создание и распространение учебной литературы; регулирование качества дошкольного образования посредством государственной аккредитации, соблюдение государственных стандартов дошкольного образования; учет важности национальных и культурных традиций в развитии детей дошкольного возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянов, А. Н. Системное познание мира Текст. / А. Н. Аверьянов. -М.: Политиздат, 2007. -263 с.
2. Агаркова, Е. И. Моделирование системы повышения профессионально-педагогической компетентности специалиста в условиях ИПРКО Текст.: дис. . канд. пед. наук / Е. И. Агаркова. Тамбов, 2004. - 233 с.
3. Бенин, В. Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика Текст. / В. Л. Бенин. Уфа, 2004. - 190 с.
4. Бондаревская, Е. В. Уровень педагогической культуры главное основание для аттестации учителя Текст. / Е. В. Бондаревская. - Ростов н /Д, 2008.-55 с.
5. Воскресенская, М. Н. Образование и многообразие культур Текст. / М. Н. Воскресенская // Педагогика. 2000. - №2. - С. 105-107.
6. Гришняева, И. В. Формирование коммуникативной культуры будущего педагога дошкольного образования Текст.: дис. канд. пед. наук / И. В. Гришняева. Н. Новгород, 2000. - 229 с.
7. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя Текст. / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 2011. 160 с.
8. Иванова, Н. В. Теория и практика построения социального пространства отношений в дошкольном образовательном учреждении Текст.: авто-реф. дис. д-ра пед. наук / Н. В. Иванова. Киров, 2004. - 42 с.
9. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования Текст.; под. ред. И. Ф. Исаева. Белгород: Изд-во БГУ, 2009. -151с.
10. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование Текст.; под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2003. -128 с.
11. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал Текст. / Л. М. Митина. -М., 20011.-79 с.
12. Никитина, Н. Н. Развитие ценностного сознания учителя Текст. / Н. Н. Никитина // Педагогика. 2000. - №6. - С.65-70.
13. Проблемы исследования целостности культуры Текст. // Общие проблемы культуры и культурного строительства. М., 2006. - Вып.2. - 16 с.
14. Реан, А. А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога Текст. / А. А. Реан // Вопросы психологии. 2006. - №2. - С. 77-81.
15. Рутенберг, Д. Психодиагностика как необходимая составная часть педагогического мастерства учителя Текст. / Д. Рутенберг // Вопросы психологии.-2010.-№4.-С. 149-152.
16. Совершенствование профессиональных знаний и умений учителя в процессе повышения квалификации Текст.; под ред. Т. Г. Браже, А. Я. Марона. М., 2012. - 71 с.
17. Ходусов, А. Н. Формирование методологической культуры учителя Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук / А. Н. Ходусов. М., 2013. - 33 с.
18. Шеховская, Н. JI. Педагогическая культура: восхождение к личности Текст. / Н. Л. Шеховская. Белгород: Изд-во БГУ, 2003. - 132 с.
19. Юсупов, И. М. Профессиональное самосознание педагога Текст. / И. М. Юсупов // Советская педагогика. 2011. - №12. - С. 70-83.