Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Масштабные изменения в со-временном обществе, демографические изменения, социальные отношения и ценности (структура семьи, ослабление школьных связей с социальными партнерами, развитие ценностей и т. д.) в настоящее время составляют зна-чительный пласт проблем в России. В социальном плане актуальность ис-следования связана с рядом нормативных документов. В Послании Прези-дента Российской Федерации Федеральному собранию от 20 февраля 2023 г. указывается, что в современном обществе укрепление семейных ценно-стей и «всесторонняя поддержка семьи» становятся приоритетами.
В Стратегии развития образования в Российской Федерации на пери-од до 2025 года одной из целей является разработка образовательных про-грамм для учащихся образовательных организаций, направленных на под-готовку личности к фамилистической жизни. В Государственной програм-ме «Развитие образования» Российской Федерации до 2025 года, федераль-ном проекте «Современные родители», профессиональном стандарте «Учитель» рассказывается об информационно-воспитательной работе об-разовательной организации со своими родителями по вопросам образова-ния и воспитания семьи, а также о разработке информационных методик для педагогических работников по вопросам взаимодействия образова-тельных организаций и родителей учащихся.
Однако анализ педагогической практики показывает, что в настоящее время система образования, содержание и темпы изменений в ней не в пол-ной мере соответствуют задаче формирования фамилистической компе-тентности педагогов-психологов (Е.П. Тонконогая, С.Г. Вершловский, М.Н. Докучаева, Е.А. Ганаева, Е.М. Никитин, и др.). В настоящее время необходима перестройка содержания и методов подготовки педагогов-психологов к деятельности по их профилю, в том числе изменение и углубление основ семьи. Все это определяет актуальность разработки про-блемы, связанной с формированием фамилистической компетентности пе-дагогов-психологов.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить условия формирования фамили-стической компетентности педагога-психолога.
Объектом исследования является процесс формирования фамили-стической компетентности педагога-психолога.
Предметом исследования являются основы и принципы формирова-ния фамилистической компетентности педагога-психолога.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление благоприятных условий для формирования фамилистиче-ской компетентности педагога-психолога.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть проблемы фамилистической компетентности в психо-лого-педагогической литературе;
- изучить педагогические условия формирования фамилистической компетентности будущего педагога-психолога;
- детально проанализировать модели развития фамилистической ком-петентности у студентов психолого-педагогического профиля;
- изучить содержание деятельности педагога‐психолога: основ-ные направления деятельности и виды работ;
- проанализировать фамилистическую компетентность педагога-психолога как педагогическое условие формирования у школьников отно-шения к семейным ценностям.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по психологии и преподаванию, статистика и ин-тернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография / Красноярск: КГУ, 1998. - 310 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - В 2 томах. М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. - С. - 77, 84, 95, 102.
3. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб. по-собие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М: Изд. центр «Академия», 1999. - 160 с.
4. Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учите-ля. - Омск: Интеллектика, 1992. - 37 с.
5. Ануфриев Е.М. Социальный статус и активность личности: Личность как объект и субъект социальных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - С. - 49, 83, 92.
6. Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. - 2001. -№№ 11-12.-С. 32-49.
7. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб.пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2001.-256 с.
8. Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования преподавате-ля. - М., 1994.
9. Бодапев А.А. Об одаренности человека как субъекта общения // Мир психологии. - 1998. - №4. - С. 272-275.
10. Бондаревская ЕВ. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. - 1999. - №3. - С. 37-43.
11. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991. - С. - 56, 67, 77.
12. Ботвина И.В. Фамилистическая компетентность в системе дея-тельности руководителя образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 197.
13. Буева Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. - 1996. - №2. - С. 3-9.
14. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. - 1998. - №4. -С.12-17.
15. Газман О.С. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (воспитателя) II Вестник образования. - 1991. - №8.
16. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - С. 62, 95, 145.
17. Гапузяк В.М., Сметанский Н.И. Проблема личностной рефе-рентности педагога// Педагогика. - 1998. - №3. - С. 18-24.
18. Грехнев ВС Культура педагогического общения. - М.: Просве-щение, 1990.- 144 с.
19. Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Воспитание в современной Рос-сии // «Педагогика». - 2005. - №10.
20. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Культура, образование, мышление // Перспективы (вопросы образования). - 1992. - №1-2.
21. Диагностика индивидуального стиля деятельности педагога/ Сост. И.В. Лялина.- Тюмень: Фонд социальных изобретений, 1991. - 29 с.
22. Диагностика коммуникативной культуры педагогов и руково-дителей образовательных учреждений: Метод, рекоменд. для психол. служб / Сост.: Ю.А. Гагин, В.А. Шрам, Т.Т. Тимофеева. - СПб.: ГАСУ, 1994. - 53 с.
23. Захарченко Е.Ю. Становление педагогической культуры моло-дого учителя // Педагогика. - 2002. - №3. - С. 45-50.
24. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профес-сионального образования: компетентностный подход: Учеб. Пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 216 с.
25. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно-ориентированное профес-сиональное образование // Педагогика. - 2002. - №3. - С. 16-21.
26. Зеер ЭФ. Интегративные конструкты содержания профессио-нального образования //Вестник учебно-методич. объединения по профес-сионально педагогическому образованию. - Екатеринбург: Рос. гос. проф. ун-т, 2002.-Вып. 1 (30).-С. 115-182.
27. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособ. -Ростов н/Д, 1997. -480 с.
28. Зритнева Е. Воспитание семьянина в высшей школе // «Высшее образование в России». -2005. - №12.
29. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: Монография. - Красно-ярск: СибГТУ, 2000. - 272 с.
30. Коломинский Я.Л. Человек: Психология. - М.: Просвещение, 1986. - С. - 43, 77.
31. Котова И.Б., Мареев В.И., Рогов Е.И. Феноменология и типоло-гия профессионального взаимодействия педагога. - Ростов/н/Д, 1990. - 35 с.
32. Котова И.Б., Рогов Е.М. Эффекты и феномены педагогического взаимодействия: педагогический аспект. - М., 1990.
33. Крупник Е.П., Сизова Т.Б. Теоретические аспекты психологиче-ской культуры межличностных взаимодействий. - С. 40-49.
34. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и ма-стера производственного обучения. - М., 1989.
35. Педагогика и психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. - М: Центр, 1999. -256 с.
36. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Уч. пособие /Под ред. Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.