Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Нет сомнений в том, что средства массовой информации стали не только неотъемлемой частью культуры, но и важным институтом социализации личности. Один из них, а именно телевидение, дает возможность визуального и творческого восприятия и, следовательно, более сильного эмоционального воздействия на человека. Проблема влияния средств массовой информации на сознание и поведение людей и последствия их влияния занимает одно из важнейших мест в современной социальной педагог и социологии. Над этим работают многие известные за рубежом научные учреждения и организации. Эта проблема стала актуальной в нашей стране. Проблема влияния телевидения особенно актуальна в связи с ростом насилия в обществе. Возникла необходимость изучить взаимосвязь между телевизионным контентом и печатной продукцией, и агрессивным поведением их потребителей, особенно детей и молодежи.
Современная молодежь уделяет большое внимание средствам массовой информации и особенно телевидению. Он стал намного ярче и разнообразнее. На телевидении появилось большое количество мультфильмов и фильмов иностранного производства, которые благодаря своим спецэффектам воздействуют на подсознание и психику подростков, "привязывая" их к экранам телевизоров. Отечественных образовательных программ для детей и молодежи на телевидении практически нет. Проблема также заключается в том, что многие родители не контролируют и не ограничивают просмотр телевизионных программ своих подростков.
На полках газетных киосков также появилось множество разнообразных газет и журналов, которые стали доступны детям разных возрастов. Во многом вся эта печатная продукция или "желтая пресса" рассчитана на определенный круг потребителей, на старшее поколение. Он часто несет недостоверную или искаженную информацию, что влияет на восприятие окружающего мира подростками. У многих подростков есть возможность выйти в Интернет, потому что появилось большое количество интернет-клубов, где они могут получить как полезную, так и ненужную информацию, которая повлияет на их дальнейшее развитие. Одним из первых, кто занялся этой проблемой, является А. А. Погоченков, который считает, что вся мощь коммерческих информационных каналов брошена на то, чтобы испортить доброго, отзывчивого и трудолюбивого человека и вывести его на уровень потребителя. Этот стереотип в значительной степени называется нашей молодежью. И есть много свидетельств того, что подростки действительно начали уделять пристальное внимание средствам массовой информации, особенно телевидению.
Это противоречие помогло сформировать проблему исследования, какими должны быть условия для эффективного развития читательской культуры подростков под влиянием средств массовой информации? Это проблема исследования.
Цель исследования - формирование условий эффективного развития читательской культуры подростка под влиянием средств массовой информации.
Объектом нашего исследования является процесс формирования читательской культуры подростков.
Предметом исследования является средства массовой информации как средство формирования читательской культуры подростка.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы по проблеме исследования;
2. Раскрытие психолого-педагогические основы и влияния СМИ на формирование читательской культуры подростков;
3. Проведение исследования.
Глава І. Психолого-педагогические основы проблемы влияния СМИ на формирование читательской культуры подростков
1.1 Историографический анализ состояния исследуемой проблемы
Система образования - это система программирования и перепрограммирования общества. Считается, что именно в возрасте от 7 до 20 лет среднестатистическому человеку легче сформировать базовую мировоззренческую платформу из основных достижений человечества. Конец XX века - время информационного взрыва, появляются все различные телепрограммы, как отечественные, так и зарубежные, пресса начинает руководствоваться свободой слова и мысли. Фактически, широко признано, что концепция "свободы прессы" в значительной степени отвечает интересам рекламодателей и крупного бизнеса.
Для сферы массовых информационных процессов характерны тенденции к концентрации, бюрократизации и монополизации. Но, как следует из исследования Расторгуева С. П. "неограниченная свобода слова для немногих монополистов СМИ неизбежно приведет к развалу общества" [29; 183].
Многочисленные социологические исследования показывают возрастающую роль средств массовой информации в жизни общества в целом и каждого отдельного человека. Значение средств массовой информации в жизни подростка не меньше, а может быть, даже больше, чем в жизни взрослого.
Будучи активными потребителями информации из средств массовой информации, подростки не всегда понимают скрытый смысл сообщения, мотивы и механизмы его создания. Проблема "параллельной школы", как ее называют Радио, телевидение, пресса, кино, широко обсуждалась самими СМИ. Поскольку остановить или ограничить влияние СМИ на подростков невозможно, необходимо научить подростков отделять "соломинку от зерна", сделать СМИ не соперником, а союзником учителя. Пути решения описанных проблем уже давно являются предметом научных исследований в России и за рубежом. В 60-х годах в США появилось понятие "визуальная грамотность", авторы которого исходили из того, что в современном мире человек находится под влиянием огромного количества символов-человеческой речи, звуков и образов окружающего мира. Школа должна взять на себя задачу обучения подростков невербальной форме общения и, прежде всего, его визуальным формам.
Понятие, возникшее в тот период в Европе, условно можно назвать "оценочным". В ней проблемы развития "иммунных" качеств психики были поставлены на первое место против манипулирования средствами массовой информации. Основная цель автора - формирование критического мышления, которое играет роль "защиты информации" [12; 54].
Акцент на проблемах коммуникации в образовании, начиная с 70-х годов, с нашей точки зрения, можно рассматривать как предшественник современных взглядов на проблемы взаимодействия школы и средств массовой информации. Многие зарубежные и отечественные специалисты разделяют взгляды Л. Мастерман (Великобритания): Образование в этой области должно быть направлено на развитие у подростков понимания особенностей функционирования средств коммуникации, использования ими выразительных средств, механизма создания реальности. Именно "пониманию" с его упором на развитие критического мышления по отношению к средствам массовой информации следует придать фундаментальное значение, которое ранее уделялось подходу оценки.
В 1995 году целевые показатели были в значительной степени пересмотрены. В этот период проводится различие между изучением коммуникации с помощью аудиовизуальных средств, с одной стороны, и развитием различных типов коммуникации и процессов передачи смысла, с другой.
В России под руководством Ю. Н. Усова в 80-90-е годы развивается направление, связанное с формированием у подростков знаний и навыков восприятия экранных произведений искусства. Разработаны учебные программы и учебные материалы. В середине 90-х годов начинаются исследования возможностей традиционных предметов для формирования у подростков навыков работы со СМИ.
Решение вопросов информационной защиты подростков ложится на плечи учителя. Но известно, что учитель работает в состоянии постоянного информационного стресса. Таким образом, другой стороной информационной безопасности как педагогической проблемы является защита учителя от информационной перегрузки, которая требует немедленного решения [12; 55].
Рожденный научно-техническим прогрессом, стремительным развитием духовной культуры, телевидение, в свою очередь, стало одним из самых мощных факторов, способствующих дальнейшему развитию человеческого общества, предоставляя людям всевозможную интересующую их информацию в естественных формах, адекватно отражающих реальность. реальность [13; 75].
Проблема чтения книг в современном мире становится все более актуальной, особенно в подростковой среде. Исследованиями этой проблемы занимаются многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги. Одно из исследований рассматривается как попытка построить в общих чертах картину детского чтения в сегодняшней России, которая отражает реальные процессы и тенденции развития детского чтения и которая даст возможность увидеть особенности ближайшего будущего. Основой для формулирования выводов являются результаты исследований, проведенных в последние годы Российской государственной детской библиотекой, ведущим научно-методическим и исследовательским центром библиотечной работы с детьми в России, а также материалы региональных и местных библиотечных исследований.
Опасения по поводу" детской непрочитанности", мифы о" кризисе детского чтения " далеко не случайны, и имеют под собой реальную основу. В начале двадцать первого века дети действительно читают "неправильно "и" неправильно", как и предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время процесс трансформации является интенсивным, радикальным изменением привычек чтения молодых читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: состояние чтения, его Продолжительность (время чтения в свободное время), характер, манера работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и т. д. Также меняются источники получения печатной продукции, информации в целом и многого другого.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Стефановская Н. А. Социологические исследования чтения: теория, методика, практика. М.: Литера, 2013. 143 с.
2. Чудинова В. П., Кабачек О. Л. Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде. М.: Школ. б-ка, 2004. 336 с.
3. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Влияние видеокультуры на читательские предпочтения де- тей и подростков // Труды БГТУ. 2017. № 2: Принт- и медиатехнологии. С. 108–116.
4. Чудинова В. П. Функциональная неграмотность — проблема развитых стран // Социологиче- ские исследования. 1994. № 3. С. 98–102.
5. Дунн Дж. Детское чтение в Великобритании: обзор существующих тенденций // Детское чтение: Феномен и традиция в конце ХХ столетия: материалы Междунар. конф. СПб., 1999. Ч. 1. С. 146–151.
6. Чтение и время: материалы VI науч.-практ. конф. / Брян. обл. науч. унив. б-ка им. Ф. И. Тют- чева. Брянск, 2014. URL: http://libryansk.ru/files/project/chtenie_i_vremya/2.html (дата обращения: 12.02.2017).
7. Куликова Е. В. Продвижение детского чтения // Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы: сб. материалов / Фонд «Пушкинская библиотека», Центр книги Б-ки Конгресса США, Британский совет. М., 2006. С. 24–29.
8. Сушко Н. И. Анализ читательских интересов детей и подростков: проблемы чтения, издания и доступности печатной продукции // Труды БГТУ. Сер. IX, Издат. дело и полиграфия. 2009. Вып. XVII. С. 97–101.
9. Рубакин Н. А. Психология читателя и книги: краткое введение в библиологическую психоло- гию. М.: Книга, 2006. 264 с.
10. Трубников С. А. Типология читателей художественной литературы. М.: МГИК, 1978. 58 с.
11. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Читательские интересы детей и подростков: проблемы чтения // Чтение на евразийском перекрестке: материалы Междунар. форума, Челябинск, 27‒28 мая 2010 г. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск, 2010. С. 219–221.
12. Добрынина Н. Е. Изучение читателей — детей и подростков в России ХIХХХ вв. М.: Школ. б-ка, 2006. 144 с.
13. Мелентьева Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность. М.: Наука, 2010. 180 с.
14. Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. СПб.: Европ. ун-т. в Санкт-Петербурге, 2008. 298 с.
15. Бутенко И. А. Читатели и чтение на исходе ХХ века: социологический аспект. М.: Наука, 1997. 140 с.
16. Сушко Н. И. Проблемы и тенденции в чтении детей в условиях развития новых информаци- онных технологий // Детская литература и воспитание: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. / Твер- ской гос. ун-т. Тверь, 2009. С. 158–162.
17. Ковалевская Н. И., Петрова Л. И. Тенденции развития чтения детской периодики // Медиа- постранство Беларуси: история и современность: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию выхода газеты «Звязда» и 90-летию газеты «СБ Беларусь сегодня» / Бел. гос. ун-т. Минск: Изд. центр БГУ, 2017. С. 102–107.