Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Впервые Синдром Дауна был описан в 1866 г. Британским доктором Джоном Лэнгдоном Дауном и назван в дальнейшим его именем. В 1959 г. Французский учёный Жером Лежен аргументировал хромосомное происхождение синдрома, и сегодня мы знаем, что это генетическое состояние, которое существует с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека дополнительной, третьей хромосомы в 21-й паре. Каждая клетка организма здорового человека содержит 46 хромосом, а в клетках человека с синдромом Дауна их 47.
Один из 700-800 младенцев может родиться с синдромом Дауна. Данный показатель характерен для разных стран, климатических зон и социальных слоев. Он не зависит от образа жизни родителей, из здоровья, вредных привычек, питания, достатка, образования или национальности.
Мальчики и девочки с синдромом Дауна рождаются с равной частотой. Присутствие лишней хромосомы определяет ряд отличительных черт в умственном и физическом развитие ребенка с синдромом Дауна.
Человек с данным синдромом, как и любой другой, обладает неповторимой индивидуальностью и имеет свой собственный характер. У него есть свои сильные и слабые стороны, привычки и предпочтения, увлечения и интересы.
Трудности обучения и воспитания детей с синдромом Дауна на данный момент весьма значительны в педагогической теории и практике. Из-за недостатков в психическом и физическом плане ребенок с таким синдромом не может с такой же легкостью овладевать необходимыми навыками для жизни и обыкновенного существования в социуме в отсутствии особой поддержки, в отличии от здоровых ровесников. Поэтому вопрос о воспитания и обучения обретает особенное значение.
Каждый рожденный на свет индивид имеет право на существование, а задача других членов общества содействовать тому, чтобы он стал полноценным гражданином, включая детей с генетическими дефектами. Это и есть показатель цивилизованности и гуманности современного общества.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса обучения и воспитания детей с синдромом Дауна.
Задачи:
- описать синдром Дауна; особенности развития психики детей с синдромом Дауна;
- изучить особенности обучаемости детей с синдромом Дауна;
- проанализировать особенности обучения и воспитания детей с синдромом Дауна в ДОУ;
- описать принципы воспитания и обучения детей с синдромом Дауна в ДОУ;
- изучить специфику обучения в школе детей с синдромом Дауна.
Объект исследования – обучение и воспитание детей с синдромом Дауна. Предмет исследования – специфика современного подхода к обучению детей с синдромом Дауна.
Глава 1 Специфика развития детей с синдромом Дауна
1.1 Синдром Дауна: сущность, характеристика.
В России, на сегодняшний день, огромное количество детей с ограниченными возможностями, поэтому эти вопросы имеют актуальность и должны решаться на высшем уровне власти. Такие дети, прежде всего, являются гражданами нашей страны и поэтому государство и его граждане должны создать условия для полноценной жизни всех детей.
Совсем недавно в педагогических кругах использовался термин «необучаемый ребенок» , но современный ритм жизни заставляет общество пересмотреть эти шаблоны. Менталитет прошлых лет озадачивал педагогов и общество смотреть и не замечать детей с синдромом Дауна. Сейчас меняется многое и что оптимистичного в этом – мы стали видеть таких детей, не игнорируя их, а рассуждать о создании комфортного и полноценного существование детей с ОВЗ. Теперь развитие страны и гибкость мышления людей сильно поменяли восприятие жизни, мы видим этих детей, радуемся им и хотим, чтобы они стали полноценными жителями страны, были счастливы и приносили пользу.
Дети с синдромом Дауна, несомненно, гораздо лучше развивают свой потенциал, если они растут в семье, получают специализированную раннюю помощь, качественное медицинское сопровождение, ходят в детский сад и школу, дружат со сверстниками и комфортно чувствуют себя в обществе.
Детей с синдромом Дауна часто называют «солнечные дети», по внешним признакам у них можно найти много характерных общих черт. Люди, обладающие данной аномалией, приобретают характерные признаки во внешнем и внутреннем строении.
Какие нарушения выделяют у детей с синдромом Дауна: запоздалое развитие и снижение интеллекта; психический дисбаланс; утеря внимания, памяти, мышления, речи; расстройство эмоционального фона.
Люди с синдромом Дауна более подвержены различным нарушениям – порок сердца, стеноз 12-перстной кишки, глухота, приступы эпилепсии, нарушение работы эндокринной системы и другие.
Из них наиболее яркими являются: плоское округлое лицо, скошенный затылок, достаточно широкая короткая шея, широко поставленные глаза с монголоидным разрезом и эпикантом, страбизм, деформированные низко посаженные ушные раковины, приоткрытый рот с увеличенным в размерах языком (макроглоссия), плоская переносица с маленьким носом, характерная кожная складка на шее, низкий рост, укороченные конечности с короткими пальцами, двухфаланговый мизинец, поперечная ладонная складка, килевидная или воронкообразная деформация грудины. Также постоянным симптомом у детей с синдромом Дауна будет гипотонус мышц. У них могут наблюдаться различные пороки сердца (в 50% случаев), поражения пищеварительного тракта (у 15% больных), пороки мочевой системы. Все больные страдают интеллектуальной недостаточностью: 5% - легкой, 75% - умеренной и выраженной, 20% - глубокой степени. Главной чертой психопатологического статуса является общее психологическое недоразвитие. Мышление тугоподвижно, косно, к абстракции дети неспособны. Больным легче устанавливать пространственное соотношения, чем временные. При обучении педагоги сталкиваются с тем, что детям легче осваивать чтение, чем письмо. Их подопечные справляются с пересказом, но только по вопросам.
Самостоятельный пересказ у детей с синдромом Дауна вызывает затруднения или же, в отдельных случаях, недоступен. Абстрактный счет осваивается с большим трудом. Речь развивается достаточно поздно. Особенно затруднена активная, спонтанная речевая деятельность. Словарный запас беден. Звукопроизношение у людей с синдромом Дауна нарушено. Эмоциональная сфера у больных более сохранна, нежели интеллектуальная. Дети хорошо различают, как окружающие относятся к ним. Со своей стороны, они способны проявлять заботу, помогать, испытывать чувство стыда, смущения, обиды. Люди с этим синдромом по-своему способны на сопереживание и сочувствие. Эти эмоциональные способности могут быть совершенно различными.
1.2 Особенности развития психики детей с синдромом Дауна
Дети с множественными медицинскими проблемами испытывают еще более высокий уровень психических расстройств.
Наиболее распространенные проблемы психического здоровья включают в себя: общее беспокойство, повторяющиеся и обсессивно-компульсивные поведения; оппозиционное, импульсивное и невнимательное поведение; трудности, связанные со сном; депрессия; условия аутистического спектра; и нейропсихологические проблемы, характеризующиеся прогрессирующей потерей когнитивных навыков.
Характер проблем психического здоровья при синдроме Дауна варьируется в зависимости от возраста и характеристик развития ребенка или с синдромом Дауна следующим образом.
Дети младшего и младшего школьного возраста с ограничениями в языковых и коммуникативных навыках, познании и невербальных способностях к решению проблем имеют повышенную уязвимость в отношении:
Подрывное, импульсивное, невнимательное, гиперактивное и оппозиционное поведение (вызывает опасения сосуществующего оппозиционного расстройства)
Тревожное, застрявшее, размышляющее, негибкое поведение (вызывающее беспокойство по поводу сосуществующего генерализованного беспокойства и обсессивно-компульсивных расстройств)
Дефицит в социальном родстве, погружение в себя, повторяющиеся стереотипные поведения (вызывающие беспокойство сосуществующий аутизм или распространенное расстройство развития)
Хронические проблемы со сном, дневная сонливость, усталость и проблемы, связанные с настроением (повышенное беспокойство по поводу сопутствующих расстройств сна и апноэ во сне)
Дети и подростки старшего школьного возраста, а также молодые люди с синдромом Дауна с улучшенными языковыми и коммуникационными и когнитивными навыками, проявляющие повышенную уязвимость к:
1) Депрессия, социальная отчужденность, снижение интереса
2) Генерализованная тревога
3) Навязчивое компульсивное поведение
4) Регресс со снижением потери когнитивных и социальных навыков
5) Хронические проблемы со сном, дневная сонливость, усталость и проблемы, связанные с настроением (повышенное беспокойство по поводу сопутствующих расстройств сна и апноэ во сне)
Все эти изменения в поведении часто, по-видимому, происходят как реакция (или вызванная) психосоциальным или экологическим стрессором, например, заболевание, отделение или потеря ключевой фигуры привязанности .
Синдрому Дауна уделено большое внимание, он достаточно хорошо изучен. Больные могут получать социальную и медицинскую поддержку, профессиональную педагогическую помощь. Но, к сожалению, так было не всегда.
Совсем недавно люди с этой генетической аномалией страдали от того, что общество отказывалось их принимать. Отсутствие информации о воспитании детей с подобной патологией приводило к тому, что их познавательная деятельность не развивалась, отрицательно влияя на их формирование личности. Больные с синдромом Дауна помещались в психбольницы и подвергались «лечению» при помощи психотропных препаратов. Так, например, в 1943 году в США, в штате Огайо, одна из близняшек, родившихся в семье Скоттов была больна синдромом Дауна. Переболев скарлатиной, девочка потеряла слух. Из-за опасности «эффекта близнецов» врачи посоветовали родителям отказаться родителям от больного ребенка, поместив его в специальное заведение, что те и сделали. Оказавшись в психиатрической клинике, отчаявшаяся пациентка стала агрессивно себя вести. Врачи были вынуждены применять к ней психотропные средства. В последствии сестра-близняшка нашла её и забрала к себе в семью, обеспечив счастливую жизнь.
Но эта ситуация является примером того, как незнание родителями, врачами и иными специалистами причин и особенностей проявления патологии привело к тому, что дети с синдромом Дауна были изолированы от общества.
С возникновением евгеники, науки о селекции человека, о путях улучшения наследственного здоровья человека, во многих штатах США в начале XX века люди с этим синдромом подвергались принудительной стерилизации.
То же самое происходило и в нацистской Германии. Далее же по программе умерщвления «Т-4» («Акция Тиргартенштрассе 4») людей с синдромом Дауна под эгидой «очищения арийской расы» и вовсе стали уничтожать. Сейчас многое известно о синдроме Дауна: его проявления, особенности психического и физического развития, воспитательной и учебной деятельности детей с данной аномалией. Во многих странах открыты различные центры помощи и развития людей, страдающих этим синдромом. Отмечается Всемирный день человека с синдромом Дауна – 21 марта. Многие из них добиваются высот в спорте, как например Карен Гаффни, переплывшая Ла-Манш с парализованной ногой. Также спортсменка при температуре +15С на озере Тахо преодолела 9 миль, а ещё дважды стала обладательницей золотой медали на Параолимпийских играх. Ещё одна участниц этих игр, Мария Ланговая
Фрагмент для ознакомления
3
1) "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/?ysclid=liy3apz52g186036485 (дата обращения 16.06.2023)
2) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=liy3bvypak857831187 (дата обращения 16.06.2023)
3) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023)// https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения 16.06.2023)
4) Афанасенкова Е. Л. Проблемы психолого-педагогической готовности специалистов к осуществлению инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательных учреждений. – Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л. В. Артищева; под ред. А. О. Прохорова, Л. М. Попова, Л. Ф. Баяновой и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 3. – С. 3-8.
5) Афанасенкова Е. Л., Ким О. В. Особенности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога ДОУ в условиях инклюзивного образования. – Актуальные проблемы психологии личности: сборник научных трудов / Урал. гос. пед. ун -т; под науч. ред. Е. А. Казаевой. – Екатеринбург: [б. и.], 2017. – Вып. 14. – С. 76-85.
6) Афанасенкова Е. Л., Гребенкина А. Д. Особенности социального развития у дошкольников с синдромом Дауна. – Актуальные проблемы психологии личности [Текст]: сборник научных трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. Е. А. Казаевой. – Екатеринбург: [б. и.], 2018. – Вып. 15. – С. 70-75.
7) Божко П. С. Особенности обучения и воспитания детей с синдромом Дауна//WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS. Сборник статей XXXIII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 256-262
8) Бутко Г. А. Социализация детей с синдромом Дауна средствами искусства / Г. А. Бутко, Л. Е. Галушка // Медработник дошкольного образовательного учреждения. — 2018. — № 1. — С. 120–124.
9) Гребенкина А. Д. Особенности управления организацией процесса воспитания и обучения детей с синдромом Дауна в ДОУ// СОВРЕМЕННЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ. Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Том Часть II. 2019. С. 609-615
10) Коршунова В.Р., Тремба А.В., ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА//ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2022. С. 125-131
11) Мусаева Д. Особенности организации ранней помощи детям с синдромом Дауна//Воспитание нового поколения в эпоху глобального преобразования: вызовы и перспективы» [Текст]: материалы конференции. - Ташкент: Baktria press,2022. С. 120-125
12) Сапожникова, Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна и их семей в условиях реабилитационного центра: учебно-методическое пособие / Т.В. Сапожникова, Н.А. Першина, Н.А Щигрева. – Бийск, 2019 – 311 с.
13) Стародубец О.Д. Психологические проблемы родителей ребенка с синдромом Дауна//ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Материалы II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Благовещенск, 2022. С. 283-287
14) Юдина Т. А., Алехина С. В. Психолого-педагогические условия включения детей с синдромом Дауна в инклюзивные классы начальной школы //Сибирский педагогический журнал. 2016. № 1.– С. 94-102