Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях нашей огромной многонациональной страны на культуру возлагается ответственная миссия по передаче новым поколениям моральных, этических и эстетических ценностей. Успех этой миссии во многом зависит от музыкального образования. Стоит отметить, что музыка по популярности занимает первое место из всех видов искусств, что обусловлено ее непосредственно-чувственным воздействием на человека. Востребованность направления музыкального образования определяется социальным заказом общества. Так, классическая шестиструнная гитара, благодаря своей мобильности и мультистилевости, на протяжении вот уже многих лет обнаруживает себя в зоне высокой востребованности как у любителей, так и у профессионалов. Нас же интересуют, главным образом, последние, которые таковыми не рождаются, а становятся, и становление это происходит, как известно, следующим образом.
1. Первые шаги музыканта начинаются с музыкальной школы или детской школы искусств. Здесь закладываются основы, и здесь же формируется решение о продолжении заниматься музыкой профессионально после ее окончания. Хочется отметить, что на данной ступени образования не только закладывается фундамент умений и навыков будущих профессиональных музыкантов, которых из всего числа обучающихся не так уж много, но и ведется воспитательная работа по формированию эстетических и духовно-нравственных ценностей членов современного общества.
2. Колледжи и училища занимают промежуточное звено. В стенах этих учебных заведений готовятся еще молодые и неопытные, но уже профессиональные, квалифицированные специалисты.
3. И, наконец, замыкают цепь высшие учебные заведения: академии музыки, институты культуры и консерватории, ставящие своей целью выпуск высокопрофессиональных артистов, педагогов, исполнителей и музыкантов.
Для всех этапов этого процесса актуальна одна проблема, если мы говорим о преподавании гитары: при наличии колоссального количества частных, несистематизированных методических наработок, теория и методика обучения не соотносится в полной мере с практикой игры на инструменте, более того, последняя имеет тенденцию значительного отставания. Рельефная ощутимость проблемы заметна уже на первой ступени системы профессионального музыкального образования – в детской музыкальной школе (детской школе искусств). Именно здесь заметно ощущается, что активная исполнительская и педагогическая практика мало оснащена соответствующей методической базой.
В ряду разнообразных эстрадных музыкальных инструментов, традиционных и современных (электронных), эстрадная гитара является наиболее широко применяемым музыкальным инструментом. Определенный характер звучания и универсальные возможности (для аккомпанемента и для солирования), расширенные средствами электронно-усилительной техники (регулировка громкости, тембра, диапазона звучания), сделали эстрадную гитару инструментом широкого профиля. Эстрадная гитара применяется во всех формах и жанрах эстрадно-джазовой музыки.
Формирование навыков игры на эстрадно-джазовой гитаре позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты – электрогитару, акустическую гитару, бас-гитару и другие.
Глава 1. Методологические основы обучения игре на эстрадной гитаре
§ 1.1. Акмеологический подход к обучению игре на эстрадной гитаре
Исполнительская культура музыканта проявляется не только в исполнительской деятельности, в накопленном музыкально-слуховом, исполнительском опыте, но и становится важным профессиональным качеством. Одним из ведущих при изучении данного феномена является акмеологический подход, направленный на развитие творческих способностей личности, достижение высоких результатов. «Суть развития для акмеологии – в отличие от проблемы психологии развития, возрастной, педагогической и др. – воплощается в качестве и обозначающем его понятии культуры. Философская традиция рассматривает проблему личности и культуры как усвоение личностью культуры, с одной стороны, и творческое создание личностью таких образцов, которые затем по своей специальной значимости становятся достоянием человеческой культуры, с другой» [11].
Используя накопленные теоретические знания в практической музыкально-исполнительской деятельности, обучающийся творчески воплощает исполнительский замысел. Вполне закономерно, что конечный результат – исполнение музыкального произведения – и сам процесс работы музыканта неразрывны: чем глубже теоретические познания, знание специфики эстрадно-джазового искусства, тем богаче воображение, художественное мышление. Исполнительская культура, является одним из профессиональных качеств. Она зависит от приобретенных навыков и умений индивидуальных особенностей личности, которые, в свою очередь, проявляются в постоянном повышении уровня знаний, художественного исполнения, импровизационного мышления и мастерства [11].
Потребность в исполнительской деятельности воспитывается на примерах музыкальных произведений, имеющих художественную ценность в джазовом искусстве, этому способствует правильный подбор хрестоматийного учебного репертуара. Последовательность в работе побуждает музыканта к большей самостоятельности, воспитывает в нем стремление к творческому поиску, раскрывает новые грани. Исполнитель учится находить определенные формы выражения своих эмоциональных состояний, быстро приобретает исполнительские навыки и умения, добивается артистической свободы. Также обучающегося музыканта характеризует его познавательная сфера, знание теоретических основ эстрадно-джазового исполнительства (специфики стилей и жанров джазовой и эстрадной музыки), способность к критике/самокритике. В процессе самоанализа, самоконтроля обучающийся выявляет уровень своей исполнительской подготовки, насколько он соответствует требованиям исполнительской культуры эстрадно-джазового музыканта, намечает пути совершенствования исполнительского мастерства. «Исполните
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абдуллин Э.Б. Основы исследовательской деятельности педагога-музыканта: учебное пособие. – СПб.: Лань; Планета музыки, 2014. – 368 с.
2. Агафошин П. С. Школа игры на шестиструнной гитаре / П. С. Агафошин. - М.: Музыка, 1990.
3. Бережной Д. А. Методологический анализ индивидуально-групповой формы обучения в классе гитары / Д. А. Бережной // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 3. С. 175-178
4. Бережной Д.А. Индивидуально-групповая форма обучения детей игре на гитаре в системе учреждений дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук. – М., 2013. - 163 с.
5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пос. М.: Академия, 2002.
6. Борисевич В.Г. Развитие исполнительской культуры учащихся-гитаристов в системе дополнительного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2008. - 18 с.
7. Васильева, В. А. Сочетание групповых и индивидуальных форм учебной деятельности студентов : учебное пособие / В. А. Васильева, Я. И. Бурлак. — Киев : КГПИ, 1988.
8. Дмитриева, Н. Н. Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной гитары : дис. ... канд. пед. наук / Н. Н. Дмитриева. — Москва, 2004.
9. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре / А. М. Иванов — Крамской. - М.: Музыка, 1989.
10. Карпов Л. В. Звукообразование на гитаре / Л. В. Карпов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 54. - С. 93-98
11. Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание // Тезисы V Междунар. науч.-практ. конф. (10–11 апреля 2010 г.). Тамбов: Р.В. Першин, 2010.
12. Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание // Материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (7–8 апреля 2012 г.). Тамбов: Р.В. Першин, 2012.
13. Ковба В.В. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре: учеб.-метод. пособие. Челябинск: ЧелГАКИ, 2006.
14. Лихачёв Ю.Я. Программа по гитаре. Современная развивающая методика обучения. СПб.: Композитор, 2013.
15. Майковская Л.С. Актуальные проблемы научных исследований в области музыкального образования // Пути модернизации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере искусства и образования: материалы международной научно-практической конференции. – Краснодар, 2014. – С. 288–291.
16. Мельниченко В.А., Косарева Т.В. Современная методика обучения игре на шестиструнной гитаре: авторская образовательная программа. Омск: ГРАН-центр, 2001.
17. Михайленко Н.П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре. Киев: Книга, 2003.
18. Овчаров И. В. Импровизация в процессе обучения студентов эстрадно- джазовых отделений вузов культуры и искусств // Актуальные научные исследования в БГИКИ: Сб. докладов I внутривузовской науч.-метод. конф. (16 декабря 2009 г.). Вып. 1 / Под ред. И.А. Гричаниковой. Белгород, 2010.
19. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб пос. / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.; под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2003.
20. Самохина М.А. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары: дис. … канд. пед. наук. – М., 2005. - 179 с.
21. Самохина, М. А. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары : дис. ... канд. пед. наук / М. А. Самохина. — Москва, 2005.
22. Стражникова Т. И. Исполнительская культура студента в классе эстрадно-джазового ансамбля: теоретические аспекты / Т. И. Стражникова, В. Ю. Фоломеев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 5. - С. 1-10.
23. Толочкова Е. В. Становление и развитие любительского гитарного творчества / Е. В. Толочкова // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 5. - C. 276-279.
24. Цагарелли Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб. пос. СПб.: Композитор, Санкт-Петербург, 2008.