Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данного исследования определяется тем фактом, что условия развития ребенка дошкольного возраста существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Требования, предъявляемые к его поведению взрослыми, значительно возрастают. Центральным требованием является соблюдение обязательных правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за пределы узкого круга близких ему людей, делают доступными для первоначального развития те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезной деятельности (преподавание, работа). Ребенок вовлекается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, учитывать интересы и мнения своих товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, что предъявляет высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти и другим психическим процессам, но и к способности организовывать свое поведение.
Предпосылки для развития личности, сформированные в раннем детстве, создают основу для новых способов воздействия на ребенка со стороны окружающих. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и модели поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.
В дошкольном возрасте приобретается тот относительно стабильный внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью еще не до конца сформировавшейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Все это постепенно, шаг за шагом, формирует личность ребенка, и каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего образования. Условия личностного развития настолько тесно переплетены с самим развитием, что разделить их практически невозможно.
Развитие личности ребенка включает в себя две стороны. Один из них заключается в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает определенные действия. Другая сторона - это развитие чувств и воли. Они обеспечивают эффективность этих мотивов, стабильность поведения, его известную независимость от изменений внешних обстоятельств.
Объектом данного исследования являются дети дошкольного возраста, предметом данного исследования является нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Цель нашей работы - рассмотрение нравственного воспитания детей дошкольного возраста в системе всестороннего развития личности.
Гипотеза: Мы предполагаем, что работа с дошкольниками в определенном направлении может привить им моральные ценности, которыми они будут руководствоваться в дальнейшей жизни.
В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой мы сформулировали следующие задачи данного исследования:
1. Рассмотрим нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности.
2. Изучить механизмы и содержание нравственного воспитания дошкольников.
3. Экспериментально изучить отношение дошкольников к моральным нормам.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- анализ проведенной работы и результатов исследования
Глава 1. Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности
1.1 Механизм и задачи нравственного воспитания дошкольников
Нравственное воспитание-это:
- одна из форм воспроизводства, наследования морали;
- целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и общества в частности;
- формирование моральных качеств, черт характера, навыков и поведенческих привычек.
Основой нравственного воспитания является мораль.
Под моралью принято понимать исторически сложившуюся норму и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду и людям.
Мораль - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других, для себя.
Со временем ребенок постепенно усваивает нормы и правила поведения и отношений, принятые в обществе, усваивает, то есть делает своими, методы и формы взаимодействия, выражения отношений с людьми, природой и лично с самим собой[1].
Нравственное воспитание является базовым ядром общей системы всестороннего развития личности. Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием.
Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых разных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает моральное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не соответствует моральным требованиям.
Систематическое и целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях проводится специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Готовя подрастающее поколение к жизни, труду, педагоги учат детей быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь работать, сочетать чуткость и заботливое отношение к людям.
Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить полностью развитую личность.
Как известно, дошкольному возрасту свойственна повышенная восприимчивость к социальным влияниям[2]. Ребенок, приходя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведение, отношения, используя собственные наблюдения, эмпирические выводы и заключения, подражание взрослым. И двигаясь методом проб и ошибок, вы в конечном итоге сможете овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.
Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом: формирование определенного набора моральных качеств, а именно:
- человечества;
- трудолюбия;
- патриотизм;
- гражданство;
- коллективизм.
Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.
Стойкость, устойчивость нравственных качеств зависит от того, как они формировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.
Механизм нравственного формирования личности:
(Знание и представление) + (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Действия и поведение) = моральные качества.
Для формирования каких-либо моральных качеств важно, чтобы это осуществлялось осознанно. Поэтому необходимы знания, на основе которых у ребенка сформируются представления о сущности нравственного качества, его необходимости и преимуществах овладения им. У ребенка должно быть желание приобрести моральное качество, то есть важно, чтобы были причины для приобретения соответствующего морального качества.
Возникновение мотива подразумевает отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и, таким образом, влияют на прочность качества складывания.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации: в действиях, в поведении. Действия и поведение берут на себя функцию обратной связи, что позволяет проверить и подтвердить стабильность сформированного качества.
Этот механизм является объективным. Это проявляется всегда, в формировании каких-либо качеств (моральных или аморальных) личности.
Главной особенностью механизма нравственного воспитания является отсутствие принципа взаимозаменяемости. Это означает, что каждый компонент механизма важен и не может быть исключен или заменен другим[3].
При этом действие механизма гибкое: последовательность компонентов может варьироваться в зависимости от качественных характеристик (их сложности и т.д.) и возраста образовательного объекта.
Начинать нужно не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной основы, практики поведения. Это обеспечит благоприятную основу для дальнейшего усвоения знаний.
Задачи нравственного воспитания делятся на две группы:
1) к первой группе относятся задачи механизма нравственного воспитания;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1994.
2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., 2002.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1968.
5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). - М., 1969.
6. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М., 1984.
7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1973.
8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
10. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984.
11. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. - М., 1959.
12. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991.
13. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.
14. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1973.
15. Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб., 1997.
16. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М., 1960.
17. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.
18. Изучение развития и поведения детей / Под ред. Л.П. Липпситт, Ч.К. Спайкер. – М., 1966.