Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современном обществе большое значение имеют социальная мобильность и коммуникативная компетентность каждой личности. Можно говорить о том, что это основные характеристики личности каждого подрастающего человека. Обучение школьников иностранным языкам играет в этом процессе большую роль. Урок в школе, был и остаётся основной формой учебной деятельности в современной образовательной среде. Урок немецкого языка отличается особыми целями и содержанием. Прежде всего – это обучение коммуникативной речевой деятельности школьника, которая носит комплексный характер, поскольку речь и язык человека, всегда изучаются системно и комплексно.
Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии и методики исследуют современный урок с позиции системно - деятельностного подхода и личностно ориентированного образования. В настоящее время лишь начинает создаваться теория и практика современного урока, в том числе и по иностранному языку. Современная образовательная среда предъявляет все новые и новые требования к организации и проведению уроков по иностранному языку и интегрированный подход в обучении иностранным языкам сегодня находится в приоритете. Это, в свою очередь вызывает необходимость разработки новых форм и типов уроков, их структуры и целеполагания. Каждый педагог, моделируя урок любого типа должен конкретно определять тему, цели, тип урока и его место в учебной программе, с учётом интегрированного подхода. Под интегрированным подходом в данном случае понимают метод обучения, при котором часть предметов, или учебных тем предметов преподаётся на иностранном языке. Обучение школьников на родном и иностранном языке составляет при этом единое целое.
В соответствии с требованиями ФГОС цели и задачи коммуникативного обучения школьников иностранному языку приобретают особое значение. Коммуникативная компетенция выступает как интегративная. Она ориентирована на достижение практических результатов в овладении учениками иностранным языком. Ведущей целью обучения иностранному языку в школе, согласно требованиям ФГОС, становится формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Именно в период младшего школьного возраста у субъекта формируются все необходимые навыки и компетенции, благодаря которым он становится способен к речевому подражанию и непроизвольному овладению иноязычной речью.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс на уроке немецкого языка.
Предмет исследования: интегрированный подход к обучению немецкому языку в начальной школе
Цель работы: разработать методические рекомендации по применению интегрированного подхода в обучении немецкому языку младших школьников
Задачи:
1. Провести анализ понятия интегрированный подход в обучении.
2. Дать характеристику младшему школьнику с точки зрения педагогики и психологии.
3. Рассмотреть интегрированный подход при обучении немецкому языку в начальной школе.
4. Рассмотреть формы и методы интегрированных уроков немецкого языка в начальной школе.
5. Описать организацию учебного процесса при интегрированном подходе к обучению младших школьников на уроках немецкого языка.
6. Описать организационно – педагогические условия при интегрированном подходе к обучению младших школьников на уроках немецкого языка.
7. Предложить методические рекомендации по обучению младших школьников на уроках немецкого языка при интегрированном подходе.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, семь параграфов, заключение, список используемой литературы, 25 источников литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках иностранного языка [Текст] / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2006. - No 2. - С. 56 – 60.
2. Акимова А.С. Формирование лексической компетенции школьников при обучении иностранному языку / А.С. Акимова // Филологические чтения [Электронный ресурс]: Материалы Международной научно-практической конференции (Оренбург, 13-14 декабря 2018 г.): ООО ИПК «Университет», 2019 – С. 535 - 539– текст: электронный [сайт]. - URL: http://www.osu.ru/docs/publication/filologicheskie_chteniya_2018_sbornik.pdf р. 535 (дата обращения: 20.06.2023).
3. Ариян, М.А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – №6. – С. 14 – 18.
4. Бархатова В.И. Развитие познавательного интереса школьников к изучению иностранного языка / В.И. Бархатова // Филологические чтения [Электронный ресурс]: Материалы Международной научно-практической конференции (Оренбург, 13-14 декабря 2018 г.): ООО ИПК «Университет», 2019 – С. 542 - 547– текст: электронный [сайт]. - URL: http://www.osu.ru/docs/publication/filologicheskie_chteniya_2018_sbornik.pdf р. 542 (дата обращения: 20.06.2023).
5. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностраннымязыкам. Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. - 164 с.
6. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / / Н.Д.Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
7. Горшкова, О.А Современный урок в свете введения ФГОС второго поколения, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа:// URL: http://www.school2rezh.ru/ (дата обращения: 20.06.2023).
8. Гальскова, Н. Д. Технология целеполагания урока иностранного языка [Текст] / Н. Д. Гальскова, Д. К. Бартош // Иностранные языки в школе. – 2014. – №11. – С. 20 – 23.
9. Глумова Е.П. Развитие внимания обучающихся на уроках второго иностранного языка в школе / Е.П. Глумова, В.А. Сухарева // Шатиловские чтения. Цифровизация иноязычного образования: сб. науч. тр. – СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. – С. 70-74 - ISBN 978-5-7422-7111-6. – текст: электронный [сайт]. -URL:https://pure.spbu.ru/ws/portalfiles/portal/73263586/_.pdf (дата обращения: 20.06.2023).
10. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка [Текст] / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2006. - No 6. - С. 3 – 5.
11. Заяц О.И. Геймификация в обучении иностранному языку / О.И. Заяц // Профессиональное лингвообразование: материалы четырнадцатой международной научно-практической конференции. 18 сентября 2020 г. – Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2020. – С. 203-205. - текст: электронный [сайт]. -URL: https://niu.ranepa.ru/nauka/Konferentsii/XIV-Konferanciya_2020_september.pdf?ysclid=ldxaw6zi5d715160623 (дата обращения: 20.06.2023).
12. Игна, О.Н. Теория и методика обучения иностранному языку.Обучение грамматике английского языка [Текст] / О.Н. Игна,Е.В.Зырянова. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. – 128 с.
13. Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
14. Корнилова, Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов / В.М. Курицын [Текст] / - Шуя: Изд-во «Весть», ШГПУ, 2002. - С.40-43.
15. Михайлова, М. В. Современный урок иностранного языка в условиях введения ФГОС, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 20.06.2023).
16. Монигетти, А.В. Методический анализ урока по иностранномуязыку [Текст] / А.В. Монигетти. - Методическая мозаика (приложение к журналу «ИЯШ»). - No 7. - 2004. – С. 16-18.
17. Махмурян, К. С. Современный урок в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / К. С. Махмурян // Иностранные языки в школе. – 2014. – №11. – С. 14 – 21.
18. Мухортова, И. И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 20.06.2023).
19. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве [Текст] / Е.С. Полат. - Иностранные языки в школе. - 2000. - No 1. – С.32-38.
20. Пантюхова, П.В. Психолого - педагогические условия раннего обучения иностранному языку в общеобразовательной школе [текст]/ П.В. Пантюхова // Наука. Инновации. Технология. – 2007. – № 2. – С. 53 - 56.
21. Паранчер, Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии [текст]/ Н.Н. Паранчер // Шк. технологии. – 2002. – № 3. – С.76-86.
22. Реан, А.А. Психология и педагогика [текст]/ А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Разум. – М., 2012. – 486 с.
23. Реутова, Е.А. Применение активных и интерактивных методов
обучения в образовательном процессе вуза [текст] / Е.А.Реутова. - (методические рекомендации) – Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. – 58 с.
24. Рогова, Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. [текст] – М.:
Просвещение, 2000 – 263 с.
25. Учёт когнитивных стилей обучающихся при выборе стратегий обучения иностранному языку [электронный ресурс]/ Педагогические науки. -Выпуск №7 (109) Июль 2021 / https://research-journal.org/pedagogy/uchet-kognitivnyx-stilej-obuchayushhixsya-pri-vybore-strategij-obucheniya-inostrannomu-yazyku/(дата обращения: 28.06.2023).