Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В системе дошкольного образования происходят непрерывные изменения. Усиливается воспитательная и обучающая функции в ДОУ, совершенствуются формы и способы взаимодействия организации и семьи. Очевидно, что от совместной слаженной работы дошкольных организаций и семей, в которых растут дети, зависит очень многое. От качества и системы работы ДОУ с родителями зависит родительская компетентность и рост уровня педагогической культуры родителей.
В современных условиях развития общества образование и развитие человека рассматривается как важный индивидуальный и социальный ресурс. В педагогической науке установлено, что первое десятилетие жизни человека является фундаментом, который определяет всё его дальнейшее состояние, в том числе, физической и психической сфер его жизнедеятельности. Период пребывания детей в дошкольной образовательной организации является чрезвычайно значимым для формирования их психического здоровья, способностей и творчества. Пребывание ребёнка в детском саду, в случае наличия в организации развивающей психологически комфортной среды, может значительно повысить его потенциал, но для этого необходимо полное взаимопонимание педагогов и родителей.
Понятие психологически комфортной и безопасной среды в психолого - педагогической литературе рассмотрено достаточно подробно. Что касается практики, педагогам не всегда удаётся найти оптимальные дидактические и методические материалы, которые могли бы способствовать развитию психологической комфортной среды в ДОУ. Основное требование к образовательной среде – это создание необходимых условий для психологической безопасности каждого субъекта педагогического процесса. Именно к этому должна стремиться каждая дошкольная образовательная организация, совместно с родителями.
Цель работы: теоретически обосновать и определить особенности взаимодействия педагога с родителями, в рамках совместной подготовки ребёнка к обучению в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс взаимодействия педагога с родителями.
Предмет исследования: формы и способы взаимодействия педагога с родителями.
Задачи:
1. Изучить особенности взаимодействия педагогов и родителей воспитанников в условиях реализации ФГОС.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста.
3. Описать формы и методы взаимодействия педагогов и родителей воспитанников в дошкольной образовательной организации.
4. Рассмотреть организацию взаимодействия педагогов с родителями дошкольников.
5. Описать организационно – педагогические условия организации игровой деятельности младших дошкольников.
6. Предложить методические рекомендации по организации игровой деятельности младших дошкольников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованной литературы.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Особенности взаимодействия педагогов и родителей воспитанников в условиях реализации ФГОС
В области дошкольного образования вопросы детского развития и творчества исследовали педагоги и психологи Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О. М. Дьяченко, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и другие. В своих работах они указывали на необходимость развития способностей и творчества детей. Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова и др.
В своих работах учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей всегда положительно влияло на обучение и воспитание детей дошкольного возраста. Центральным моментом в развитии индивидуальных способностей растущего человека при личностно ориентированном подходе, который является требованием ФГОС дошкольного образования, являются его способности и творчество, которые определяют становление личности.
Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения. Именно в этот период происходят прогрессивные изменения во многих сферах субъекта и совершенствуются все психические процессы. Это внимание, память, мышление, речь, воображение [4].
Основной путь обучения и развития способностей у дошкольников заключаются в создании взрослыми доступных детям постановке различных дидактических задач. Продуктивные и творческие задания ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать что-то новое и др. Творческие задачи, поставленные педагогом перед ребёнком, нацеливают его на самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей ребенка в любой деятельности, в том числе, в игровой. Развитие способностей и личностных качеств детей дошкольного возраста происходит в процессе воспитания установок на формирование у них способов и приемов продуктивной деятельности и при возможности самостоятельного творческого поиска. Системно – деятельностный подход в современном дошкольном образовании также регламентирован требованиями ФГОС ДО.
Дети делают множество открытий, создают оригинальные продукты в виде рисунка, конструкции, аппликации и др. Всё это возможно лишь при условии, что в дошкольной образовательной организации существует соответствующая среда и взаимопонимание между педагогами ДОУ и родителями воспитанников. При этом, в соответствии с требованиями ФГОС, процесс создания продукта имеет первостепенное значение. Деятельность ребенка всегда отличается большой эмоциональной включенностью в процесс и стремлением поиска. В перечень способностей, необходимых для успешного осуществления продуктивной и творческой деятельности детей, входит следующее:
-способность к восприятию;
- творческое воссоздающее воображение;
- творческое мышление;
- образная и сенсорная память;
- комбинаторские способности;
- творческая самостоятельность и др.
Развитие любых способностей связано с формированием у детей важнейших умственных и практических действий. Это, также, способность наблюдать, сопоставлять и сравнивать, уметь выявлять причинно-следственные связи и противоречия. Самостоятельно осуществлять поиск новых решений и участвовать в исследовании проблемных ситуаций [13].
В психолого-педагогической литературе образовательную среду рассматривают как подсистему социокультурной среды. Целостность специально организованных условий для развития личности ребёнка рассматривали учёные А. Бандура, В. Бронфенбеннер, К. Роджерс и др. Реализация типологии образовательной среды осуществляется через ее структуру. Исследователи выделяют структурные компоненты развивающей образовательной среды:
-физическое окружение;
- человеческие факторы;
-программа обучения как социальная часть среды;
-информационная, соматическая и предметная;
-пространственно-семантическая;
-коммуникационно – организационная.
Практически все исследователи сходятся в том, что среди всех структурных компонентов образовательной среды, центральной является психологическая составляющая. Психологическая составляющая образовательной и воспитательной среды – это особенности взаимоотношений участников образовательного процесса. Психологический компонент среды является основополагающим в обеспечении возможности удовлетворения и потребностей участников процесса обучения и воспитания [4]. Это должно проявляться, в том числе, в их ощущении собственной безопасности, в сохранении и повышении самооценки и в становлении положительной «Я концепции».
Как основное условие для личностного роста ее участников подавляющее большинство исследователей рассматривают психологически безопасную образовательную и воспитательную среду [7]. Под психологически безопасной развивающей средой понимают благоприятную среду жизни и деятельности человека. Это - окружение, материальные, и духовные условия, которые положительно влияют на здоровье ребёнка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие [Текст] / В.В. Абраменкова - М.: ПерС.- 2008. - 431 с.
2. Баева, И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников [Текст] / И.А. Баева, В.В., Семикин В.В. – 2005. - с.12-15.
3. Большаков, В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры) [Текст] / В.П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 112 с.
4. Взаимодействия ДОУ и семьи по художественному воспитанию дошкольников. [Электронный ресурс] /https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2018/01/14/vzaimodeystviya-dou-i-semi-po (дата обращения: 20.06.2023).
5. Взаимодействие с родителями, как основа развития творческих способностей детей. [Электронный ресурс] /https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00503064_0.html (дата обращения: 20.06.2023).
6. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Г. А. Антипова / Воспитатель ДОУ. – ТЦ «Учитель» 2011. – №12. – 88 – 94 с.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
8. Дронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
9. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте культуры личности [Текст] / И.В. дубровина. - Вестник практической психологии образования. 2009. N. 3. С. 17–21.
9. Евдокимова, Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. / Н. В. Евдокимова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144с.
10. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия / Т. П. Елисеева. – Мн.: Лексис, 2007. – 68с.
11. Козлова А. В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.
12. Кибирева, О.Н. Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения [Текст]/ Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.)/ О.Н. Кибирева, Е.Ю. Полынская - Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. - С. 99-102.
12. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Д.Б. Лихачев. - М.: Педагогика, 2002. - 183 с.
13. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: ИД «Цветной мир», 2011. – 208 с.
15. Лаптева, Ю.А. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста [Текст] / Ю.А. Лаптева. - журнал Вестник Кемеровского государственного университета/ Лаптева Ю.А., И.С. Морозова – 2016. - С.51-53.
14. Неменский, Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания [Текст] Книга для учителя / Б.М. Неменский – М.: Просвещение, 2005. – 192 с.
15. Райгородский, Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей [Текст] / Д.Я. Райгородский - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2014. - 624с.
16. Рогов, Е.И. Психология группы [Текст] / Е. И. Рогов - М.: Владос.- 2005. - 430с.
17. Сотрудничество с семьей по художественно-эстетическому воспитанию детей. [Электронный ресурс] /https://www.art-talant.org/publikacii/24684-sotrudnichestvo-s-semyey-po-hudoghestvenno-esteticheskomu-vospitaniyu-detey (дата обращения: 20.06.2023).
18. Тарасов, С.В. Образовательная среда и развитие дошкольника [Текст] / С.В. Тарасов. – СПб.: ЛОИРО, 2003. – 139 с.
19. Хаснутдинова, С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -№11. – 82 – 97 с.
20. Шадриков, В.Д. Способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. — М.: Издательство «Институт практической психологи РАН»; Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2014. — 288 с.
21. Шумская, А.И. Психогически безопасная образовательная среда — условие сохранения психологического здоровья часто болеющего ребенка / А. И. Шумская. - Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). - Казань: Молодой ученый, 2018. - С. 30-35. - URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/302/14141/ (дата обращения: 20.06.2023).
22. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2010. – 348 с.
23. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 256 с.
24. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. М. Ясвин. - М.: Смысл. - 2001. - 368 с.
25. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования [Текст] / И.С. Якиманская. - Москва: Сентябрь, Отв. ред. М.А. Ушакова, 2000,- 176 с.