Фрагмент для ознакомления
2
В современных условиях трансформации и модернизации нашего общества особенно остро стоит проблема роли семьи и школы в осуществлении своевременной психолого-педагогически обоснованной помощи детям, отстающим от возрастных норм развития. Задача обеспечения эффективности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития является чрезвычайно актуальной, поскольку такие учащиеся после окончания школы могут быть широко вовлечены в сферу трудовых отношений в различных отраслях промышленности.
В последние десятилетия значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. В настоящее время они составляют более 20% детского населения. Это часть той группы детей, которую в мировой психологической и медицинской литературе называют «дети с минимальной мозговой дисфункцией», а в педагогической – дети с трудностями в обучении или отстающие в обучении. Понятие «задержка психического развития» используется в отношении детей, не имеющих нарушений отдельных анализаторов (слуха, зрения, моторики, речи) и не являющихся умственно отсталыми. Но они отличаются от других детей тем, что испытывают стойкие трудности при обучении по общеобразовательным программам. Следует подчеркнуть, что понятие «задержка психического развития» более дифференцировано, чем «трудности в обучении». В нее не входят ни педагогическая запущенность, ни специфические нарушения речи, ни задержка психического развития вследствие нарушений опорно-двигательного аппарата (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер).
Несмотря на широкое распространение исследований межличностных отношений в общей психологии, в литературе по специальной психологии до сих пор отсутствуют комплексные исследования самооценки и межличностных отношений у детей с замедленным вариантом психического дизонтогенеза. В то же время изучение самооценки и межличностных отношений у данной категории детей чрезвычайно важно, так как самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности, включен во многие связи и отношения с другими психологическими образованиями, каждое из которых способствует его формированию и вместе с тем корректируется и направляется его непосредственным влиянием. К числу таких психологических образований относится система межличностных отношений.
Проблема межличностных отношений всегда волновала умы отечественных и зарубежных ученых. Этот аспект жизни имеет особое значение.
Круг исследований, посвящённых изучению школьников с задержкой психического развития постоянно расширяется, однако проблемы специфики развития межличностных отношений детей с ЗПР в школьном возрасте по-прежнему остаются, мало изученными.
В коллективе обучающийся социализируется: общаясь со сверстниками, приобретает личный опыт отношений в социуме, черпает знания о нормах и правилах поведения в общественных местах. У него появляется желание соответствовать общественным требованиям, функционировать по их правилам, следовать нормам поведения в обществе, реализуется потребность, то есть желание быть полноценным членом общества, в котором он действует (Т А. Власова, К. С. Лебединская).
В настоящее время для специалистов, работающих с обучающимися данной категории, особенно актуальными стали задачи поиска оптимальных путей и средств, направленных совершенствование межличностных отношений обучающихся с задержкой психического развития. Значимость грамотного и активного руководства усиливается вдвойне, когда речь идет об обучающихся младшего школьного возраста.
Для обеспечения устойчивого состояния эмоционального благополучия, становления адекватной самооценки необходимо воздействие психологической атмосферы коллектива, которая должна создавать оптимальные условия для развития личности. Это осуществимо лишь при знании специфики межличностных отношений, складывающихся у 5 обучающихся с задержкой психического развития. Однако исследований по этому вопросу недостаточно, что и обусловило выбор темы.
Традиции изучения детей с задержкой психического развития в нашей стране связаны с именами таких ученых, как Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Любовский, Н. А. Меньчинская, Ю. В. Ульенкова, В. Л. Подобед, П. Б. Шошин и других. Согласно их исследованиям, дети с задержкой психического развития характеризуются значительным замедлением темпа умственного развития и качественным отличием от нормы. В этой связи отмечается также особенность межличностного взаимодействия детей с задержкой психического развития со сверстниками.
Вышеизложенное позволяет сформулировать противоречие между необходимостью развития межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью методического обеспечения в решении данной проблемы.
Проблема исследования связана с поиском методов развития межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: методы развития межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать методы развития межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: предполагаем, что развитие межличностных отношений младших школьников с задержкой психического развития будет наиболее успешным, если использовать следующие методы: методы проблемных ситуаций, метод социальной терапии, метод статусной терапии, метод сказочной терапии, метод игровой терапии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 234 с.
2. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие / Н. Л. Блинова. – М.: НЦ ЭНАС, 2014. - 136 с.
3. Богдан, Н. Н. Специальная психология [Текст]: пособие для пед. вузов / Н. Н. Богдан, М. М. Могильная ; под общ. ред. Л. И. Александровой. - СПб.: Речь, 2015. - 320 с.
4. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М.: АСТ МОСКВА, 2015. - 811 с.
5. Борякова, Н. Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / Н. Ю. Борякова // Коррекционная педагогика. - 2017. - №2. - С. 23-35.
6. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. Ю. Борякова. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
7. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1973. – 215 с.
8. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – ГОРОД: ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2012. - 272 с.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]: в 6-ти т. / Л. С. Выготский // под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, Т. 2: Проблемы общей психологии. - 2012. - 620 с.
10. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 2013. - 329с.
11. Деревянкина, Н. А. Эмоциональный мир ребенка с ЗПР: новые подходы к диагностике [Текст] / Н. А. Деревянкина // Дошкольное образование. - 2014. - №14. - С. 17-19.
12. Дефектологический словарь / А. И. Дьячков, Т. А. Власова, Ю. А. Кулагин, Л. В. Нейман, Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина, - М.: Педагогика, 2015. – 503 с.
13. Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь [Текст] / А. О. Дробинская. – М.: Школьная Пресса, 2012. - 96 с.
14. Ефимова, Н. С. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / Н. С. Ефимова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
15. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст]: учебник для вузов / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2015. - 592 с.
16. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О. Н. Истратова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. - 349 с.
17. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] / И. А. Коробейников. – М.: ПЕР СЭ, 2012. - 192с.
18. Коробейников, И. А. Специальные Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть образования детей с задержкой психического развития [Текст] / И. А. Коробейников, Е. Л. Инденбаум, Н. В. Бабкина. - М.: Просвещение, 2012. - 47 с.
19. Крысько, В. Г. Социальная психология. Курс лекций [Текст]: учебное пособие / В. Г. Крысько. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2013. - 256 с.
20. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2003. – 318 с.
21. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб.: Питер, 2014. - 320 с.
22. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. – СПб.: Речь, 2004. – 286 с.
23. Мудрик, А. В. Социализация и воспитание [Текст] /А.В. Мудрик. - М.: Проспект - Пресс, 2011. - 96 с.
24. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] / В. Б. Никишина. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
25. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Т. А. Власова и др.— М.: Просвещение, 2011. - 119 с.
26. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2012. – 480 с.
27. Панфилова, Е. М. Графическая методика «Кактус» / Е. М. Панфилова // Школьный психолог.– 2013. – № 43. – С. 8-9.
28. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина – М.: Просвещение: Владос,2015. – 291 с.
29. Психоаналитические термины и понятия / под ред. Б. Э. Мура, Б. Д. Файна. – М.: Гердарики, 2015. – 398 с.
30. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия [Текст]: учебное пособие для студентов факультетов психологии / сост. О. В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2015. - 432 с.
31. Психология детей с задержкой психологического развития. Учебное пособие / Соколова Е. В., Дмитриева Н. В., Большунова Н. Я. - Соколова Е. В., 2018. – 335с.
32. Специальная психология [Текст] : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; под ред. В. И. Лубовского. - М.: Академия, 2011. - 472 с.
33. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р. Д. Тригер. - СПб. : Питер, 2011. - 192 с.
34. Щетинина, А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте [Текст]: учебное пособие / А. М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2011. - 132 с.
35. Щур, В. Г. Методика изучения представления ребенка об отношениях к нему других людей / В. Г. Щур // Психология личности. Теория и эксперимент. - М.: Детство-пресс, 2009. - 101 с.