Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы работы с фразеологизмами на уроках русского языка в начальной школе
1.1. Особенности учебно – воспитательного процесса на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Каждый учитель старается вызвать интерес к своему предмету и, согласно требованиям ФГОС, активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка должна способствовать формированию предметных и метапредметных результатов. Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия: личностные, согласованные, познавательные и коммуникативные.
Дорозина, Е.В. Коротаева, А.Н. Леонтьев и др. Психолог А.В. Петровский считает, что познавательная деятельность субъекта начинается с ощущения и восприятия, а затем переходит в мышление [12].
Фразеологизм понимается как устойчивое сочетание слов с определенным звучанием и значением. В речи идиома используется как готовая единица, что сближает фразеологизм со словом. Фразеологизм, или идиоматический оборот, относится к устойчивым выражениям, значение которых в данном языке не определяется значением отдельных слов. Примерами идиоматических выражений являются мыть руки от чего-либо, висеть (быть расстроенным). По мнению исследователей, грамматические значения идиом не соответствуют нормам современного русского языка. Их можно считать грамматическими архаизмами: ответить взаимностью, ударить в грязь лицом, быть без царя на голове и т.д. Идиомы употребляются как единое целое и не подвергаются дальнейшей фрагментации. Семантические слияния идиом различны. Преобразование лексических сочетаний в устойчивые идиоматические единицы называется лексикализация [13]. Исследователи по-разному интерпретируют понятие и свойства идиом, но наиболее последовательно выделяют следующие признаки идиом
1. повторяемость.
2. стабильность.
3. превосходство.
4. принадлежность к именному инвентарю языка.
Изучение идиоматических единиц на уроках русского языка в начальной школе значительно дополняет знания учащихся о лексике родного языка. Оно служит дополнительной основой для развития речи учащихся, включая обогащение запаса выражений, усвоение лексических и стилистических норм, образование односложных слов. Знание идиоматических понятий обеспечивает необходимые условия для ознакомления учащихся с языковыми особенностями литературных произведений и является основой для лингвистического анализа литературных произведений. Большая часть классической русской литературы использует богатую русскую идиоматику. Фразеологические выражения встречаются в русской классике А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других произведениях художественной литературы.
Чтобы заинтересовать детей в изучении фразеологических выражений и оборотов речи, необходимо повысить их познавательный интерес к тексту. Изучение фразеологических оборотов оказывает существенное влияние на формирование и развитие личности младших школьников, обогащает их словарный запас, учит яркости, точности и выразительности речи. Методика развития познавательного интереса учащихся включает в себя следующее
- Привлечение учащихся к постановке целей и задач курса:
-повышать интерес учащихся к содержанию материала;
-участие в тех уроках, которые наиболее интересны ребенку.
Вопрос стимулирования интереса учащихся и активизации их познавательной деятельности не ограничивается предметом русского языка. Однако о предмете русского языка следует сказать особо, так как все остальные предметы также требуют знания русского языка. Поэтому учителям следует уделять особое внимание изучению русского языка.
Автор В.В. Дрозина считает, что познавательные потребности школьников возникают из их глубокой мотивации. Если ребенку интересно то, что он изучает и делает, он всегда будет интересоваться содержанием предмета. В.А. Сластенин познавательную активность сводит к сочетанию восприятия предмета, мышления и практической деятельности. Еще не так давно дети младшего школьного возраста играли в игры. Их основной деятельностью была игра. Однако познавательная деятельность всегда основывалась на интересе, любопытстве и мотивации. Стимулируя познавательные интересы детей, учителя могут поддерживать их интеллектуальное развитие и эмоциональный рост [20].
Основным условием развивающего обучения является идея обучения и развития детей в интеллектуальной сфере. В современной образовательной среде практически все приемы и методы обучения таковы, что дети не получают готовых решений, а ищут их ФГОС базируется на системно-деятельностном подходе к обучению на всех ступенях образования Л.П. Аристова, М.И. Еникеев, И.Ф. Харламов и другие ученые исследовали активизацию познавательной деятельности учащихся в обучении как необходимое условие повышения качества знаний учащихся. Категории познавательной активности, учебно-познавательной деятельности и обучения в основном рассматриваются как репродуктивные и творческие [14]. В современных моделях образования, основанных на системно-деятельностном подходе, учебная деятельность основана на индивидуально-ориентированном подходе. Это означает, что сегодня дети должны обучаться с учетом индивидуальных особенностей. Сегодня современные результаты образования — это предметные, метапредметные результаты. Если в традиционной модели образования учителя формировали только традиционные знания, умения и навыки, то сегодня помимо предметных знаний учителям необходимо формировать четыре группы универсальных учебных действий - личностные, координационные, познавательные и коммуникативные. Педагоги осознали, что невозможно сформировать у детей творческий когнитивный уровень без формирования предметных знаний, умений и компетенций в целом. Однако в традиционной модели учитель - это прежде всего передатчик знаний. Только учитель определяет, что дети должны знать, понимать и обладать соответствующими навыками. Творческий уровень освоения учебного материала может быть достигнут только при наличии у учащихся достаточного объема предметных знаний, практических умений и автоматических навыков по содержанию конкретного предмета [19].
В настоящее время требования ФГОС на всех уровнях общего образования ставят главной целью научить учащихся учиться. Современную образовательную среду часто называют инновационной. Прежде всего, это подразумевает применение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Продуктивная педагогическая деятельность субъекта - это совокупность всех видов деятельности, направленных на расширение, углубление и совершенствование знаний, полученных в процессе учебной деятельности.
Целями учебной деятельности при обучении русскому языку являются стимулирование интереса учащихся к изучению языка, расширение и углубление знаний, полученных на учебных занятиях, развитие коммуникативной компетенции. Детская учебная деятельность обеспечивает продуктивный и творческий подход к изучению русского языка, неформальное общение, развитие практических языковых навыков и умений и расширение кругозора учащихся.
Виды и направления продуктивной учебной деятельности, которые могут быть реализованы в учебных заведениях:
1) Игровая деятельность
2) Познавательная деятельность
3) Проблемно-ценностное общение;
4) Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение).
Продуктивная и творческая деятельность является важной частью образовательного процесса. Эти процессы углубляют познавательный интерес к русскому языку и способствуют развитию социальной и познавательной мотивации. Все формы продуктивной деятельности, такие как игры и игровые элементы, стимулируют развитие личности и одновременно повышают творческий потенциал. Интенсивное преподавание всех видов значительно расширяет кругозор учащихся. Это создает благоприятную социальную атмосферу и способствует более эффективному изучению как русского языка, так и других предметов. Одним из путей совершенствования учебного процесса является создание единой системы обучения: изучение русского языка в классе и вне класса.
Объем обучения по любому предмету может быть расширен в зависимости от потребностей учащихся. Формы и виды такого обучения очень разнообразны. Форма, вид, метод и содержание учебного процесса определяются совокупностью принципов, лежащих в основе функционирования системы деятельности по обучению русскому языку [12]. Принципы в обучении русскому языку отвечают целям и задачам общеобразовательной деятельности школьников. Учителя и учащиеся должны находиться в постоянном взаимодействии. Это должен быть процесс совместного творчества равноправных и равнозначных партнеров. При этом важно и необходимо, чтобы учащиеся осознавали свою роль в процессе обучения.
Различные формы обучения помогают творчески вовлечь всех участников в совместный процесс обучения. Среди прочего, это принцип связи обучения с жизнью. Применение этого принципа позволяет установить тесную связь между обучением в классе русского языка и жизненными ситуациями в обществе. В то же время в классе можно широко использовать местные исторические и художественные материалы и выражения. Преподавание должно строиться в соответствии с принципами релевантной коммуникативной деятельности. Это деятельность, обеспечивающая развитие коммуникативных действий более высокого уровня. Такая работа включает:
-общение с носителями русского языка;
чтение книг на русском языке с фразами; -чтение книг на русском языке с фразами; -чтение книг на русском языке с фразами; -чтение книг на русском языке с фразами; -чтение книг на русском языке с фразами;
-чтение по учебной программе;
- Развитие навыков устной речи в классе и вне его;
- развитие навыков устной речи на мероприятиях, конференциях, круглых столах и семинарах.
Не менее важным является принцип сочетания различных форм аудиторной и внеаудиторной работы. Здесь также необходимо учитывать применение принципа междисциплинарных связей при подготовке и проведении занятий по русскому языку. Большое значение в такой работе имеет реализация междисциплинарных связей. Это обеспечивает реализацию одного из необходимых условий системного подхода к обучению и воспитанию школьников. При таком подходе преподавание русского языка должно осуществляться не изолированно, а в тесной связи со всеми другими предметами. Таким образом, можно снизить существующие междисциплинарные барьеры.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, И.В. Культура речи в контексте других образовательных дисциплин [Текст] / А.И. Авдеева, А.А. Зайцев, Н.Б. Колесова // Современные исследования социальных проблем. – 2010. - No2 (02). – с. 87 – 88.
2. Алгоритмы построения уроков по развитию речи [Текст] / Методические рекомендации / Автор-составитель Е.Н. Атарщикова. – Ставрополь: Издательство СГПИ. - 2008. – 156 с.
3. Алексеева, И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания [Текст] / И.А. Алексеева. – Ростов - н/Д: Феникс, 2002. - 320 с.
4. Архипова, Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников [Текст] / Е.В. Архипова // Русский язык в школе. – 2005. - No 4. – С. 3 – 11.
5. Афанасьева, Л.В. Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся современной школы посредством многоаспектной работы с текстом на уроках русского языка и литературы с целью совершенствования уровня их речевого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op07/rus/Afanasieva.pdf (дата обращения: 20.06.2023).
6. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл. [Текст] / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2012. – 415 с.
7. Безродных, Г.И. Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/212498/ (дата обращения: 20.06.2023).
8. Винокурова, М.В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе диалогического общения (на уроках русского языка в 5 - 7 классах якутской школы) [Текст] / Автореф. дис. ... канд. педагог. наук // М.В. Винокурова. – Якутск, 2005. – 20 с.
9. Гниломедова, Т.П. Формирование языковой и лингвистической компетенции при работе с текстами на уроках [Текст] / Т.П. Гниломедова // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 190 – 196.
10. Давоян, О.Н. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Текст] / О.Н. Давоян // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 83 - 85.
11. Дедюхина. Г.И. Приемы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://forum.schoolpress.ru/article/27/292 (дата обращения: 20.06.2023).
12. Дзюбко, Г.Ю. Формирование образности речи учащихся при изучении сравнения на уроках русского языка [Текст] / Г.Ю. Дзюбко. - Автореф. ... дис. канд. Педагог наук. – Рязань, 2006. – 25 с.
13. Дюкова, М.В. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/104170.html (дата обращения: 20.06.2023).
14. Зайцева, С.В. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.samson-corp.ru/Developments/MM17/mm17-04.pdf (дата обращения: 20.06.2023).
15. Зеленская, И.Г. Реализация коммуникативной компетенции на уроках русского языка [Текст] / И.Г. Зеленская // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 185 - 190.
16. Калабухова, Н.П. Изучение вопросов культуры речи в школьном курсе русского языка [Текст] / Н.П. Калабухова // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2016. - No10. – С. 20 – 24.
17. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 126 с.
18. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
19. Кузьмина, Н.Г. Организация учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка в условиях компетентностного подхода [Текст] / Н.Г. Кузьмина // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 180 – 185.
20. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева; Под ред. Е.И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
21. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
22. Мякишева, И.А. Игра как эффективный способ развития языковой и речевой компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tc.utmn.ru/files/Myakisheva_122-128.pdf (дата обращения: 20.06.2023).
23. Никонова, Л.В. Методическая модель коммуникативно-ориентированного обучения лексике на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе (5 – 6 классы) [Текст] / Л.В. Никонова. – Дис. ... канд. педагог. наук М. - 2013. – 236 с.
24. Подосинникова, А.Н. Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения описанию как типу речи [Текст] / А.Н. Подосинникова // Ярославский педагогический вестник – 2012. – No 1. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 65 – 68.
25. Русецкий, В.Ф. Речевые ошибки как языковое явление [Текст] / В.Ф. Русецкий // Русский язык в школе. – 2005. - No 2. – С. 23 – 28.