Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Проблема буллинга существовала всегда, причем на всех этапах жизни человека, как в детстве в образовательном учреждении, так и во взрослой жизни на рабочем месте. Подростковый возраст является наиболее сложным, конфликтным и противоречивым этапом развития личности. На этом этапе происходят физические и психологические изменения, половое созревание, поиск своего «я». Образование отходит на второй план и для подростка ориентиром становятся сверстники, идет борьба за лидерство, конфликты. Несмотря на то, что вовлечение подростка в конфликт является нормальным, проблема буллинга в том, что буллинг длится долго.
В борьбе за лидерство каждый хочет самоутвердиться в контексте другого сверстника и начинается травля. «Жертве» очень сложно изменить статус, он находится под постоянным нападением со стороны «обидчика» и его друзей. Важно предотвращать и пресекать любые попытки проявления насилия среди подростков. Актуальность проблемы профилактики буллинга заключается в том, что не созданы универсальные способы борьбы с этой проблемой в школах, многие педагоги не замечают или не хотят замечать буллинг у подростков, в связи с этим необходимая поддержка и помощь не оказана вовремя как «жертвам», так и «обидчикам».
Буллинг начинает принимать новые формы, и все больше и больше травли происходит в Интернете — кибербуллинг. Современным подросткам, являющимся «жертвами» буллинга, сложнее избегать ситуаций буллинга, которые негативно сказываются на их психологическом состоянии и могут иметь последствия во взрослой жизни. Поэтому темы работы является актуальной.
Объект: Проблемы взаимоотношений в подростковом возрасте.
Предмет: Психологическое сопровождение подростков в ситуации буллинга, кибербуллинга.
Цель: Изучить особенности психологического сопровождения подростков в ситуации буллинга, кибербуллинга.
Задачи:
1.Изучить буллинг, кибербуллинг как феномен целенаправленного (девиантного) агрессивного поведения в подростковом возрасте;
2.Рассмотреть социально-психологическую модель возникновения, развития деструктивных взаимоотношений в учебной подростковой группе;
3. Рассмотреть способы преодоления и работы по коррекции деструктивных взаимоотношений в подростковой среде.
Методы исследования: теоретические- анализ психолого – педагогического сопровождения, синтез, обобщение.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
1.1 Сущность понятия школьной травли (буллинг, кибербуллинг) в среде обучающихся.
Проблема школьного насилия возникла уже в начале 20 века, в 1905 году К. Дьюкс впервые опубликовал работу на эту тему. Первые систематические исследования проблемы буллинга были проведены скандинавскими исследователями: Д. Ольвеус, П. П. Хайнеманн, А. Пикас, Э. Роланд. Они сформировали понятие буллинга, определив его как притеснение, дискриминацию и травлю. В дальнейшем эта проблема заинтересовала британских ученых, таких как В.Т. Ортон, Д.А. Лейн, Д.П. Таттум, Э. Мунте. [4]
В своих исследованиях Д. Лейн опирался на работы Э. Роланда и давал следующее определение буллинга: буллинг представляет собой насилие, которое может быть как кратковременным, так и длительным, физическим или психическим и проявляется в отношениях с отдельным лицом или группой людей, не способных защитить себя в текущей ситуации. В США особое внимание травле стали уделять в 1990-е гг. Каталано, Хокинс, Харархит. Запугивание было определено Национальной ассоциацией школьных работников Соединенных Штатов как динамические и повторяющиеся модели вербального и/или невербального поведения, производимые одним или несколькими учащимися по отношению к другому учащемуся, когда намерение причинить вред является преднамеренным [7].
Комплексное изучение буллинга в российской науке только начинается, отдельные компоненты буллинга, такие как агрессия и насилие, были учтены в работах ряда наших авторов, где они исследованы и подробно рассмотрены и изучены. Отечественные ученые А. А. Бочавер и К. Д. Хломов выделяют три основных подхода к изучению буллинга:
1. Диспозиционный – при таком подходе акцент делается больше на тематике буллинга, на индивидуальных особенностях участников буллинговых ситуаций, на внутриличностных предпосылках, приводящих к тому, что человек оказывается жертвой или агрессором в их.
2. Тeмпoральный – подход изучает несбалансированность реализации рисков на протяжении всей жизни человека, а также выделяет наличие периодов повышенной чувствительности в связи с жизненными событиями, в течение которых повышается уязвимость человека и риск овладения им ролью агрессора или жертвой.
3. Контекстуальный – этот подход отмечает важность среды, группового микроклимата и системных процессов в сообществе в том смысле, что доминирующим способом взаимодействия между людьми является способ, основанный на властном неравенстве: контекст актуализирует внутриличностные предпосылки и переводит буллинг из категории риска в категорию реальности [8].
Эти подходы различаются целями психологической работы, направленной на прекращение ситуаций травли. Несмотря на то, что изучением проблемы буллинга заинтересовались отечественные исследователи позже, в настоящее время они активно изучают эту проблему, одна из первых работ принадлежит И.С. Кону и называется «Что такое буллинг и как с ним бороться?». Он обратил внимание общественности на наличие насилия в школах и указал, что эта социальная проблема требует особого внимания не только со стороны учителей и родителей, но и со стороны научной общественности. Кон определял буллинг как запугивание, физический или психологический террор, который может быть направлен на подчинение одного человека другому и внушение страха.
В своей статье о школьном буллинге О. Д. Маланцева обратила внимание на то, что «школьный буллинг» включает в себя не только длительное физическое и психологическое насилие со стороны личности или группы по отношению к личности, которая не может защитить себя в данной ситуации, но и совокупность социальных, психологических и воспитательных проблем. Глазман, в отличие от многих авторов
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Л.С. Насилие и психическое здоровье детей [Текст] / Л.С. Алексеева // Семья в России. – 2006. - № 2. – 73-80 с.
2. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. – М., 2014. – 243 с.
3. Бoчавeр, А. А. Буллинг как oбъeкт исследований и культурный феномен / А. А. Бoчавeр, К. Д. Хлoмoв // Психология. – 2013. – № 3. – С. 149– 159.
4. Бутенко В.Н., Сидоренко О.А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева – Красноярск, 2015. - 148с.
5. Вавилова, А. План мероприятий для профилактики буллинга в школе на 2019/20 учебный год. Памятки и анкеты / А. Вавилова, А. Фокина, З. Хайрова // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2019. - № 10. - С. 6-16
6. Волчегорская, Е.Ю. Буллинг как актуальная проблема современной начальной школы /Е.Ю. Волчегорская, М.В. Жукова, К.И. Шишкина, Е.В. Фролова, Н.Д. Носкова // Вестник южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2020. – № 5 (158). – 239-252.
7. Воробьева, К. А. Проблемы профилактики девиантного поведения подростков в образовательной среде / К. А. Воробьева // Воспитание школьников. - 2020. - № 2. - С. 47-53.
8. Гизун, Е. Как противостоять буллингу: советы литературных героев / Е. Гизун // Справочник педагогапсихолога. Школа. - 2020. - № 10. - С. 35- 48.
9. Гриненко, Д.Н. Взаимосвязь условно допустимой агрессии и развитие личности участников буллинга [Текст] / Д.Н. Гриненко // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. – 2014. - № 41. – 70 с.
10. Доклад о положении дел в мире в области профилактики насилия в отношении детей 2020 г.: резюме [Global status report on preventing violence against children 2020: executive summary]. Женева: Всемирная организация здравоох ранения; 2020. – 14 с.
11. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
12. Кон, И. Что такое буллинг и как с ним бороться [Текст] / И. Кон // Семья и школа. – 2006. - № 11. – 15-18 с.
13. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») [Текст] / К. Лоренц. – М.: Прогресс. Универс, 1994. – 272 с.
14. Макарова Ю.Л. Гендерные особенности поведения участников подростковой буллинг-структуры // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 5А. С. 181-192.
15. .Маланцева, О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? [Текст] / О. Маланцева // Социальная педагогика. – 2007. - № 4. – 90-92 с.
16. Молчанова, Д.В. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта / Д.В. Молчанова, М.А. Новикова // Современная аналитика образования. – 2020. – № 1 (31). – С. 1-72.
17. Мосина О.А., Устенко В.С. Проблема буллинга в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т.29. – С. 144-148.
18. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников [Текст] / Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. – М., 2015. – 145 с.
19. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта / Д.В. Молчанова, М.А. Новикова. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 72 с.
20. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников [Текст] / Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. – М., 2015. – 145 с.
21. Психология Личности в трудах зарубежных психологов [Текст] / Под ред. О.С. Осипова. – СПб., 2000. – 54 с.
22. Попова Е.И., Пчелинцева И.В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. - №6 (июнь). – С. 106-110.
23. Филатова, В. О. Агрессия и буллинг в школьной среде: социокультурные факторы, гендерные и половые различия / В. О. Филатова, М.Л. Бутовская, О.В. Калиниченко // Вопросы психологии. - 2019. - № 4. - С. 51-67.
24. Филимонова, О. Противоядие от травли / О. Филимонова // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2020. - № 2. - С. 21-23.
25. Фокина, А. Травля в классе: как заметить и чем помочь ребёнку. Сценарий встречи родительского клуба / А. Фокина // Справочник педагогапсихолога. Школа. - 2019. - № 10. - С. 17- 24.
26. Фразер, Д. Буллинг: обычное явление... которое разрушает психику / Д. Фразер // ОБЖ. Всё для учителя. - 2019. - № 5-6. - С. 67-70.
27. Цветкова, Р. Осторожно: буллинг: как с этим бороться / Р. Цветкова // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2019. - № 5. - С. 18- 23.