Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Формирование самостоятельной и коммуникативной личности сегодня является одной из главных задач в современной образовательной среде. Воплощение инноваций в жизнь диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей каждого субъекта. Чтобы осуществить этот заказ общества, необходимо формировать у каждого ученика культуру общения, социально значимые качества, начиная с младшей школы.
Культура общения для каждого человека чрезвычайно важна. Каждый культурный человек владеет средствами коммуникации и у него развиты соответствующие социальные качества. Это позволяет ему продуктивно общаться со всеми участниками образовательного процесса как в процессе урочной деятельности, так и во внеурочной. К важным развитым социальным качествам субъекта относят доброжелательность, коммуникативность, общественные ценности, открытость и др. В образовательных организациях усиливается воспитательная и развивающая функции. Совершенствуются формы и способы взаимодействия организации и семьи. Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении развития культуры общения на уроках в начальной школе. Для этого важно формировать у школьников коммуникативные умения.
Установление контакта с окружающими – это первоначальная функция любого ребёнка. Это соотносится с его качествами личности, которые позволяют ему продуктивно и уверенно взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми. Это позволяет школьнику удовлетворять его интеллектуальные и эмоциональные потребности. От качества и системы работы каждой образовательной организации и каждого учителя зависит формирование коммуникативной компетенции каждого ребёнка. Можно говорить о том, что задача любой образовательной организации – сформировать культурную, творческую и коммуникативную личность субъекта. Педагогическая наука и практика накопили большой опыт использования методов, приемов и организационных форм взаимодействия всех субъектов школьного образования в вопросах культуры общения и коммуникативного развития младших школьников.
Цель работы: рассмотреть способы и условия формирования культуры общения младших школьников на уроках в начальной школе.
Объект исследования: процесс организации урока в начальной школе.
Предмет исследования: культура общения младших школьников на уроке.
Задачи:
1. Определить сущность общения.
2. Выявить признаки культуры общения.
3. Определить роль учителя в формировании культуры общения.
4. Рассмотреть содержание учебного материала, влияющего на культуру общения младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: беседа, наблюдение, методы опроса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, библиографического списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры общения на уроках в начальной школе
1.1. Определение сущности общения младших школьников
В современной образовательной среде происходит достаточно много изменений. Современный учебно – воспитательный процесс, реализуемый в системно – деятельностном подходе регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) на каждой образовательной ступени.
Под культурой общения понимают установленный порядок поведения в обществе, направленный на целенаправленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора, использования средств общения, который выражен в устной и письменной речи [4]. Большую роль в этом процессе играет речь субъекта, поскольку именно с помощью речи субъект устанавливает и налаживает любые социальные связи. Культура общения – это элемент культуры личности, проявляющийся в межличностном взаимодействии. Она представляет собой систему норм и принципов поведения, призванных осуществить коммуникацию между людьми максимально эффективной. Для этого человек должен владеть устойчивой коммуникативной компетенцией и соответствующими сформированными личностными социальными качествами. Культура общения требует, чтобы все участники коммуникативного процесса соблюдали нормы и принципы общения. Эти нормы являются общепринятыми в обществе и не противоречат собственным принципам участников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзенк, Г.Ю. Природа интеллекта – битва за разум [Текст] / Г.Ю. Айзенк, Л.К. Эмин. - М.: Эксмо – Пресс. - 2012. - 352 с.
2. Андреева, Г. М. Психология социального познания. учеб. пособие для студентов [Текст] / Г. М. Андреева. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Аспект Пресс. - 2010. 288 с.
3. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст] / В.В. Абраменкова – М.: ПЕРСЭ. - 2008. – 431 с.
4. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы [Текст]/Л.А. Байкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 160 с.
5. Батюта, М.Б. Возрастная психология [Текст] / М.Б. Батюта, Т.Н.Князева. – М.: Логос, 2015. – 306 с.
6. Герасимов, И.В. Теория эффективного поведения: Основные положения. [Электронный ресурс]: Психология, социология и педагогика.- No 11. - 2012.- Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2012/11/1326 (дата обращения: 30.11.2022).
7. Кудинова, И.Б Социальный интеллект как предмет исследования [Текст] / И.Б. Кудинова, И.С. Вотчин // Сибирский педагогический журнал. НГПУ. - 2005. - No4.- С. 132-142.
8. Куницына, В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов [Текст] / В.Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - СПб.: Питер, 2012. - 544с.
9. Кислов, А.В. Диагностика способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
10. Лунева, О. В. Теоретические основания концепции социального интеллекта [Текст] / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - No 3.- С. 231–236.
11. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования [Текст] / Д.В. Люсин, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН. - 2014. - 264 с.
12. Манина, К.Е. Факторы становления социального интеллекта на различных этапах онтогенеза [Текст] / К.Е. Манина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - No 12.- С. 150-154.
13. Михайлова, Е. С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика [Текст] / Е. С. Михайлова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. - 2007. - 266с.
14. Минаева, В.М. Развитие эмоций младших школьников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников школьных учреждений [Текст]/В.М. Минаева. – М.: АРКТИ, 2011. – 48 с.
15. Потаповская, О.М. Особенности реализации нравственного воспитания детей в современной практике образовательных учреждений / О. М. Потаповская. – Текст: электронный. – 2014. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-v-sovremennoy-praktike-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 14.05.2023).
16. Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования [Текст] / В.М. Русалов. - М.: ИП РАН. - 2012. - 528 с.
17. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы [Текст] / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др.; науч. рук. ПМК «Успех» А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина. – М.: Просвещение, 2011 – 205 с.
18. Хьелл, Л.А. Теории личности [Текст] / Л.А. Хьелл, Д.Д. Зиглер.- Питер. – 2014 г.- 607 с.
19. Ясюкова, Л.А. Возрастные особенности становления коммуникативной компетентности младших школьников [Текст] / Л.А. Ясюкова, О.В. Белавина// Ученые записки. - СПб.: ГИПСР. - 2011. - Т. 15, No1- С. 74-81
20. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская. –М.: Просвещение, 2018. –230 с.