Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Одной из образовательных областей, которые определены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является познавательное развитие. Среди задач познавательного развития выделено формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале), то есть сенсорное развитие.
Формирование представлений о свойствах предметов и явления, их характеристиках осуществляется благодаря познавательным процессам, в первую очередь ощущения и восприятия, которые являются основой для развития более сложных функций – речи, мышления, воображения. В процессе восприятия, а также практической деятельности детей создаются условия для сенсорного развития, формирования представлений о сенсорных эталонах.
Благоприятным периодом для сенсорного развития детей является дошкольный возраст. На данном этапе дети активно осваивают свойства предметов в процессе предметной, игровой, продуктивной деятельности, знакомятся с формой, величиной, цветом и другими характеристиками, овладевают перцептивными действиями. Накопление сенсорного опыта позволяет им сформировать целостные представления об окружающей действительности, создает условия для познавательного развития.
Различные аспекты проблемы сенсорного развития детей дошкольного возраста рассматривают М.И. Богомолова, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.В. Крулехт, И.А. Лыкова, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин и другие. Среди зарубежных авторов следует выделить М. Монтессори, Ф. Фребеля, О. Декроли, которые разработали свои подходы к сенсорному воспитанию детей посредством дидактических материалов.
Особым путем идет сенсорное развитие у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Вследствие нарушений речевой деятельности отмечаются вторичные нарушения других познавательных процессов, в том числе восприятия, что ведет к неполным представлениям о свойствах предметов и явлений, о сенсорных эталонах. В соответствии с этим возникает необходимость коррекционной работы по сенсорному развитию детей с ОНР.
Среди средств сенсорного развития детей выделяется игровая деятельность, которая является наиболее оптимальным, интересным для детей видом деятельности. В ходе игры дети решают поставленные игровые задачи, при этом достигаются образовательные цели, то есть игра позволяет осуществлять сенсорное развитие в комфортных для ребенка условиях. К таким играм относятся игры с правилами, в частности, дидактические игры.
Посредством дидактических игр у детей дошкольного возраста формируются представления о сенсорных эталонах, развиваются перцептивные действия. Они изучают свойства предметов, сравнивают их по определенным признакам, учатся классифицировать на группы, строить сериационный ряд по величине, группировать по форме и цвету. Это расширяет у них представления об окружающем мире, позволяет накапливать сенсорный опыт и создает условия для познавательного и личностного развития.
Таким образом, проблема сенсорного развития детей дошкольного возраста с ОНР в настоящее время является актуальной, но при этом недостаточно разработаны методические основы использования дидактических игр с учетом современных тенденций развития дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить особенности сенсорного развития детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр.
Объект исследования: сенсорное развитие детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности сенсорного развития детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр.
В соответствии с целью исследования поставлены задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «сенсорное развитие», особенности сенсорного развития детей в дошкольном возрасте.
2. Определить особенности общего недоразвития речи и дать характеристику сенсорного развития детей.
3. Раскрыть понятие, виды и этапы руководства дидактическими играми.
4. Эмпирически выявить особенности сенсорного развития детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
5. Разработать рекомендации по сенсорному развитию детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования – у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня отмечается низкий уровень сенсорного развития (сенсорных эталонов – представлений о величине, форме, цвете).
Для решения поставленных задач использовались теоретические методы исследования: теоретические (анализ, обобщение литературных источников), эмпирические (тестирование), методы обработки результатов исследования.
База исследования: МДОУ «Детский сад № 37».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы в работе воспитателей по сенсорному развитию развитию детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, основной части, списка использованной литературы, приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабиева Н. С. Сенсорное развитие : вариативность современных подходов // Перспективы науки. – 2016. – № 2 (77). – С. 64–67.
2. Богомолова М. И. Использование педагогического наследия зарубежной педагогики в сенсорном воспитании детей. – Ульяновск: ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 2013. – 138 с.
3. Божович Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2000. – С. 160–166.
4. Венгер Л. А. Психология. – М.: Класс, 1998. – 305 с.
5. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 287 с.
6. Выготский Л. С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
7. Гиниятова С. Ю. Сенсорное развитие ребенка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учетом ФГОС ДО // Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 3. – С. 18–22.
8. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 2007. – 368 с.
9. Дмитриева, Е.Е. Коммуникативно-речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи: монография / Е.Е. Дмитриева, Е.Ю. Медведева. – Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2021. – 162 с.
10. Домашняя школа Монтессори : сенсорное развитие / К. Е. Сумнительный. – М.: Лира, 2008. – 66 с.
11. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 2018. – 238 с.
12. Запорожец А. В. Педагогия детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 289 с.
13. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.
14. Карапетян А. М. Сенсорное развитие дошкольников // Новое слово в науке : перспективы развития. – 2014. – № 2 (2). – С. 57–59.
15. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении : практические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.
16. Коммуникативно-речевое развитие детей с общим недоразвитием речи / Т.А. Алтухова, Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина. – Белгород: НИУ «БелГУ», 2019. – 179 с..
17. Крулехт М. В. Ребенок познает предметный мир // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 1. – С. 45–47.
18. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: Альянс, 2013. – 367 с.
19. Логинова Е. А. Общее недоразвитие речи. Алалия / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2020. – 62 с.
20. Лыкова И. А. Цвет в игрушках. Психология. Сенсорное воспитание ребенка. Дидактические задания. – М.: Карапуз, 2003. – 142 с.
21. Муратова М. А. Когнитивные процессы у дошкольников с общим недоразвитием речи. Комплексный подход к диагностике: монография / М.А. Муратова. – Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2017. – 132 с.
22. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПБ.: КАРО, 2008. – 90 с.
23. Новосельцева Т. Ф. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.: Речь, 2012. – 120 с.
24. Платохина Н. А. Развитие сенсорной культуры детей с речевыми нарушениями в едином пространстве дошкольной образовательной организации и семьи: монография. – Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2017. – 179 с.
25. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887 (дата обращения: 25.09.2022).
26. Смирнова Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 144 с.
27. Совершенствование образовательной деятельности в ДОО на основе требований ФГОС ДО : методический конструктор для старшего воспитателя / Ю. А. Афонькина, Т. В. Кузьмичева, Д. А. Морозова. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2020. – 174 с.
28. Соколова Л. С. Сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте и его значение в условиях ФГОС ДО // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2016. – № 4 (10). – С. 156–158.
29. Стародубец И. А. Использование игровых приемов и специального оборудования в сенсорном развитии детей младшего возраста // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2016. – № 1. – С. 74–78.
30. Титарь А. И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2010. – 87 с.
31. Фребель Ф. Детский сад // История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия. – М.: Просвещение, 1986. – С. 207–240.
32. Хохрякова Ю. М. Сенсорное воспитание: учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 125 с.
33. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Владос, 2007. – 360 с.
34. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года : методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Владос, 2018. – 351 с.